Обзор западных молодёжных субкультур С 1950-х до наших дней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор западных молодёжных субкультур С 1950-х до наших дней



 

В настоящее время публикации про молодёжные субкультуры не редки, но в то же самое время мало в каких источниках удаётся найти упоминания о более старых по времени происхождения субкультурах, царствовавших в ХХ веке. А ведь эти движения ничуть не хуже, если не интереснее всем известных готов, панков, металлистов или хипстеров.

В 1950-е в Америке появился новый вид музыки, образовавшийся из симбиоза блюза с кантри — рок-н-ролл. Вскоре музыкальный стиль стал ведущим и определил лицо десятилетия. Стоит сразу отметить, что разновидность рок-н-ролла, которую играли белые исполнители, называлась рокабилли и была наиболее распространённой в то время веткой рок-н-ролльной семьи [3; 32].

В это время среди молодёжи появилось движение гризеров, зародившееся в северо-восточных и южных штатах США и вскормленное богатой музыкальной почвой. Помимо рок-н-ролла гризеры слушали много негритянской музыки, особенно ритм-н-блюза и имели дурную репутацию хулиганов [1; 23].

Название «гризеры» с презрительным оттенком использовала по отношению к ним “нормальная” молодёжь из-за набриолиненных причёсок (grease, англ. жир, сало), впоследствии оно закрепилось и стало наименованием движения.

Обычно гризерами становилась молодёжь рабочего класса. Весь их вид призван был выражать бунт: гризеры носили кожаные куртки, обычно косухи, чёрные или синие джинсы с подворотами, футболки (белые, чёрные или популярные в то время двуцветные), кеды Converse, клетчатые рубашки, куртки-бомберы, рабочие ботинки, ковбойские ботинки, остроносые винклпикеры и так далее. Образ мог дополняться шейным платком или цепью на джинсах. Девушки-гризеры встречались редко и либо опирались в своей одежде на моду 1950-х и стиль пин-ап, либо выбирали более “мальчишеский” вид и одевали рубашки и джинсы. В наши дни часто можно встретить девушек-гризеров в косухах [4].

Один из главных атрибутов движения — автомобили.

В 1960-е годы движение начало угасать: на музыкальной арене появились группы «Британского Вторжения» с «The Beatles», «Rolling Stones» и «The Who» во главе. Рокабилли стало терять популярность, и некоторые музыканты завершили свою карьеру, а большая часть попросту погибла от несчастных случаев.

Но в конце 1970-х произошёл рокабилли-ривайвл (т.е. возрождение стиля) благодаря американской группе «Stray Cats», отправившейся попытать счастья в Англию – на родине их музыка успеха не имела. В Британии же на них свалился успех, повлекший за собой появление множества других музыкальных групп, играющих в стиле рокабилли.

Примерно в этом время рокабилли основательно проникло в Советский Союз и до сих пор живёт уже в России. Появились также русские исполнители рокабилли, типа московского «Мистера Твистера» 1980-х и современных «Крекерс» из Санкт-Петербурга.

Отечественных гризеров можно встретить в тематических сообществах ВКонтакте, связанных с гризерами, рокабилли или 50-ми. Помимо Интернета они легко находятся в клубах типа петербургского «Money Honey» или на концертах рок-н-ролла.

Кстати, культура, образовавшаяся вокруг рокабилли, и стиль гризеров не имеют ничего общего со стилягами, зародившимися в поздние 40-е и просуществовавшие до начала 60-х годов и неожиданно вошедшими в моду после выхода одноимённого фильма.

В Англии в конце 1950-х зародились моды денди из рабочего класса, которые поклонялись элегантности, хорошей одежде и музыке. Они появились в Лондоне и достигли своего расцвета в начале и середине 60-х. Слово «мод» произошло от «модернист», которое, как считается, использовали в 1950-х годах для обозначения музыкантов, играющих модерн-джаз и их поклонников [2; 48].

Началось всё с того, что у молодёжи появилась возможность работать. А куда тратить деньги молодому человеку, которому не нужно платить за квартиру и обеспечивать семью? Разумеется, такие вот молодые люди начали тратить свою зарплату на пластинки, скутеры, хорошую одежду и клубы. Это и были первые моды [5].

Первоначально моды слушали американские джаз, блюз и ритм-н-блюз, затем появились британские группы, вызвавшие у них интерес, например, «The Rolling Stones», «The Yarbirds», «The Kinks». Были группы и ориентировавшиеся именно на модов — «The Small Faces», «The Creation», «The Action» и наиболее успешная — «The Who». Спросом пользовались также соул и ска. Второй главной вещью была одежда. Часто она делалась на заказ. В почёте был итальянский и французский стили, моды любили красивые костюмы и стали основателями стиля casual. Как средство передвижения модами использовались скутеры, чаще всего «Веспа» и «Ламбретта» [5].

С лета 1966 года мод-сцена начала пребывать в упадке. Дело было как в коммерциализации субкультуры, когда моду стали диктовать компании и молодые люди перестали успевать за ними. А когда психоделический рок и субкультура хиппи получили распространение в Англии, многие покинули мод-сцену. Другой причиной стало то, что многие моды выросли и им стало нужно кормить семью, а времени и денег на одежду, пластинки, клубы и поездки на скутере у них не стало [5].

В поздние 70-е моды пережили ривайвл. Частично это возрождение вдохновилось фильмом «Квадрофения» 1979 года по одноимённой рок-опере «The Who». Другими причинами стали съезды скутеров и появление новых групп, находившихся под влиянием модов. Появился и новый музыкальный стиль — мод-панк, начавшийся с «The Jam», за которыми последовали другие.

А вслед за этим последовал ещё один ривайвл — на этот раз в 90-е с появление групп, играющих бритпоп, таких, как «Oasis», «Blur», «Supergrass» и т.д. [5].

Сейчас моды — одна из самых распространённых «старых» субкультур. Хотя они уже не принимают амфетамины, но по-прежнему ходят в клубы. Встретить их чаще всего можно в клубах на концертах с соответствующей тематикой. В Петербурге это концерты местной группы, играющей ска-джаз «St. Petersbug Ska - Jazz Review». Также модов легко повстречать в объединениях, связанных с ретро-скутерами. Тематические сообщества, касающиеся непосредственно субкультуры обычно очень вялые и трудно находимые, зато функционирует целый сайт под названием «Moscow Mod Scene».

В заключение хочется сказать, что было рассказано далеко не обо всех интересных субкультурах 50-60-х годов прошлого века, а информацию нельзя считать полной.

Культурное значение перечисленных субкультур очевидно: многие вещи, которыми мы сейчас пользуемся, пришли именно от них. Именно в создании чего-то своего, пусть даже в трудных условиях жизни, состоит привлекательность этих субкультур. Их история намного богаче, чем у многих нынешних движений и они позволяют стать частью другого времени.

Многие субкультуры не выдерживают испытания временем. Мода на них приходит и уходит, а новые движения появляются и исчезают. Сложно предсказать, какие именно субкультуры выживут, а какие исчезнут, но обычно наиболее стойкими оказываются субкультуры, взросшие на вечных вещах, не меняющихся со временем.

 

С. Г. Фотопулу

студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

(научный руководитель — М. Ю. Силикова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)