Функции институтов в обществе. Дисфункции общественных институтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции институтов в обществе. Дисфункции общественных институтов.



Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются. Социальный институт является определенным образом организованной, стандартизированной и согласованной между участниками общественной жизни структурой, направленной на удовлетворение общественно значимых потребностей.

Функции социальных институтов активно описывали в своих работах социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они считали, что главным аспектом в функциях социальных институтов являются их общественные последствия (полезные или вредные).

Так, Р. Мертон разделил последствия деятельности социальных институтов на функции и дисфункции.

Функции Дисфункции
Последствия, которые способствуют сохранению, развитию, саморегуляции данной системы. Говоря коротко, это полезные для общества последствия. Последствия, ведущие к дестабилизации, дезорганизации данной системы, изменению се структуры. Это вредные для общества последствия.

Если дисфункций больше, чем функций, то в обществе происходит дезорганизация социальной системы. Например, дисфункциями социального института семьи будут являться следующие процессы: увеличение разводимости, бездетность.

Социальные институты являются полифункциональными, т.е. имеют множество функций. В социологии выделяют универсальные и специфические функции социальных институтов.

Универсальные функции - общие для всех социальных институтов функции, к которым относятся следующие:

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, они становятся упорядоченными и стабильными.

· Регулятивная функция, с помощью норм, образцов поведения и контроля за их соблюдением.

· Интегративная функция, которая предполагает отношения взаимоответственности членов социальных групп.

· Коммуникативная функция, создание условий для формального и ролевого общения отдельных индивидов. Институты для передачи информации (СМИ).

Специфические функции характерны для некоторых социальных институтов. Например, институт образования – обучением и подготовкой к профессиональной деятельности.

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт. Явные функции закреплены в кодексах и уставах, официально декларируются, контролируются обществом. Явные функции являются необходимыми, осознанными и формализованными.

Латентные функции – это последствия социальных институтов, которые не могут быть заранее запланированы. Например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, однако эта функция не является его основной.

Таким образом, латентные функции рассматривают как «побочный продукт» деятельности социального института. Однако с помощью изучения латентных функций можно получить объективную картину общественной жизни.

Функции социальных институтов могут изменяться, исчезать и трансформироваться в новые. Состояние социальных институтов – показатель стабильности общественной системы. Если система стабильна, социальные институты имеют понятные и необходимые функции.


 

18. Теории нового международного порядка Я. Тинбергена как пример конфликторазрешения.

Ян Тинберген (1903-1994) — голландский экономист, обладатель Нобелевской премии по экономике в 1969 году.

В 30-е годы Я. Тинберген в сотрудничестве с Р. Фришем создал новую науку - эконометрику, объединившую статистику и экономический анализ. Эти ученые ввели в экономическую практику математические методы, позволившие сделать точными и достоверными прежде неопределенные экономические прогнозы.

На основе теории экономических циклов, экономический рост всегда неравномерен не только в пространстве, но и во времени. В каждой стране, как и в мировом хозяйстве в целом, периоды довольно высоких темпов роста чередуются с периодами замедления или даже сокращения производства. Наблюдения за экономическим ростом позволяют раскрыть его циклический характер.

После второй мировой войны Я. Тинберген переходит к изучению экономических проблем развивающихся стран. Особенно его интересовали методы долговременного планирования экономического развития.

В 1975 г. Римский клуб поручил Я. Тинбергену подготовить доклад, посвященный глобальным социально-экономическим проблемам, стоящим перед человечеством (гонка вооружений, продовольственный, сырьевой и энергетический дефицит, ухудшение экологии, Север-Юг). Была поставлена задача определить принципы перестройки существующей системы международных экономических отношений. Доклад положил начало становлению глобалистики как новой комплексной науки с ее теоретическими концепциями и методологией. В этой монографии Я. Тинберген впервые научно обосновал идею нового международного экономического порядка, на котором в дальнейшем базировалось бы также и установление нового международного политического, правового, культурного порядка. Он вводит понятие "функционального суверенитета" - структуры, которые могут возникнуть в результате развития взаимоотношений государств при сохранении их юрисдикции над собственным экономическим пространством, но с допуском функциональной деятельности специализированных международных органов (Европейское сообщество). Это должно позволить создать систему регулирования экономических отношений с помощью международных политических и экономических органов.

Тогда же Я. Тинберген выдвигает концепцию " общего наследия человечества ", согласно которой природные ресурсы должны принадлежать всему населению Земли. А "потери" их владельцев предполагается компенсировать за счет эквивалентного обмена на экономические ресурсы. В этой связи он сформулировал концепцию преодоления "разрыва" между "богатым Севером" и "бедным Югом".

Макроэкономическая политика должна быть направленна на максимизацию общественного благосостояния, но эта цель, очевидно, слишком нечеткая. После установки макроэкономических целей правительственные органы должны определить инструменты, с помощью которых их можно достичь. Я. Тинберген отмечал, что существуют количественные и качественные инструменты, больше сосредотачиваясь при анализе на количественных инструментах. Среди них основными является фискальная и монетарная политика.

Для анализа экономической политики Я Тинберген использовал простую линейную модель. Сделанные на основе этой системы расчеты подтверждают, что эффекты воздействия денежной и фискальной политики линейно независимы. Уже в 1936 г в Нидерландах Я Тинберген использовал макроэкономические модели для оценки возможностей влияния правительства на экономическое развитие. Это позволило начать применение этих моделей в процессе разработанения национального бюджета и экономического планирования после Второй мировой войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)