Тематическое рисование в IV классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое рисование в IV классе



Знания и навыки в IV классе следующие: выявление - объемов светотенью;

непрерывное растяжение цвета от светлого к темному и наоборот;

переход из цвета в цвет;

дальнейшее изучение человека в движении: сидящего, наклоняющегося;

составление на палитре производных цветов;

знакомство с цветовым кругом и дополнительными цветами;

деление цветов на теплые и холодные.

Новым в тематическом рисовании является: соблюдение воздушной перспективы: с удалением предметы становятся менее четкими и менее яркими;

зарисовка с натуры необходимого для композиции; соблюдение логической связи между изображаемыми предметами;

передача цветом настроения.

Рекомендуются. т е м ы: по наблюдению — прилет птиц, ловля рыбы, сельскохозяйственная выставка; по представлению — сбор грибов и ягод, воспоминание о лете, сказка о царе Салтане и т. д.

Эти темы можно заменить другими посильными или дать темы фантастического характера из явлений современности, папр. полет на луну.

На темы отводится 6 часов.

Тема природы очень благодарна. Она проходит во всех классах и бесконечно варьируется. Но каждый раз, в зависимости от программы, ученикам предлагается углубить ее решение. Так, в четвертом классе после прохождения технического приема работы акварелью — перехода из цвета в цвет — можно дать тему «Летний (или зимний) вечер».

Объявив тему, учитель предлагает приготовить рабочее место: справа от ученика должна быть баночка с водой, под нею листок—-палитра для пробы красок. Краски удобно расположить рядом с баночкой. Левее — три чашечки для раствора. Слева от листа нужно приготовить тряпочку, кисть положить в углублении на парте.

Когда рабочее место готово, можно приступить к беседе в вопросо-ответной форме о характере цвета вечернего неба.

Учитель демонстрирует перед классом несколько готовых детских работ и репродукций с изображением* вечера.

«Какой способ работы акварелью надо применить, чтобы получить небо?» Дети отвечают: «Непрерывный переход из цвета в цвет». — «Попробуйте смешать на палитре краски. Не получается ли при смешении черноты? Какие краски нельзя смешивать?»— «Киноварь и берлинскую лазурь». — «Почему?» — «Получается грязь. Выпадает соль ртути в виде черного порошка». Учитель напоминает название цвета и предупреждает о необходимости постоянного пользования палитрой. Он показывает обязательно сам весь процесс работы. Класс участвует в этой работе, отвечая на задаваемые вопросы. Кисть лежит на парте. Ученики только смотрят. Нельзя допустить механического подражания. — «Что бледнее, передний или задний план?» — «Лес на горизонте», — отвечают дети.

«Дадим подсохнуть подмалевку», — говорит учитель и снимает образец с доски.

Дети получают разрешение «рисовать глазами», наметить линию горизонта и затем приступить к работе. Учитель обходит класс и следит за выполнением, напоминая о свежести и чистоте покрытия краской. Когда дети кончат подмалевок, останется мало времени до конца урока. Чтобы дать возможность просохнуть работам на парте, учитель прикалывает снова на доске свой рисунок и показывает изображение деревьев легко на заднем плане и сочно на переднем. Ствол передается густо мазком, а кончиком кисти тонко ветки, листья, трава. Учитель рекомендует понаблюдать дерево в натуре — во дворе, на улице, в парке. Работы учеников высыхают, и их собирает выделенный для этого ученик.

На втором уроке, посвященном этой же теме, раздаются подмалевки и еще раз на доске показывается строение дерева. Затем рисунок стирается, и ученики заканчивают свои работы.

В конце урока при разборе работ обязательно отмечается самостоятельное решение. Учащиеся должны понять огромное значение наблюдения. Работы обычно у всех бывают хорошие,, и ученики испытывают радость творчества.

На отдельном листе следует показать, как исправить неудачу в работе: дерево сделать более толстое, дать характерный изгиб сучьям, закрыть неудачную часть неба зеленью кроны, добавить еще новое дерево и т. п.

На этом же уроке было дано новое, еще незнакомое ребятам— выбор горизонта. Высокий горизонт позволяет обратить главное внимание на изображение земли и находящиеся на ней предметы, низкий горизонт — более полно передать небо. Для этого очень хорошо показать репродукции и фотоснимки с различными горизонтами.

После наблюдения демонстрационный материал убирается, и предлагается ученикам «вспомнить» свой пейзаж с речкой или дорогой.

Условия работы сообщает учитель. Они следующие:

1.       Рамку делать не нужно, т. к. рисунок будет помещен на паспарту;

2.       Наметить легкой линией горизонт;

3.       Сначала мысленно разместить предметы и также легкой линией пометить их место на листе;

4.       Подобрать на палитре цвета и решить, какие из них нужны будут в картине.

Цвет должен передать настроение и соответствовать теме (солнечная, пасмурная погода, день, вечер). Упомянутые темы решались без человеческой фигуры, и дети справлялись легко. Надо учесть, что в этом возрасте уже в значительной мере развита критика и недовольство своей работой.

Прежде чем дать темы с изображением человека, надо уточнить ранее полученные знания о нем. Здесь уже недостаточно наблюдать товарищей. Необходимо глубже изучать движения и делать зарисовки с натуры. Программа только в VI классе и только во второй половине года упоминает о знакомстве с изображением человека, поэтому многие учителя проводят специальные уроки. В 135 школе Калининского р-на. г. Ленинграда воспитательница предложила свои услуги позировать. Дети с большим уважением отнеслись к ней и любовно отметили даже такие детали, как вышивку на ее кофточке.

Этот контакт между воспитателем, учителем и детьми обусловил очень высокую успеваемость на всех этапах обучения.

В этом же классе была тема «Морозко». Учитель рассказал прежде очень кратко о возникновении сказки.

В зимние долгие вечера молодежь собиралась где-нибудь с работой: пряли или слушали при свете лучины сказительницу-старушку. Подневольная жизнь крестьян порождала мечты о прекрасном, недоступном для них и воплощала всю горечь жизни в образах злых злодеев. Но правда всегда торжествовала. Это нашло свое отражение в народном устном и изобразительном творчестве.

После краткого вступления учитель объявил задание: «Будем рисовать сказку». Дети проходили на уроках русского языка «Морозко», поэтому все хорошо знали ее содержание. Учитель только слегка коснулся фабулы, акцентируя красочные- моменты. Например: «И подарил Морозко девице сундук кованый. Открыла его падчерица и ахнула. Какие наряды были там! Стала она их вынимать и дивиться на красоту». Надо было учесть возможность выполнения, основываясь на пройденном материале.

Дети были особенно внимательны, с волнением выслушали рассказ. Они сознательно отбирали понятные им моменты и горели желанием рисовать.

Новым было предложение учителя выбрать любой формат бумаги: или дежурный раздавал нарезанные листы, или ученики брали из своих папок бумагу и сами намечали формат.

Показав репродукции зимнего леса, красочные одежды русских девушек, учитель обратил внимание учеников на оформление репродукций и сказал: «Мы будем рисовать крупно, без рамки. Работы наклеим на паспарту». Он познакомил детей со значением нового слова: паспарту — слово французское, обозначает картонную рамку, на которую наклеивается рисунок. Новое— работа без рамки — поневоле стимулировало дать изображение в крупном плане. Рисовать легкой линией, вернее,, намечать рисунок ученики начали после глубокого обдумывания. Класс буквально замер. Чувствовалась большая творческая работа. При обходе учитель подбадривал, давал краткие советы. И класс на 1-м же уроке смело работал красками. Работа велась почти одной кистью. Разрешено было пользоваться всею палитрой, золотом и серебром. В цветовом решении условием ставилось продуманное сочетание цветовых пятен, была дана полная свобода в создании фантастических образов. Оканчивали урок с большим сожалением, высказывая желание заниматься после переменки. Таким образом, сама жизнь выдвигает вопрос о сдвоенных уроках. Может быть, использовать занятия в кружках для завершения тематических работ?

На втором уроке занимались доработкой. В основном все- было уже решено раньше. При разборе помещали рисунки на заготовленные паспарту и обращали внимание на соответствие- замыслу, на характерность образа, на технику выполнения и на декоративность.

На работе видно усвоение навыка перехода из цвета в цвет (небо), использование гуаши, передана воздушная перспектива, на переднем плане соотношение «Мороза» и деревьев правдоподобно, дерево показано только частью ствола, дано только характерное, лишнего нет.

В сравнении со II классом содержание было раскрыто полнее, а техника выполнения богаче. (Табл. I.)

Другая тема — «Прилет птиц» — хорошо пройдет там, где не-посредственно дети наблюдают это явление.

После изучения птицы и рисования ее с натуры могут быть взяты темы, связанные с новым образным представлением. От непосредственного наблюдения к логическому мышлению, к установлению взаимосвязи между предметами в определенной среде — такова задача этой темы.

Было бы очень хорошо во время экскурсии за город провести беседу. Подметить характерные признаки весны в природе, почувствовать поэзию весны. Установить, какие птицы прилетают, каковы их характерные особенности. Сравнить двух трёх разных по форме птиц. В условиях города наблюдать прилёт птиц гораздо труднее. Здесь можно взять часть дерева со скворечником или просто ветку с набухшими почками и птиц на ней. Для более одаренных можно дать пейзаж, поместив в нем фигуры учеников. Например: дети вешают на дерево скворечник, подают гвозди, молоток, подставляют лестницу.

Конечно, эта композиция возможна только в тех классах, где изучали человека. Движение можно проверить на себе или на товарище. Здесь особую роль играет выбор горизонта. Характерные предметы — дерево, ветки, скворечник, птица — должны быть хорошо представляемы учеником, поэтому наличие чучел, репродукций или рисунков поможет детям выполнить задание более ярко.

Если учитель сам владеет рисунком, то может показать на доске несколько вариантов решения темы, а потом стереть свои рисунки.

При анализе работ можно неудачный рисунок увеличить на доске. Учитель наводящими вопросами привлечет внимание класса. При дружной коллективной работе убирается с рисунка все лишнее, отвлекающее от главного, и вводится характерное. Рядом с первым рисунком возникает исправленный. При работе красками учитель заставляет сравнивать светлоту неба и земли, неба и дерева. Необходимо выявить освещенность предметов; показав репродукции, обратить внимание на передачу солнечного освещения. Обычно ученик стремится изобразить солнце схематически, кружком с лучами. Надо отвести от шаблона и рассказать, что художники избегают изображать солнце, т. к. и смотреть на него нельзя, да и краски такой, светящейся, еще не нашли. Солнечное освещение передается другим способом: надо подобрать цвет освещенных предметов, показать собственные и падающие тени.

Часто жизнь выдвигает свои особые темы, которых обойти нельзя.

Темы «Фестиваль», «Космические полеты» должны отразиться в творчестве подрастающего поколения. Учитель должен быть широко осведомленным человеком, чтобы ответить на внезапные, взволнованные и пытливые вопросы учеников. Все новые и новые задачи вносит жизнь в обучение рисованию в школе. Нужно дать возможность учащимся в творчестве пережить гордость за свою Родину, за величие человека.

В наше время, благодаря развитию науки и техники, сказка становится былью. Так в IV классе была дана тема «Первые на Луне».

Тема была выдвинута самой жизнью, после запуска космической ракеты. В классе проведена была беседа об открывающихся сказочных возможностях. «Вот бы на Луну слетать»,— вдохновенно высказали дети свою мечту. Учитель ожидал этих слов. У него заготовлены были иллюстрации с фантастическими скафандрами, рисунок космической ракеты. Вспомнили фантастические описания лунных пейзажей. Волнение и богатая фантазия в мощном порыве объединила учеников и учителя. Ярко и образно дополняли ученики картину прибытия первых аэронавтов на Луну. Работали ученики вдохновенно.

На таблице II люди несовершенны, но поразителен полет фантазии. Вова Б. пояснил свою картину. «Прилетели на ракете. Небо темное и звезд много, много. Большая Медведица ярко сверкает. Все звезды горят. Воздух не мешает их видеть. А Земля, как большой голубой фонарь, висит за лунными горами. А они, как острые айсберги, высокие и холодные. Потому и голубые. Вышли люди в скафандрах. Через стеклянный колпак все видеть могут. Около них тени легли. Один (левый) глаза ладонью закрыл, чтобы блеск не мешал, и глядит вперед. Два других на небо и землю любуются. А палку с собой с Земли привез, чтобы легче ходить. А этот (справа) удивляется и руку поднял. Один отец с сыном в черную пещеру вошел. Он поднял факел и пошел исследовать пещеру. Там' при свете факела все сверкает красным. А потом все прилетят на Землю и все расскажут». Пусть несовершенен рисунок (ученик занимается рисованием первый год), но какое богатство фантазии, сколько гордости за свою Родину, сколько веры в будущее.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.019 с.)