Конфуцианская и легистская мысль древнего Китая о конфликтах и путях их разрешения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфуцианская и легистская мысль древнего Китая о конфликтах и путях их разрешения.



Для мировоззрения китайцев характерны следующие особенности: направленность на практические вопросы; социальность и сосредоточенность на взаимоотношениях индивида и общества, социально-этических проблемах. Уже в глубокой древности в Китае существовали представления о двух конфликтующих силах Инь и Ян. Ян связывалась со светом, теплом, а также символизировала мужское начало, Инь - холод, тьму, а также женское начало. Силы Инь и Ян, даже пребывая в конфликте, не могут существовать порознь, взаимно дополняя и постоянно переходя друг в друга.

Расцвет социально-философской мысли Китая приходится на время эпохи Борющихся царств, когда Китай был разделен на несколько царств, борющихся за гегемонию. В этот же период возникает несколько конкурирующих философских школ. Важнейшими из этих школ являются конфуцианство и «школа легистов».

Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное Конфуцием. Он основал школу для подготовки «благородных мужей» — будущих администраторов, обладающих высокими этическими принципами. Именно им, по мнению Конфуция, принадлежит основная роль в управлении. Основные черты этого образа Конфуций изображает в контрастном сопоставлении с чертами его антагониста — «низкого человечка».

Благородный муж следует долгу и закону, а низкий человечек думает лишь о выгоде. Благородный муж требователен к себе, низкий человек — к окружающим. Таким образом, одной из черт конфуцианского идеала личности является бесконфликтность, умение ладить с окружающими.

Конфуций в своих изречениях утверждал, что «злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей ». Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного не столько на законодательных актах, сколько на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных, и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца.

Конфуций не отвергает законодательство полностью, но отводит ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добродетели: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказаний, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Одним из главных принципов конфуцианства является неукоснительное соблюдение традиций, обычаев и ритуалов. Конфуций исходит из убеждения, что мир «испортился»: в древности люди вели себя правильно, были сдержанны и честны, отсюда вытекает принцип «исправления имен». Конфуций хотел вернуть понятиям их первоначальный смысл, чтобы все твёрдо придерживались своих обязанностей: старшие руководили, младшие подчинялись. Эти принципы включают уважение к старшим, патриархальность и уподобление государства большой семье. Верхи должны не просто руководить, а проявлять отеческую заботу о подчиненных, народ же обязан трудиться и выказывать властям сыновнюю почтительность. Традиции в этом случае заменяют законы. Конфуций проповедовал также принцип гуманности, сначала следует обогатить народ, а потом обучить. Таким образом, Конфуций стремился создать гуманное и гармоничное общество, отношения социальных групп в котором основывались бы на убеждении и на добровольном подчинении. Положительной чертой конфуцианства следует признать и культ знания, учения. В то же время неуклонное стремление следовать традиции и ритуалу, поиска идеала в прошлом делало конфуцианство учением консервативным, ведущим к застойной стабильности.

Легисты были главной силой, противостоявшей конфуцианству. Доктрины легизма были кардинально противоположны тому, что предлагали конфуцианцы. Они ставили безусловный примат закона, сила и авторитет которого должны были держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Законы разрабатываются мудрыми реформаторами, а издает их и придает им силу государь. Доктрина легизма первоначально состояла из двух основных школ или течений. Первой была школа Шэнь Бухая, которая основной упор делала на выработку методов управления при посредстве развитого бюрократического аппарата. Второй – школа Шан Яна, превыше всего ставившая закон и систему наказаний. И конфуцианцы и легисты равно осуждали междоусобные войны и политическую раздробленность страны и призывали к централизации власти во главе с государем, при помощи министров и чиновников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.005 с.)