Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды



 

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно: оздоровительные, воспитательные, эстетические, сферы общения. Прежде всего, для малых групп характерна малочисленность их состава. Минимальный состав такой группы 2-3 человека, максимальный — 20–30 человек.

Главным психологическим эффектом малочисленности состава группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого в группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с деятельностными и придают группе новые социально-психологические качества. Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организованна и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как в замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, то есть система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер — это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Лидерство в спортивной команде следует рассматривать как социально необходимый процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений.

Влияние лидерства и лидера в спортивной команде может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде. В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой. Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную. Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!». Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации. Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках. Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения.

Таким образом, на формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

 

  В. Д.Демеш

                              к.п.н., доцент СПбГАСУ

                             Н. В.Заливацкая

студентка СПбГАСУ

Здоровый образ жизни студентов ВУЗов

 

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Многие студенты высших учебных заведений пренебрегают здоровым образом жизни. Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает в учёбе выполнять поставленные планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

В. П. Демеш

                                    к.п.н., доцент СПбГАСУ

А. Э. Мирзоева

                                     студентка СПбГАСУ

 

Базовые категории здорового образа жизни студентов ВУЗов

 

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат биологические принципы. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм. На сегодня для человека и его образа жизни недостаточно одних биологических принципов, помимо них существуют и социальные принципы, к которым относятся:

— эстетичность;

— нравственность;

— присутствие волевого начала;

— способность к самоограничению.

Здоровый образ жизни включает в себя некоторые базовые критерии, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни.

Рациональное питание рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Как известно, питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. В настоящее время студентам сложно поддерживать правильный режим питания, что приводит к возникновению целого ряда опасных для жизни заболеваний (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз). Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества, а для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической). Для студентов важно, чтобы физические упражнения приносили удовольствие, не были навязаны и давали положительный эффект. В этом может помочь правильно подобранный комплекс занятий физической культурой в высших учебных заведениях. Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением, уменьшится содержание жировых отложений, будут укрепляться костные ткани, улучшится кровообращение и повысится работоспособность.

Особенно важно следить за общей гигиеной организма, ведь она, прежде всего, связана с поддержанием чистоты кожного покрова. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции, легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.

Закаливание также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Сейчас под понятием «закаливание» понимают укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов. Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды. Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

Режим сна также оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Вся наша жизнь проходит в двух состояниях — бодрствовании и сне. Недостаток сна вредно отражается на здоровье, после 5–6 суток лишения сна наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, повышается раздражимость, даже частичное недосыпание понижает активность мозга, отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, работоспособности. У студентов нарушение сна возникает в период экзаменационной сессии; от такого явления можно избавиться при хорошей организации режима дня, регулярными занятиями физическими упражнениями и при аутогенной тренировке.

Наряду с вышеперечисленными критериями необходимо помнить об отказе от вредных привычек. В идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, а изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. К вредным привычкам, прежде всего, относят употребление алкоголя и табакокурение и употребление наркотиков. Причем в литературе курение представляется как наиболее распространенная привычка, а, следовательно, и как наибольшее зло для человека. Именно здоровый образ жизни в целом имеет важнейшее значение для избавления от вредных привычек.

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации.

В. П. Демеш

                                     к.п.н., доцент СПбГАСУ

А. С. Овчинникова

                                     студентка СПбГАСУ

 

Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у студентов ВУЗов

 

Отношение современного человека к здоровому образу жизни особенно изменилось в последнем столетии. Образовательные учреждения призваны формировать прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития. Данная установка является ведущей в системе физического воспитания студентов в вузе. Поэтому в результате использования средств, методов и форм обучения и воспитания в сфере физической культуры в вузе должно произойти обращение сознания студента к пониманию и принятию здорового образа жизни как жизненно-важной ценности. Она обеспечит необходимый уровень жизнедеятельности студента, создаст благоприятные предпосылки для многообразных проявлений его социальной активности и создания здоровой семьи.

Здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостазис (постоянство внутренней среды) через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т. е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом важным условием поддержания гомеостаза является проявление потребности в физической активности.

Укрепление здоровья можно осуществлять двумя путями:

1) сокращением его потери, устранив причины чрезмерного расходования здоровья;

2) путем накопления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Студенческая пора в жизни человека — то период перехода от юности к зрелости, когда заканчивается биологическое развитие, это период завершения создания биологической и интеллектуальной базы для жизни и продуктивной трудовой деятельности, период расцвета его духовных и физических сил.

Характеризуя студенческий возраст, следует подчеркнуть вопрос о самовоспитании. К этому студентов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача —вооружить студентов основами самовоспитания, в чем, собственно, и состоит смысл вузовского воспитания. Следует отметить, что обучение в вузе — это время, когда в основном заканчивается неспециальное физкультурное образование в организованных формах и человек должен воспитать в себе потребность в занятиях двигательной деятельностью в интересах собственного здоровья и высокой работоспособности.

К основным компонентам образа жизни студентов относятся:

1. Психосоциальные компоненты образа жизни студентов

— психологический комфорт;

— основы половой культуры;

— основы родительской культуры;

— безопасное поведение (популярность наркотиков в современном мире, к сожалению, велика и главная причина огромной популярности наркотиков – это незнание правды о последствиях их употребления).

2. Компоненты, нормализующие физиологические функции организма:

— оптимальная двигательная активность (оказывает наибольше влияние на сердечно-сосудистую систему);

— рациональное питание;

— индивидуальный режим (нормирование и рациональное чередование различных видов активности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип жизнедеятельности человека);

— профилактические мероприятия (нужны не только ежегодные «тотальные» обследования, но и индивидуальные периодические обследования, которые учитывали бы всю специфику возраста, пола и других факторов конкретного человека).

Для улучшения здоровья и поддержания своего организма в нормальном и работоспособном состоянии человеку необходимо контролировать следующие параметры:

1) физическую форму (в полном объеме важно обращать внимание на силу, ловкость, гибкость, координацию и способность управлять этими качествами, состояние кожи, связок, суставов, волос);

2) питание;

3) очищение; 

4) иммунитет и состояние в целом (оценка, состояние и работа внутренних, вегетативных органов: пищеварения, выделения, особенно сердца и легких, а также иммунной системы, органов чувств, особенно глаз и слуха, а также речи, обеспечивающей общение; сюда же входит регуляция всех перечисленных составляющих, их согласование);

5) психологическое напряжение (релаксация, концентрация, аутотренинг, медитация);

6) эмоциональное благополучие (психический статус, социальные отношения и здоровье, а также с развитие и содержание духовного мира человека).

С развитием технического прогресса меняется и образ жизни современного человека, отношение человека к себе и своему здоровью. Построение своего успешного жизненного пути должно начинаться с освоения здорового образа жизни. Насколько его технология окажется продуманной и по-человечески привлекательной зависит наше повседневное самочувствие. По мнению ученых-геронтологов, человек может жить не менее 100 лет, если своей невоздержанностью, своим безобразным обращением с организмом не сведет этот срок до гораздо меньшей степени. Чем моложе возраст, с которого начинается познание личного здорового образа жизни, тем больше перспектив у человека получить удовольствие от общения с природой, семьей, друзьями, от самореализации самого себя.

В. А. Склянина

студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.038 с.)