Тематическое рисование в VI классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое рисование в VI классе



Знания и навыки, получаемые в VI классе: рисование групп предметов в более сложном положении; рисование чучел животных; рисование интерьера и больших зданий; дальнейшее ознакомление со свойствами цвета; определение и передача теплых и холодных цветов в живописи; погашенные цвета; передача освещенности и объема; изучение человека в движении; наброски с натуры.

Новым в тематическом рисовании является: работа над эскизом и этюдом; углубленная работа над созданием образа.

Рекомендуются темы: по памяти — комната, в которой я живу;

по наблюдению — учебный кабинет, пионерская комната;

по представлению — метро, оформление зала.

Темы современности: героика наших дней.

Отводится на тематические задания 4 часа. Можно взять меньшее количество тем, но глубже их проработать.

На шестом году обучения рисованию надо обратить особое внимание на закрепление технических навыков и на грамотное изображение пространственных отношений.

К изображению человека в движении ученики уже должны быть подготовлены за предыдущие годы обучения. Особое внимание надо обратить на различные" характерные движения человека. Изучение их обосновано наблюдением над товарищами или добровольным натурщиком (рис. 19). На середину класса (парты отодвигаются к стене) выходит уборщица, подметает класс, наклоняется к ведру и т. д. Дети наблюдают. В нужный момент характерное движение закрепляется. В несколько минут делается набросок. В дальнейшем ученики делают зарисовки с движущейся модели без фиксации. Улавливая

характерный поворот, ждут его повторения или зарисовывают по памяти сразу. Фигура передается объемно, учитывается освещение.

Интересно проходит индивидуальное задание на анализ движения по фотоснимкам или наклеенным на плотную бумагу вырезкам из журналов или газет. Можно взять спорт, танцы и т. п. Каждому ученику дается кар точка с изображением человека в движении. Требуется «прочитать» это движение: найти положение осей и обозначить точкой сочленения; по найденной схеме движения закончить рисунок с передачей характерных складок в одежде. Если работа выполнена, ребята меняются карточками и решают второй вариант.

Очень активно проходит урок по изучению движения, когда учитель рисует на доске схематичные фигурки и просит угадать, что они делают (рис. 20).

Ученики вызываются к доске; они в свою очередь задают «загадку» классу. Убедившись в том, что школьники освоили роль осей, учитель диктует различные движения, а дети зарисовывают на своих листах. Технику выполнения наброска можно варьировать, давая перо и кисть. Процесс работы должен искать сам учитель. Закрепить пройденный материал можно в заданиях па литературные темы и на темы по наблюдению. Хорошо использовать декоративные сказочные темы. Панно могут быть выполнены гуашью одним или группой учеников. Живописная работа такого характера требует упражнения крупных мышц руки, приучает к широкому и смелому мазку.

Рис. 19. Натура (VI класс)

Но, учитывая сильно резвившуюся способность к критике своих работ, настаивать на живописной манере не стоит. Легче выполнить тематический рисунок графически карандашом, пером или силуэтно тушью. Последний вид работы выполняется быстрее и легче.

Рис. 20. «Загадка» (V7 класс)

Так, тема «Зимой» была выполнена в классе тушью кистью за один урок (рис. 21). Предварительно, на предыдущем уроке, было дано задание наблюдать и выбрать характерные моменты игры или труда. Рекомендовалось сделать наброски. В класс для урока принесли возможный инвентарь (одежда, лыжи, лопата, метла, санки). Учитель показывает иллюстрации, выполненные силуэтом. Разбирают, каким приемом пользовался художник — кисть, перо, сухая кисть, кончик бритвы при выцарапывании, расщепленная спичка, ватка. Демонстрируются детские силуэтные работы. Это сделать необходимо, чтобы вселить в учеников уверенность в своих силах. Как рисовать? Учитель просит детей дать ему тему. Ученики наперебой предлагают каждый свою. Выбрав характерную тему, отличную по содержанию от приготовленной к уроку, учитель показывает на доске ее выполнение. Сочный мазок, «клякса», как говорят дети, кладется внутри будущей фигуры. Он постепенно растягивается до воображаемого контура. Детали выполняются кончиком кисти или пером (рис. 22). Требуется лаконизм в композиции и смелость в выполнении. Если возникнут у учеников затруднения, помогут позирующие товарищи. Движение наблюдают на какой-либо работе, проводимой на середине класса. Инвентарь в данном случае необходим для наблюдения за правильным положением тела. При неудачном мазке обязательно нужно показать всему классу возможность исправления: тут же ввести в композицию или новую фигуру, или превратить неудачное пятно в характерное дерево. Надо дать толчок к изобретательности. Безусловно, это даст возможность всем довести работу до конца.

При анализе работ, отметив хороший замысел, разнообразие движения, нужно заострить внимание на технике выполнения.

Тема «Комната» имеет целью закрепить навык изображения интерьера и грамотного изображения предметов (рис. 23).

Накануне дается задание наблюдать свою комнату и сделать наброски двух-трех предметов (стола, кровати, шкафа и т. п.).

Учитель приносит в класс репродукции с изображением интерьера. Разбирают построение. Объявляется тема: нарисовать комнату свою или же такую, какую бы хотели иметь. Более способные ученики имеют возможность взять творческую тему «новой» комнаты, более слабые легче справятся с работой по представлению своей комнаты.

Спокойная, деловая обстановка урока необходима для выполнения работы. Учитель обходит класс и наводящими вопросами помогает ученику. При наличии у большинства однородных ошибок надо остановить работу класса и объяснить ошибку.

Как правило, у учеников возникают затруднения и сомнения в правильности рисунка. Обобщая вопросы учеников, учитель подводит детей к необходимости детального изучения предмета или явления и предлагает активно наблюдать то, что неясно им в данный момент: «Понаблюдайте еще раз и запомните, нарисуйте дома этюды». Объясняется новое слово: этюд—художественное произведение, которое создается художником с натуры с целью се изучения, подготовительный материал при работе над картиной.

Разбор работ па доске и проверка их по законам перспективы даёт возможность помочь всему классу осознать ошибки.

 

Рис. 21. Зимой (VI класс)

              Рис. 22. Взятие крепости (VI класс)

 

Рис. 23, Комната (V/ класс)

На следующем уроке исправляют ошибки по принесенным этюдам и докапчивают работу. При окончательном разборе работ нужно обратить особое внимание на творческие решения темы -Какую бы я хотел комнату». Здесь проявляется фантазия подростка, пробуждается эстетическое чувство в подборе и расстановке мебели.

Надо заметить, что выполнение в карандаше для учащихся легче. Акварель трудна. Простой раскраской они не удовлетворяются, а профессиональное, живописное выполнение для них является непосильной задачей. Некоторые тематические работы выполнялись как контрольные на листе с печатью (т. е. с частью школьного штампа). В данном случае отношение к заданию было особо серьезным, у детей возрастала требовательность к своей работе, и качество рисунков было поразительно.

Рис. 24. Утро на целине (VI класс)

Учитывая особенности каждого класса, учитель ищет все новые и новые возможности стимулирования учеников. Не может быть готового рецепта, шаблона в работе с детьми. Учитель — творческий работник, и у него нет пределов в поисках новых методов.

Опыта работы по седьмому классу еще не было, т. к. рисование вводится в нем впервые. Очевидно, придется посещать производство и делать наброски и зарисовки с натуры. При изучении человека — обращать внимание на передачу одежды и ознакомить с рисованием головы. Кроме тем «В колхозе», «На заводе», можно брать и темы героики сегодняшнего дня.

Развитие науки и техники в СССР позволяют найти новые темы: то, что было сказкой, становится былью (рис. 24),

 

 

РАБОТА В КРУЖКЕ

Идя навстречу стремлению учеников, необходимо организовать кружок рисования, живописи и лепки.

В кружке работа строится на основе материала, пройденного зло программе во время классных занятий. Углублять знания надо постепенно, сообразуясь с возрастными особенностями и индивидуальностью ученика.

В кружке встретятся ученики разной подготовки, с различной степенью заинтересованности. Неизбежен отсев, хотя он крайне нежелателен.

Кружковцы должны активно участвовать в общественной жизни школы. Занятия искусством обогащают эмоциональный мир, учат понимать красоту и видеть ее в окружающей жизни, рождают жизнерадостность и бодрость. Если не все кружковцы в дальнейшем будут художниками, то лучше будут понимать искусство и применят полученные знания на производственной практике.

Кружок охватывает весь школьный возраст от 7 до 16 лет.

Крайне важен индивидуальный подход и сохранение индивидуальности. Диапазон в выборе тем очень большой. К детским радостным темам, полным красочности, следует прибавить героические и исторические, сказки и темы современности (рис. 25).

Очень поле ню чаще выходить за пределы школы, наблюдать и зарисовывать, характерное. Красота парка и неба, новостройки, npaздники, события большой важности — все должно найти отклик и душе подрастающего человека.

В кружке с третьего класса можно работать с эскизами, ввести длительный сбор материала, выполнять зарисовки как в школе, I а к и дома. Рисование отдельных предметов, краткие подготовительные темы предшествуют главной узловой теме.

Какие тем и брать в кружке?

Этот вопрос  очень важен. Ведь надо учесть интересы и возможное! и учеников. Изучение человека приобретает здесь доминирующее значение. С первых же занятий учитель обязан вооружить учеников знанием изображения человека от общего представлении до детального изучения.

Задания для младших могут начаться с рисования игрушек, матрешек, кукол, в то же время необходимо постоянно проводить наблюдения над живым человеком.

По содержанию темы можно разбить на: увиденные в действительности, рожденные литературными произведениями, театром, кинофильмами, посещением музеев, свободные.

Для более углубленного развития творчества надо пробовать силы па разнообразных темах.

Работа начинается в школе, часть ее выносится домой, окончание должно быть в присутствии учителя. Рисунки помещают на выставку.

Работа учеников вне школы вместе с учителем создает особый контакт, помогает наблюдать правильные приемы.

Таким примером может быть экскурсия в парк осенью. Захватив с собою небольшие альбомы с твердым переплетом, кружковцы вместе с учителем наблюдают разнообразные характерные признаки осени. Определяют цвет листвы, травы* неба. Пережив эстетическое наслаждение, ученики выбирают каждый для себя определенный уголок парка. Учитель сам при детях делает быструю зарисовку акварелью.

Такая экскурсия была проведена в нашей школе. С увлечением работали кружковцы, в их работах подмечена красота осени (Табл. IV). В стенах школы эти работы были использованы при исполнении сказки «Алёнушка».

Ученица III класса Лена Б. после экскурсии весною в парк дала прекрасную акварель «Весна». Легкость весеннего пейзажа, фигуры детей, пускающих кораблики в ручье, переданы наивно и трогательно. Здесь виден весь автор, его возраст, его интересы.

Темы для младших школьников определяются их потребностями и желаниями. Нужно откликнуться на их интересы, пережить всё вместе с ними и осторожно довести их до выполнения замысла.

Декоративность сказочных тем привлекает как девочек, так и мальчиков.

Для более старших школьников очень важно знакомство с произведениями художников и с процессом их творчества

Ученикам показывается картина «Ленин в Смольном» художника И. Бродского. Отмечается сосредоточенная поза J3. И. Ленина, спокойная обстановка. Все детали в картине подчеркивают основную мысль художника. Спокойная, коричневато-серая гамма усиливает впечатление деловой сосредоточенности.

Картина «Ленин на трибуне» художника А. Герасимова •полил стремительного движения. Вся фигура Ленина устремлена вперед — к пароду. Полыхание алого знамени и отсветы на втором плане создают напряженную приподнятость, увлекают за собою, подчеркивают пламенную речь Ильича.

Все что резко отличается от первой картины. Главное выделяется размером, положением, цветом. Часть трибуны, городской пейзаж с толпою лаконичны и необходимы. Их нельзя ни •убрать, пн дополнить. Золотисто-алая цветовая гамма празднична н взволнованна.

Совсем другое впечатление производит картина «Конец» художником Кукрыииксов. Композиционным решением она дает пример распада, раскола. Положение фигур «разваливает» целостность. композиции. Черный проем двери выхватывает -трагическую фигуру. Окружение вводит в мертвенность подвала. Детали и картине подчеркивают обреченность. Цвет холодный, зеленовато-синий усиливает впечатление обреченности.

Хорошо ознакомить кружковцев с процессом работы художника над картиной, показав первоначальные эскизы, чтобы ребята поняли, что искать нужно долго, настойчиво. Нужно ^наблюдать и отбирать.

Наблюдательность у ученика пятого класса сказалась в типаже его работы «У киоска». Было обращено внимание на разный возраст стоящих в очереди за фруктами, отмечено характерное и одежде. Стараясь достичь живописности соседних цветовых пятен, автор все же не смог объединить все богатство цвета.

ВI работе ученика шестого класса Аркаши Е. «На нашем дворе уже появилось разнообразие движения и объединяющая холодная гамма (Табл. V). Старших учеников манит портрет. С некоторыми приходится вести занятия индивидуально.

Формат работ должен постепенно увеличиваться. Коллективно можно создать панно, декорации для школьных спектаклей, такая работа объединяет, увлекает и способствует вовлечению новых участников в кружки.

Признав значение рисования, некоторые школы оборудовали класс мольбертами и приобрели пособия.

Необходимо практически ознакомить учеников с различными видами изобразительного искусства.

Кроме рисования и живописи, надо провести работы аппликационные. Часто на практике при создании стенных газет или панно используются вырезки из плакатов, журналов с последующей доработкой акварелью или гуашью.

Очень охотно дети занимаются лепкой из пластилина. Из цветного пластилина был вылеплен барельеф «Звездная ночь». Перед белой палаткой у костра на пеньке сидит пионер. Он дежурит. Веточкой поправляет костер. Красные языки пламени перекликаются с пионерским галстуком мальчугана. За палаткой золотой серп луны. Работа лаконична и полна лирики.

Выполняют ребята и скульптурные работы из стеарина, парафина. Любовно делают для них футляры из использованных электрических ламп. Вытачивают крохотные фигурки из пластмассы, используя ручки от зубных щеток, сделали шахматы.

Разнообразие материала поддерживает интерес и будит инициативу учеников. Дружеский обмен мнениями с коллективной критикой дает возможность участникам кружка накопить для себя много нового, поучительного, участвовать активно в жизни школы.

Работы нужно систематически выставлять, что привлекает учащихся в кружки. Желающие попасть в кружок могут выполнить ряд заданий учителя на консультациях, так как обычно всех желающих охватить бывает немыслимо.

лей, такая работа объединяет, увлекает и способствует вовлечению новых участников в кружки.

Признав значение рисования, некоторые школы оборудовали класс мольбертами и приобрели пособия.

Необходимо практически ознакомить учеников с различными видами изобразительного искусства.

Кроме рисования и живописи, надо провести работы аппликационные. Часто на практике при создании стенных газет или панно используются вырезки из плакатов, журналов с последующей доработкой акварелью или гуашью.

Очень охотно дети занимаются лепкой из пластилина. Из цветного пластилина был вылеплен барельеф «Звездная ночь». Перед белой палаткой у костра на пеньке сидит пионер. Он дежурит. Веточкой поправляет костер. Красные языки пламени перекликаются с пионерским галстуком мальчугана. За палаткой золотой серп луны. Работа лаконична и полна лирики.

Выполняют ребята и скульптурные работы из стеарина, парафина. Любовно делают для них футляры из использованных электрических ламп. Вытачивают крохотные фигурки из пластмассы, используя ручки от зубных щеток, сделали шахматы.

Разнообразие материала поддерживает интерес и будит инициативу учеников. Дружеский обмен мнениями с коллективной критикой дает возможность участникам кружка накопить для себя много нового, поучительного, участвовать активно в жизни школы.

Работы нужно систематически выставлять, что привлекает учащихся в кружки. Желающие попасть в кружок могут выполнить ряд заданий учителя на консультациях, так как обычно всех желающих охватить бывает немыслимо.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над тематическим рисованием, учителя настойчиво ищут новые методы преподавания в условиях школы, находят подход к каждому заданию с учетом подготовки детей и особенностей окружения. Это является творческой работой учителя.

Из всего изложенного ясна роль учителя. Личное влияние в силу подражательности детей приобретает особое значение. Учитель должен быть глубоко образованным, человеком высокой культуры, живущим интересами современности. Он должен владеть своим мастерством и постоянно повышать свою квалификацию, любить свое дело и детей, уметь создать полный контакт с учащимися.

Учитель-энтузиаст поведет за собою молодое поколение, научит, преодолевая трудности, достигать цели, видеть прекрасное, приобщит к радости творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.046 с.)