Прием жидкости в беге на длинные дистанции, как способ предотвращения кризиса организма связанного С перегревом и обезвоживанием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием жидкости в беге на длинные дистанции, как способ предотвращения кризиса организма связанного С перегревом и обезвоживанием



За последнее время стали очень популярными различные пробеги и соревнования в беге на дистанциях от 10 километров и до марафонских забегов. Эти соревнования требуют от бегуна очень хорошей специальной подготовки, но наряду с физической подготовкой, на результат влияют также погодные условия, питание во время бега или его питьевой режим.

Прием жидкости при беге на длинные дистанции представляет собой сложный вопрос. Способности и уровень подготовки бегуна имеют существенное значение, лучшие бегуны способны переносить потери веса до 8 % и более. Для предотвращения кризиса связанного с перегревом организма и его обезвоживанием бегуны обязательно должны принимать жидкость.

Погодные условия, очень сильно влияют на питьевой режим бегуна. Высокая температура вызывает дополнительную потребность в приеме жидкости. По мнению одного из ведущих физиологов спорта Д. Костилла (США), «ни один другой фактор не создает такой угрозы здоровью спортсменов и не вызывает столько значительного понижения работоспособности, как жара». Оптимальная для проведения соревнований по марафону температура воздуха плюс 14–16 градусов (возможные потери во времени в марафонском беге составляют 40–60 секунд на каждый градус температуры выше оптимального уровня).

Чем жарче день, тем больше потребность в питье для компенсации, выходящей в виде пота жидкости. Поток воздуха, обдувающий вспотевшую кожу, охлаждает тело. Чем выше температура, чем выше влажность воздуха, тем больше тело будет выделять пота, пытаясь снизить температуру тела.

При перегреве тела может произойти следующие изменения в организме бегуна:

1) У бегуна может наступить тепловое изнеможение, вызывающее обильное потовыделение, тошноту или головокружение, или общее ухудшение состояния организма.

2) Может наступить тепловой удар, при котором прекращается процесс потовыделения, что вызывает общее повышение температуры тела, а это ведет ко многим возможным осложнениям, включая остановку сердца.

В связи с вышесказанным следует, что прием жидкости является жизненно необходимым в жаркий день для поддержания потовыделения и, следовательно, процесса охлаждения.

В течение определенного периода времени, правила соревнований по бегу на длинные и сверхдлинные дистанции ограничивали прием жидкости на дистанции.

Сейчас, согласно правилам, напитки можно принимать через каждые 5 км, причем в дополнение к правилам оговаривается, что по совету представителя медицины организаторы могут создавать дополнительные пункты питания и освежения в жаркий день.

Очень важным является вопрос, что пить, так, как согласно исследованиям здесь задействованы очень сложные факторы. Солевые растворы выходят из желудка очень быстро. Сахар замедляет опорожнение желудка. Большие усилия, свыше 70% от максимальных усилий, препятствуют опорожнению желудка. Лучше всего выработать рецепт индивидуального питания, опытным путем, во время длительных тренировок. Есть данные, которые говорят о том, что прием солей может способствовать перегреванию, а предположения о значительном снижении сахара в крови бегунов не доказаны.

Самым идеальным напитком является вода, охлажденная до плюс 5° C такая температура способствует быстрому всасыванию воды и попаданию в кровь, тем самым решаются две задачи — сокращение влагопотери и добиваемся ее быстрого усвоения. Пить воду нужно еще до старта между 45 и 15 минутами перед стартом медленно выпить пол-литра воды. Преимущество воды перед напитком еще и в том, что напитки, содержащие сахар, делают руки бегуна липкими, что раздражает и вносят дискомфорт, крайне нежелательный во время забега.

Для стабилизации уровня глюкозы и частичного возмещения потери воды и электролитов во время забега, специалисты рекомендуют применять углеводно-минеральные напитки по 150 мл через каждые 15 мин. В зависимости от температуры воздуха оптимальная концентрация растворов глюкозы для всасывания из желудка должна быть различной; при температуре 10° — 12%-й раствор, при 20° — 6%-й раствор и выше 25° — 4-5%-й раствор.

При массовых забегах и небольшой скорости бега возможно использование бумажных и пластмассовых стаканчиков. Для бегунов стремящихся показать высокий результат использование стаканчиков проблематично из-за того, что на большой скорости трудно глотать жидкость, возникает риск заглатывания воздуха и возникновения дискомфорта в желудке. Лучше всего использовать для этой цели бутылки из мягкого пластика, легко сжимаемые и с узким горлышком, чтобы их можно было нести, заткнув горлышко большим пальцем. Если это вода, то ее остатки можно вылить на себя для охлаждения.

Согласно правилам соревнований по легкой атлетике, бегун может иметь свой напиток с записанным составом и предоставленным организаторам соревнований в указанное время для его проверки. Часто в соревнованиях возникают ситуации, когда бегун, подбежав к столику, не может найти свою бутылку. Для облегчения этой задачи на бутылки приклеивают цветную этикетку с номером участника.

Для понижения температуры тела бегуны одевают специальную, легкую и сетчатую, быстро проветриваемую одежду: шапочка, майка, спортивные трусы, специальную обувь — «марафонки».

Последнее время на соревнованиях в марафонских забегах и дистанциях спортивной ходьбы, ставят душевые с мелким распылением воды, чтобы охладить тело спортсмена. Очень хороший эффект для охлаждения организма при прикладывании к голове и протиранию рук, туловища, дают поролоновые губки пропитанные водой.

Обладая элементарными знаниями по обезвоживанию и борьбе с ним, а также выполняя методические рекомендации по питьевому режиму, можно предотвратить многие отрицательные явления, связанные с обезвоживанием и повышенной температурой окружающей среды во время соревнований и его отрицательным влиянием на организм спортсмена.

О. В. Демиденко

к.п.н., доцент СПбГУКиТ

 

Эмоциональный самоконтроль студентов первокурсников с использованием средств физической культуры

 

Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе является одной из педагогических задач преподавателей высшей школы, результатом которой выступают оптимальная работоспособность, физическое здоровье, эмоциональный комфорт, приспособление к учебной деятельности, принятие социальной роли студента.

Система профилактических мер с использованием средств физической культуры позволяет минимизировать негативные последствия затрудненной адаптации первокурсников к обучению в вузе, с одной стороны, а с другой стороны, — обеспечить их оптимальное личностное самосовершенствование.

Педагогические технологии должны способствовать развитию биологического, психического и личностного потенциалов первокурсников для обеспечения их адаптивными ресурсами в преодолении объективных противоречий адаптационного периода.

Особенно значение эмоциональная  деятельность имеет место при преодолении трудностей и препятствий во время спортивных состязаний.

Максимальные усилия, направленные на достижение поставленной цели, спортсмен может проявить только при определенном эмоциональном отношении к стоящим перед ним целям и задачам.

Основой эмоциональных отношений являются сложные социальные взаимоотношения человека в коллективе.

Эмоциональные отношения играют роль мотивов поведения наряду с мотивацией идейной, моральной, интеллектуальной, с мотивами привычек, интересов, склонностей.

Эмоциональный самоконтроль— это способность человека держать эмоции под контролем и сдерживать негативные действия при встрече с сопротивлением или враждебностью со стороны окружающих, или при работе в стрессовых условиях.

В частности, используются следующие способы саморегуляции эмоциональных состояний:

— аутогенная тренировка И. Шульца и ее разные модификации,

— прогрессивная релаксация Э. Джекобсона,

— психорегулирующая тренировка;

— медитация; десенсибилизация;

— дыхательные упражнения;

— «защитные механизмы» по З. Фрейду;

— тренинг самоинструкций;

— изменение направленности сознания; актуализация эмоциональной памяти;

— визуализация;

— посредством другой эмоции (сознательная активация другой эмоции);

— когнитивная регуляция (переключение сознания на положительно эмоционально окрашенные события и деятельность, используя внимание и мышление);

— моторная регуляция (использование физической активности для разрядки сильного эмоционального напряжения).

Важную роль в процессах самоконтроля личности играет ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Появление самоконтроля определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека.

Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию.

Процесс самоконтроля предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

В занятия по физической культуре для студентов первокурсников включают использование поточно-интервальной круговой тренировки с применением психорегулирующих физических упражнений на этапе физиологической адаптации.

Данная технология проведения практических занятий способствует психофизиологическому тренингу эмоционального самоконтролю психологической и социально-психологической адаптации студентов первокурсников.

П. А. Корчагина

студентка СПбГУКиТ

 

Основы здорового образа жизни современного студента

Чтобы начать говорить о самом главном не только в жизни студента, но и взрослого человека, необходимо разобраться в понятии «здоровье». Итак, что же оно значит:

По словарю русского языка С.И. Ожегова, здоровье — «Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [3; 230].

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет здоровье как «Состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» [1 236].

Как можно подметить, два определения объединяет одно: полноценная работа организма человека.

Так что же представляет собой человек, который обладает всеми перечисленными выше функциями организма?

Здоровый человек — это тот, у кого сильный, крепкий организм. Это отсутствие болезней и недугов, у вас здоровый цвет лица, волосы, ногти — всё в хорошем состоянии, отличное самочувствие, настроение.

Но, к сожалению, за последние 2 года число студентов имеющие проблемы со здоровьем, вызванные хроническими заболеваниями, увеличилось вдвое. Например, в 2010 году их количество составляло всего 9%, а 41 % учащихся высших учебных заведений страдали от ОРВИ не менее 3х раз в год, в то время как, то в 2012 году проблемы возникли уже у 18 %.

Также немаловажным фактором является нравственный аспект здоровья. Это мотивация не только себя на здоровый образ жизни, но и окружающих. Она включает в себя:

Обязательную зарядку, правильное питание, здоровый сон, закаливание и другие факторы. Кроме этого, важнейшую роль играют в нашей жизни, от которых зависит полное состояние человека, такие аспекты как:

1.Экология (влияние внешней среды на человека, на его организм в целом).

2.Наследственность (свойство живых организмов воспроизводить себе подобных).

Говоря об экологии, нужно отметить деталь: организм человека обладает удивительной способностью приспосабливаться к отрицательным воздействиям окружающей среды. А у человека, который ведет активный образ жизни этот процесс «приспосабливания» происходит гораздо быстрее и легче, нежели у людей с низкой активностью.

Здоровье во многом зависит от наследственности. Генетиками доказано, что если она неблагополучна, то организму сложнее противостоять и бороться с окружающей его средой. Но при выработке сильного иммунитета и его дальнейшем укреплении, доказано, что тогда у человека не возникает проблем, например, при переездах в другую страну, те же самые командировки — это тоже сильный стресс.

Итак, что же такое образ жизни? Активная деятельность человека, которая направлена в первую очередь на свое здоровье, на его улучшение и укрепление. Нужно отметить, что образ жизни складывается на протяжении всего времени, он может изменяться, сбиваться по каким-либо обстоятельствам: болезнь, переезд, стресс и.т.д. Но основы закладываются именно в студенческие годы, когда организм молод ему необходимы жиры, белки, углеводы, в то время как в пожилом возрасте человеку приходится от чего-то отказываться в случае «непереносимости» [4; 27] продукта, содержащие один из перечисленных критериев.

Проводив опрос среди студентов разных городов России, среди них было 67% девушек и 33% юношей. 87% из них живет в общежитиях, остальные 26% либо у родственников или имеют свои квартиры/дома. К сожалению, 27% учащихся из 87 %, которые в общежитиях, не успевают позавтракать, таким образом, их умственная деятельность и внимание на парах очень понижено. К этому относится и затягивание сна до 1–2 часов ночи, оно составляет 94% от всего количества студентов. Поэтому 37% вынуждены досыпать днем. Стресс, переживания учащиеся снимают пагубными привычками: курение — это 40% учащихся (среди них 19% девушки), спиртное употребляют 19%, пробовали наркотики хоть раз 40% студентов, из них 10% употребляют постоянно.

Если говорить о питании, то нужно отметить: 59% употребляют в рацион питания вредную пищу («fast food» — еда быстрого приготовления: McDonald's, Burger King, еда «всухомятку» — бутерброды, булочки, печенье и т.д.), шоколадные батончики, чипсы, сухарики — всё это оставляет след не только на органах пищеварения, но и на самом состоянии человека. 59% употребляют вышеперечисленное ежемесячно, 22% — каждый день, а 97% посещали фаст-фуд рестораны хотя бы один раз. Потому что сегодня молодежь гонится за успехом, признанием окружающих, почётом, взамен жертвуя своим здоровьем. В конце концом это может привести к «непоправимым последствиям» [2; 181]. Для того чтобы быть и успешным и здоровым, достаточно 20–30 минут в день уделить своему здоровью: сделать зарядку глаз или размяться хорошо утром. Говоря об утренней зарядке, ее делают только 20%, 40% не делают совсем и еще 40% предпочитают больше ходить или вечернюю пробежку. Что касается студентов, посещающих и участвующих в различных спортивных мероприятих и просто занимающихся спортом, то их доля составляет 79%.

В волейбол играют 19% (не только на отдыхе, но и за свои институты), хоккей — 16%, большой теннис только у 17%, настольный теннис популярен среди 21% студентов и 27% играют в футбол (что интересно среди них — это 2% женского пола).

Но не всем хватает времени, чтобы посещать спортивные секции. 81% студентов ответили, что хотели бы иметь хоть немного свободного времени, чтобы заниматься спортом (большинство учится допоздна или работает).

Подводя итоги, отметим важные аспекты здорового образа жизни студента:

Зарядка (10–20 минут утром)

Правильное питание

Гигиена

Закаливание

Отказ от вредных привычек

Каждый куёт свое счастье, как захочет, но счастье состоит в том, чтобы быть здоровым, выносливым, иначе без этого успеха не добиться.

Литература

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Избранные статьи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  2. Макаров В.А., Степанов А.А., Оськин С.А. Лекция по теоретическому курсу физического воспитания. — М., 1968.
  3. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. — М., 1991.
  4. Попов Г.В. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. Иваново 2009.

                В. И. Михеев

к.п.н., доцент ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.04 с.)