Тематическое рисование в III классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое рисование в III классе



В III классе учащиеся при тематическом рисовании получают следующие знания и навыки:

дальнейшее развитие пространственного изменения; ступенчатое и плавное растяжение цвета;

воспроизведение основных цветов красного (киноварь, крапплак), синего (берлинская лазурь, кобальт, ультрамарин), желтого (кадмий), составление производных: оранжевого, зеленого, фиолетового, получение коричневого цвета и приближающихся к нему;

работа ограниченным количеством цвета; обобщенная передача человека в несложном движении (идет, поднимает руку, ногу). Можно использовать задания на изображение кукол и применить лепку.

Новым в тематическом рисовании является: развитие эмоциональности и выразительности; выделение главного размером, положением и ярким цветом; отбор характерных деталей; введение 2—3 человеческих фигур;

использование окружения (пейзажа) для выполнения своего замысла;

знакомство со старинными русскими костюмами, с пейзажами и введением их в композицию.

Рекомендуются темы: по памяти — виды транспорта; по наблюдению — тракторы в поле, весенний сев, птицефермы; по представлению — походы и экскурсии пионеров; басни — напр. «Слон и Моська»; темы современности— напр. «Целина».

На тематические задания отводится шесть часов.

В третьем классе у детей появляется интерес к технике рисования, возникает вопрос, как рисовать.

Темы, связанные с дальнейшим уточнением человеческой фигуры, требуют предварительно «проработать» человека, обратая внимание на движение: характерные положения рук, ног,

тела человека при ходьбе, наклоне. Хороший результат получается при применении лепки с последующей зарисовкой.

Учитель показывает, как вылепить из пластилина человечка, и дает задание приготовить дома к следующему уроку изображение физкультурника.

Урок начинается с просмотра принесенных фигурок. Исправляются недочеты в соотношении частей тела человека и его общего вида. После этого предлагается приготовить бумагу. Учитель

 

на доске рисует лист и показывает размер и место будущих рисунков. Их может быть три-четыре.

На стол ставится ученик в позу «смирно», и анализируется положение туловища, рук и ног. Учитель предлагает поставить фигурку на парту в такой же позе и зарисовать ее. Второй вариант движения — шагает — наблюдается на другом ученике. Дети изменяют своего «человечка» и зарисовывают. Позы берутся характерные, простые. Меняя на модели положения частей тела, ученик практически чувствует разницу в передаче движения. Можно проработать это задание иначе. На учительский стол, покрытый бумагой, ставится один из учеников. Стол лучше поставить в правом углу класса. При таком положении фигура будет освещена для всех одинаково. Стена

за стоящей фигурой должна быть ровной, без доски или таблиц, а вертикальная линия соединения стен даст возможность сравнивать ее с вертикальной линией положения человеческой фигуры и ее частей. Чтобы легче воспринимались отдельные части тела, желательно надеть на «натуру» яркую кофточку, яркие лыжные шаровары, валенки, шапочку или другую характерную одежду и вместе со всем классом разобрать строение человека. Особенное внимание следует обратить на правильность расположения рук и ног, на локтевой и коленный суставы и предложить найти их на себе. Ученик изображает перед классом два-три движения: шагает, поднимает руку, сгибает ногу и т. п. Учитель выбирает поворот, анализирует с классом характерные особенности положения частей тела и делает на доске набросок, обращая внимание учеников на порядок выполнения работы. Рисунок стирается. Класс приступает к рисованию по представлению, сверяя время от времени свой рисунок с натурой. Учитель садится на парту позирующего ученика и сам быстро делает зарисовку. Обходя парты, он наблюдает за работой детей и показывает, как рисовать. Перед концом урока учитель дает задание — обращать внимание на игры детей на улице.

После такой подготовки на следующем уроке предлагается тема «Игры зимой». Для выполнения работы дается тонированная бумага. Можно использовать серые, голубые и желтые обложки от тетрадей. Вводится гуашь. Ее можно раздать, например, в крышечках от горчичных банок. Новый материал резко повышает интерес к заданию.

В начале урока дети вспоминают виденную ими игру и описывают характерные моменты. Предложение учителя показать перед классом, как играли дети, значительно оживляет урок. Ученик выходит из-за парты и показывает движение.

Желающих находится очень много. Каждый вносит что- нибудь свое, особенное. Иногда приходится вызвать двоих, чтобы их движения в игре были правдоподобны и логически связаны. Так, например, при игре в снежки можно перекинуться бумажным комом. Оконченные работы анализируются вместе со всем классом. Отмечая лучший рисунок, где передана характерность движения, учитель подчеркивает роль наблюдения (рис. 7).

В более слабых работах встречается боязнь загораживания дальних предметов ближними. Однообразие фигур на переднем плане указывает на бедность представления (рис. 8). В таких случаях следует обратить внимание автора на хорошую работу и дать задание на дом нарисовать отдельно фигуру в новом движении.

Перед темой «Пейзаж» хорошо наблюдать дерево и пройти ступенчатое растяжение цвета лазури. Для этого рисуются три- четыре прямоугольника и все покрываются первый раз раствором, разведенным в блюдечке. После высыхания красящий слой наносится повторно, причем один из прямоугольников больше не покрывается краской. По высыхании повторяется та же операция с оставлением второго прямоугольника. И т. д. Желтый цвет растягивается хуже, поэтому ученикам не следует его рекомендовать.

 

Предлагая детям рисовать морозную ночь, учитель обязательно сам должен на доске показать весь процесс выполнения, убрав затем свой рисунок с доски.

На этой теме уместно показать разницу между сходными синими цветами: ультрамарином, кобальтом и берлинской лазурью. Делая выкраски на листе бумаги, учитель обращает внимание на ровную кроющую способность берлинской лазури

 

Рис. 7. Игра в снежки (III класс)

и предупреждает о непригодности для этой работы ультрамарина, дающего черные точки. При любом удобном случае полезно сообщить способы получения той или другой краски. Дети вместе с учителем готовят в маленьком фарфоровом белом блюдечке раствор.

Тема предлагается в такое время года, когда дети могут сами непосредственно наблюдать всю прелесть морозной ночи, почувствовать очарование лунного пейзажа. Учитель должен передать детям свою взволнованность красотой. Коротко, образно в беседе с учениками вскрываются характерные черты изображаемого явления.

Вместе с учениками решается вопрос о светлотных отношениях элементов картины. «Что будет самым светлым?» — спрашивает учитель. — «Луна». — «Что будет немного темнее луны?» Дети восстанавливают в памяти пейзаж и определяют светлотные отношения. (Луна, снег, небо, тень на снегу и дерево.) Работа проводится одной кистью, без карандаша. Учитель просит

 

Рис. 8. Зимой (III класс)

оставить приготовления и показывает уже готовые пейзажи, выполненные детьми в предыдущем году, или работу другого класса. Потом их убирает. «Как рисовать, покажу», — говорит учитель. Внимательно вглядываясь в приколотый к доске лист, учитель сухой, чистой кистью рисует бесследно, сопровождая свой рассказ. «Вот тут будет горизонт, тут луна, здесь снег. Дерево... куда бы поставить лучше дерево? Сюда? Нет, лучше подвинем немного». Дети знакомятся с композицией.

«Смочим водой контур луны, чтобы краска не затекла на луну, проводим по контуру рамки тоже водой. Зачем?» — спрашивает учитель. Дети отвечают: «Чтобы краска не попала на рамку». На листочке бумаги они пробуют бледно-голубой раствор и решают его годность.

«Зальем ровным слоем «снег», — показывает учитель. «Как снять лишнюю воду кистью?» — «При помощи тряпочки или промокательной бумаги», — подсказывают дети. Учитель снимает излишек краски. — «Теперь заливайте вы». Пока учитель обходит класс, его образец на доске подсыхает. Дальнейший показ дает возможность подсохнуть акварели у учеников.

Для изображения неба на этом же блюдечке при помощи введения той же краски делается более насыщенный раствор. Им покрывают небо, обходя контур луны. Опять просмотр учителем. Последняя стадия работы — деревья и тени от них — выполняется им на доске. Работа убирается. Хорошо показать на репродукциях характерные изображения деревьев, чтобы было много разнообразных решений. Учитель предлагает нарисовать и по-своему расположить «свои» деревья. Дерево рисуется сочно, красочный раствор берется непосредственно с краски, а не из блюдечка. Начинают рисовать с земли, нажимая немного кисть.

 

 

 

 

К верху кисть поднимается и дает все более уточненную линию. Очень важно иметь хорошую кисть, т. к. сучки и ветки выполняются кончиком кисти. Тень на снегу выполняется более слабо, для чего кисть окунают немного в воду и пробуют вы- краску на палитре — бумаге.

Практическое применение полученных знаний охотно выполняется детьми и поднимает значение рисования.

Можно предложить детям нарисовать дома поздравительные новогодние открытки или пригласительные билеты.

Это задание отводит от вопроса, что рисовать, к новому понятию, как рисовать, знакомит с новой техникой. Работа одной кистью рождает смелость, что очень важно при тематических работах. Быстрое выполнение темы в младших классах сохраняет свежесть рисунка.

 

Праздничные темы в третьем классе намного сложнее тех же тем в первом и втором классе. Редко кто из детей обойдется в этой теме без человека. Возрастает критическое отношение к работе, стремление передать характерное в движении. Здесь чаще, чем в предыдущих классах, ученик обращается за помощью к учителю, и неизменно учитель отсылает к наблюдению товарища, которого автор ставит в позу так, как ему необходимо.

Для выполнения темы ученицей III класса (рис. 9) потребовалась большая работа. Прежде всего, выбиралась тема. Вопросо-ответная форма беседы позволила отобрать характерные черты вечернего Ленинграда. Нужно было направить ее внимание на внеклассное наблюдение тех объектов, которые не нарушили бы первоначальный замысел. Многое пришлось автору рисунка сосредоточить, вспомнить, чтобы нарисовать сначала только в своем воображении «Праздничный салют».

Рис. 9. Праздник (III класс)

 

Большую роль в работе играет цвет. Но к употреблению черного цвета надо подходить осторожно, т. к. присутствие его в рисунке снижает праздничную, радостную гамму. Надо сравнить изображаемый предмет с образцом насыщенно черного цвета. Вообще лучше избегать введения его в палитру учеников. Девочка изображав* вечер. Освещены окна многоэтажных домов, пышный фейерверк и падающие в Неву разноцветные огни. Нарядные люди с воздушными шарами в руках повернуты лицом к реке, т. к. они смотрят на нее.

Весь лист заполнен цветом, не осталось не закрашенных мест. На рисунке ясно видно загораживание ближними предметами дальних, передано уменьшение домов на втором плане, использованы  умение ровно залить плоскость (асфальт) и раскраска с пропуском освещенных окон.

В третьем классе ученик имеет достаточно обширный запас образных представлений и вводит в свою композицию все новые и новые предметы. Просыпающаяся критика своей работы заставляет его чаще обращаться с вопросом к учителю. Если учитель не сможет дать исчерпывающего ответа, он должен со всею серьезностью сказать: «Я плохо представляю себе это. Узнаю и обязательно скажу. И ты поищи изображение в журналах, понаблюдай». Такой ответ не поколеблет отношения к учителю. Память у детей этого возраста вполне развита, и неправильный ответ учителя рано или поздно будет поводом к потере авторитета.

Тема природы в этом классе усложняется количеством характерных деталей и передачей настроения в природе. В рисунке Эли В. «Весна» передана радость пробуждения природы после зимы. Солнце, отражение деревца в весенней лужице, зеленеющая кое-где травка, скворечник и птица на «лётке», прогулка малыша в колясочке и любимая весенняя игра в скакалку— сказано все, пережита радость творчества. Человек еще передан несовершенно, но надо учесть индивидуальные возможности учащихся этого возраста и подготовленность класса.

Не обошлась работа без человека и у Володи К- Как можно обойтись без самого главного? Кто же будет пускать кораблики в первом ручейке? Еще не обсохла земля — отпечатались на ней мальчишечьи следы. Скворец и веселая Жучка дополняют радость весны.

Работа Павлика Г. выполнена в тонкой весенней гамме. Легкость акварели передает настроения юного художника. Его привлекают птицы, их гнезда. «От птичьих песен лес звенит»... По своей натуре Павлик — мечтатель серьезный и спокойный. (Рис. 10.)

Работы отличны друг от друга. В них сохранена индивидуальность каждого автора.

Можно провести работу одной кистью, без карандаша. Этот способ развивает смелость и вносит разнообразие.

Процесс работы учитель должен обязательно показать сам. Объявив тему, он предлагает в самом начале урока смочить все краски водой и приготовить листок — палитру. На доске прикрепляется лист бумаги и рядом лист — палитра. Учите раскрывает свою композицию и мысленно располагает элементы картины, показывая кончиком сухой кисти' на бумаге, говорит: «Вот тут будет небо, тучи, земля. Дорожка идет в глубину.

 

 

Рис. 10. Весна (III класс)

Сзади забор.' Там далеко деревья, здесь близко тоже будет дерево». Обращается внимание детей на то, как легко берется краска для изображения неба. Пробуя на палитре, подбирая цвет дорожки, учитель спрашивает детей, будет ли дорожка вдали такой же ширины, как вблизи. По ходу работы он задает классу вопросы и фиксирует внимание учеников на нужных моментах: величине деревьев, яркости их изображения вдали и вблизи и т. п. На глазах у детей оканчивается вся работа, им показаны все возможные затруднения и их преодоление. Работа снимается с доски. Дети выполняют свой замысел, размещая элементы композиции по-своему. В помощь ученикам можно показать готовые работы их товарищей и репродукции, изображающие деревья.

В силу подражательной способности дети сохраняют в своей работе некоторое сходство с работой учителя, и поэтому важно при разборе работ особенно обратить внимание на оригинальное решение и похвалить ученика за самостоятельный вариант.

Темы, посвященные армии, требуют наличия четких рисунков, фотографий, репродукций. Для работы необходим большой запас зрительных представлений и большая эмоциональность. Введение человеческой фигуры обязательно. Ученики должны пережить событие, загореться, как бы быть его участниками. Учитель при помощи опроса убеждается в четкости задуманной композиции. Обычно дети дают односложный ответ. В таких случаях надо вопросами подвести ученика к более четкому и полному представлению содержания. Для слабых учеников можно решить композицию и без человека.

Существует мнение, что военная тематика доступна только' мальчикам. Практика показала иное. Девочки дают тоже интересные рисунки, полные динамики. Следует обратить внимание детей на возможность использования цветовой гаммы для передачи содержания. Так, на рис. 11 изображен геройский подвиг партизан, взрывающих мост. Разнообразны движения людей, на фоне неба ясно видна фигура. Стоящий на мосту партизан как бы отбрасывается взрывной волной. Камни тяжело падают в воду и на берег. Напряженность момента подчеркнута цветом. Серо-голубые цвета строги и лаконичны.

На другом рисунке по прямой золотистой дороге мимо зеленого леса вихрем несутся коричневые кони. Воины держат в руках знамена. Стремительное движение широко развевает их — и горят они алым пламенем на фоне зеленого леса.

Рис. 11. Партизаны (III класс)

Победа! Девочка подобрала цвета насыщенные и теплые, что очень помогает почувствовать ликующую радость автора.

В третьем классе тема сказки также пользуется огромной любовью. Она дает простор полёту фантазии, вызывает глубокую взволнованность сказочным образом (рис. 12).

Рис. 12. Сказка (III класс)

В сказке ученик может себя представить взрослым, пере-воплотиться в героя, действовать, побеждать невероятные трудности, достигать победы и чувствовать свою силу. В этом возрасте поразительна любовь к цвету. Сказка—-праздник цвета. В этой теме разрешается применение и золотой, и серебряной краски. Подбор красочных репродукций, образчики русского прикладного искусства (кокошники, вышивки, ленты, разные вещи) очень обогащают представления детей. Можно использовать в беседе образы, виденные в кино, театре, хорошие иллюстрации.

Сказочные темы выполняются не только с большой любовью, но и с необычайным терпением. Приходится на них давать 3 урока или сдваивать уроки. Ребята так увлекаются работой, что нередко просят остаться после занятий, чтобы еще «порисовать».

Замечательные события современности охотно выполняются в этом возрасте. Так, успешно прошел урок в одной из школ Ленинграда. Учитель принес в класс красочные таблицы бескрайних земель и рассказал кратко сочиненный им рассказ про героев целины. Один из учеников рассказал подробно о жизни и работе своей сестры, уехавшей в далекие края. Образ комсомолки-героини был всем знаком, т. к. многие из этого района

Рис. 13. «Здравствуй, целина» (/// класс)

уезжали на целину. Уточнив характерные моменты рассказа, обсудили облик девушек, их одежду, детали окружения (даже чемодан), среду, где будет развертываться действие.

Работы получились живые, целина до горизонта пылала цветами или покрывалась волнами золотой пшеницы, девушки работали, встречали подруг, отдыхали. Работа ученицы III кл. Ани Б. полна поэзии. Огромное солнце поднимается из-за высоких гор. Вышли подруги из вагона, в руках чемоданы. Перед ними бескрайнее море цветов. В порыве чувств сняла девушка с головы алый платочек и широко распахнула объятия: «Здравствуй, целина!» (Рис. 13.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.032 с.)