Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематическое рисование bo II классе
Объем знаний и навыков учащихся II класса по существу остается тем же, какой и у первоклассников, но они закрепляются и несколько углубляются. Это заключается в следующем: при изображении предмета обращать внимание на отношение длины предмета к его. высоте и соотношение частей и целого. при передаче пространства, учитывая линию горизонта и первоначальное загораживание предметов, обращать внимание на уменьшение дальних предметов; уметь начинать работу легкой линией без нажима и использования резинки, что требует постоянного контроля учителя; в получении розового, голубого, серого цвета прибавлением воды к красной, синей и черной краске; в ровной заливке акварелью листа с использованием пропуска для передачи белого цвета; в ровной заливке цветом в пределах контура рисунка без использования кончика кисти для получения тонких линий; в обобщенной передаче человеческой фигуры с соблюдением относительной пропорциональности частей фигуры. Задание на различный поворот фигуры — лицом к зрителю, спиной и с боковой стороны — можно считать первой попыткой передать движение. Новыми требованиями при тематическом рисовании являются: передача выбранного момента в соответствующем окружении (пейзаже); выделение главного размером и положением. Умение начинать работу с размещения главной фигуры; передача величинных соотношений в изображаемых года — уборка урожая, сбор ягод и грибов; по представлению — сказки, короткие рассказы о современных событиях, в которых можно выделить несложные описательные моменты. На тематическое рисование отводится 8 часов. Темы, взятые в первом классе, могут быть даны и в последующих классах, но требования к исполнению должны возрастать. Так, тема «сказка» во втором классе обогащается умением четко разграничивать землю и небо, грамотно давать соотношение изображаемых предметов по величине, уменьшать предметы по мере удаления. Требуется также заполнение рисунком всей плоскости листа и использование белой бумаги как цвета. Должны быть выдержаны пропорции отдельных частей предмета, продолжено накопление навыков пространственного изображения путем сравнения рисунка с натурой или с иллюстрацией. Понятие глубины развивается у детей крайне медленно и в разные, индивидуальные сроки, поэтому надо всемерно помогать учащимся понять значение горизонтальной плоскости в картине, научить сознательно размещать предметы в глубину.
Во втором классе можно еще легко увлечь ребенка в мир сказок, дать возможность пережить событие, воплотить смелую мечту в ярком, эмоциональном рисунке. Часто дети в творческом порыве, не задумываясь, находят новые приемы для изображения впечатления звука, света, а порой даже аромата. Очень осторожно относясь к их исканиям, нельзя допустить высмеивания этих приемов. Во втором классе 372-й школы г. Ленинграда был проведен урок на тему «Аленький цветочек». Учитель подошел к уроку необычно. Придя в класс с таинственным видом, отодвинул вместе с детьми стол, положил на него папку с большими таблицами. Дети насторожились. Интересно! Что-то будет! Помощник учителя, выбранный ученик, ассистент '), по знаку учителя быстро роздал классу заготовленные листы. «Нарисуйте рамку», — коротко произнес учитель. Дети молча склонились над партами, тем временем учитель развернул таблицы. Когда рамки были готовы, дети положили карандаши и со вниманием ждали. «Кто видел, как в старину одевалась русская девушка?» Ответы с места показали, что не многим знаком образ героини сказки: «Длинная коса», «Длинное платье», «В театре видел». Вспомнили иллюстрации к сказкам, и постепенно образ обогащался характерными чертами. Учитель показал две красочные репродукции и подчеркнул, что каждый художник по-своему изображает добрую, скромную и смелую девушку. «А это что?» — спрашивает он детей, изменив свой голос, и медленно поднимает таблицы с доисторическими животными. Таблицы производят на детей потрясающее впечатление. «Какие чудища!» — пронеслось тихо по классу. Молча смотрели несколько минут. Картины убраны. «Будем рисовать сказку «Аленький цветочек», — говорит учитель. При рассказе делается акцент на наиболее выразительных моментах. Первый момент — блуждание «девицы» в «темном лесе», второй — подвиг смелой девушки, подающей воду Страшилищу. Рассказ должен быть предельно эмоционален, голос падать до шопота. Весь класс глубоко пережил сказку. «Кто что нарисует?» Лес поднятых рук свидетельствовал о том, что дети заинтересовались. Решили взять один из выделенных моментов. «Лист поверните в любое положение». Учитель на доске уточняет, повернув лист в ширину и в длину. «А теперь вы должны мысленно увидеть в рамке вашу картину. Начинайте рисовать с главного и обязательно крупно. Кто увидит картину — поднимет руку». Не сразу, медленно поднимались руки. Дети размещают — это самая важная часть работы. Видна напряженная работа мысли. «А как сделать, чтоб он рычал?» — тихо спросила юная художница. Учитель ответил: «Придумай сама», и из пасти Страшилища во все стороны потянулись волнистые зигзаги (рис. 4). Ученики у учителя шёпотом консультировались и получали разрешение работать карандашом. Многие рисовали сразу цветными карандашами, что сохраняло эмоциональность и свежесть рисунка. Резкий контраст образов позволил хорошо справиться с работой. Образ Страшилища давал полную свободу фантазии, так как критику он выдерживал всякую. «Чем страшнее, тем лучше». В процессе работы задавались вопросы по изображению девушки, обращалось внимание на живого человека, встававшего в ту или другую позу.
Цветы на рисунке ученицы С. «сияют алым светом». Сверкают молнии из туч, около пятиногого крылатого зверя растут поганки и ползет змея. Сзади пещера, из которой вышел зверь. Ночь. Лес старый, с шишками. Дети так были увлечены, что попросили закончить рисунок в классе после урока. В этом возрасте редко встречаются дети, которые затрудняются начать работу. Это бывает из-за критики своей работы или несобранности. Учитель должен наводящими вопросами помочь самостоятельно начать работу и не выпускать такого ученика из вида, помогая справиться с заданием, добиться, чтобы он кончил рисунок и не потерял веру в себя. Иначе уроки для ребенка будут мучением, так как будут ранить его самолюбие. Он замкнется и будет скучать или срывать урок. Бывают случаи, когда «головорез» получает веру в себя, занимается и обнаруживает способности к рисованию и находит свое призвание именно в этой области. Работы были выставлены на школьной витрине и произвели большое впечатление на детей. Художники ходили счастливые. Параллельно со сказкой, уходящей в мир фантастики, даются темы, отображающие быль и требующие наблюдения действительности. Дети очень глубоко реагируют на события в их Рис. 4. «Аленький цветочек» (II класс) жизни, и лишать их возможности передать то, что их волнует, —- значит лишить интереса и значения уроки рисования. Так, например, после Отечественной войны 1941—45 гг., когда после победы возвращались отцы и братья, в 135-й ленинградской школе была дана тема «Возвращение». Она была решена учащимися правильно, потому что вся жизнь была полна этим настроением. В 1958 году в некоторых школах на уроках рисования откликнулись на волнующую тему «Спутник». Правда, это как будто и отвлеченно — дети не могли этого видеть в действительности, но почему бы и не помечтать в наш век смелых дерзаний, ведь это воспитание глубокого патриотического чувства. 25
Урок строился необычно. Учитель вошел в класс с газетой в руке. Приподнятость вошедшего передалась детям. «Читали?»— спрашивает учитель. «Спутник запустили!» — хором отвечает восторженно весь класс. «Кто что знает о 3-м спутнике?» Вопросо-ответная форма беседы выявила массу подробностей, так как дети жадно ловят разговоры окружающих. Учитель подытожил ответы и в тишине образно дал краткий рассказ
Рис. 5. «Спутник» (II класс) о небесном путешественнике: над Москвой поднялся Спутник, наша гордость, и летит к звездам, луне, солнцу, выше облаков, сияющий, с красной звездой (чтобы знали, что это наш, —- придумали дети). На рисунке Сережи Л. (рис. 5) Спутник «радирует». Волны изображены в виде красных изогнутых штрихов. Все дети без исключения выполнили задание. Двух одинаковых решений не было, так как в начале урока было указано, чтобы к соседу не смотрели. По просьбе учеников закончили работу в цвете после урока (20 минут), урок был последним. При анализе характерные рисунки были приколоты к фанерному щиту (50X60) для более удобного наблюдения, это дало возможность пронести их по классу и всем показать. Трудно передать настроение детей. Сколько гордости за Родину, сколько глубоких и новых для них вопросов! Конечно, близкие темы, связанные с наблюдением окружающего, гораздо легче даются ученикам. Но каждый раз на уроке надо вводить что-то новое. Так, тему «Игры зимой» хорошо дать на цветном фоне (обложки от тетрадей) с применением цветных карандашей и мела. Необходимо в затруднительном случае при изображении человека показать фотографии или лучше прибегнуть к наблюдению (из окна — на дворе могут играть дети) или позировать в классе (1—2 мин.). В последнем случае запоминает движение и сам «натурщик», вызывая в воображении моменты игры. При задании необходимо напомнить о величине главного изображаемого, указав на бумаге примерную вели-чину, иначе в обилии мелких фигур трудно будет выявить основную мысль. На это надо постоянно обращать внимание. Во втором классе дается тема по наблюдению — «Сад». Цель этого задания — передать перспективное сокращение ширины дорожки, четкое разграничение листа бумаги на «небо» и «землю», загораживание ближними предметами дальних. Предварительная прогулка с учителем и непосредственное наблюдение, конечно, помогут получить лучший результат, чем показ репродукций в классе. Интересен прием «поправки». Учитель предупреждает, что на доске он нарисует сад с ошибками. Предлагается детям найти ошибки, объяснить и исправить их. Это очень оживляет урок и учит анализировать. Некоторые учителя применяют метод «вырезывания». Предлагают желающему на доске нарисовать сад. Обычно ученик старается нарисовать побольше предметов. По окончании работы с классом выявляется наличие нескольких самостоятельных тем. Учитель обводит мелом прямоугольник — «вырезает главное», становится яснее смысл, и более крупный по отношению к картинной плоскости рисунок выигрывает, дети наглядно убеждаются в выгоде крупного изображения. Надо постоянно отбирать нужное для раскрытия тем, отбрасывать все случайное. При анализе выбрать наиболее лаконичный рисунок и показать, сравнивая с другим, насколько яснее выражена мысль после отбора и подчеркивания характерных черт. Хорошо показать как пример лаконизм народного творчества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.01 с.) |