Тематическое рисование bo II классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое рисование bo II классе



Объем знаний и навыков учащихся II класса по существу остается тем же, какой и у первоклассников, но они закрепляются и несколько углубляются.

Это заключается в следующем:

при изображении предмета обращать внимание на отношение длины предмета к его. высоте и соотношение частей и целого.

при передаче пространства, учитывая линию горизонта и первоначальное загораживание предметов, обращать внимание на уменьшение дальних предметов;

уметь начинать работу легкой линией без нажима и использования резинки, что требует постоянного контроля учителя;

в получении розового, голубого, серого цвета прибавлением воды к красной, синей и черной краске;

в ровной заливке акварелью листа с использованием пропуска для передачи белого цвета;

в ровной заливке цветом в пределах контура рисунка без использования кончика кисти для получения тонких линий;

в обобщенной передаче человеческой фигуры с соблюдением относительной пропорциональности частей фигуры.

Задание на различный поворот фигуры — лицом к зрителю, спиной и с боковой стороны — можно считать первой попыткой передать движение.

Новыми требованиями при тематическом рисовании являются:

передача выбранного момента в соответствующем окружении (пейзаже);

выделение главного размером и положением. Умение начинать работу с размещения главной фигуры;

передача величинных соотношений в изображаемых года — уборка урожая, сбор ягод и грибов; по представлению — сказки, короткие рассказы о современных событиях, в которых можно выделить несложные описательные моменты. На тематическое рисование отводится 8 часов.

Темы, взятые в первом классе, могут быть даны и в последующих классах, но требования к исполнению должны возрастать. Так, тема «сказка» во втором классе обогащается умением четко разграничивать землю и небо, грамотно давать соотношение изображаемых предметов по величине, уменьшать предметы по мере удаления. Требуется также заполнение рисунком всей плоскости листа и использование белой бумаги как цвета. Должны быть выдержаны пропорции отдельных частей предмета, продолжено накопление навыков пространственного изображения путем сравнения рисунка с натурой или с иллюстрацией.

Понятие глубины развивается у детей крайне медленно и в разные, индивидуальные сроки, поэтому надо всемерно помогать учащимся понять значение горизонтальной плоскости в картине, научить сознательно размещать предметы в глубину.

Во втором классе можно еще легко увлечь ребенка в мир сказок, дать возможность пережить событие, воплотить смелую мечту в ярком, эмоциональном рисунке. Часто дети в творческом порыве, не задумываясь, находят новые приемы для изображения впечатления звука, света, а порой даже аромата. Очень осторожно относясь к их исканиям, нельзя допустить высмеивания этих приемов.

Во втором классе 372-й школы г. Ленинграда был проведен урок на тему «Аленький цветочек».

Учитель подошел к уроку необычно. Придя в класс с таинственным видом, отодвинул вместе с детьми стол, положил на него папку с большими таблицами. Дети насторожились. Интересно! Что-то будет!

Помощник учителя, выбранный ученик, ассистент '), по знаку учителя быстро роздал классу заготовленные листы. «Нарисуйте рамку», — коротко произнес учитель. Дети молча склонились над партами, тем временем учитель развернул таблицы. Когда рамки были готовы, дети положили карандаши и со вниманием ждали.

«Кто видел, как в старину одевалась русская девушка?» Ответы с места показали, что не многим знаком образ героини сказки: «Длинная коса», «Длинное платье», «В театре видел». Вспомнили иллюстрации к сказкам, и постепенно образ обогащался характерными чертами. Учитель показал две красочные репродукции и подчеркнул, что каждый художник по-своему изображает добрую, скромную и смелую девушку.

«А это что?» — спрашивает он детей, изменив свой голос, и медленно поднимает таблицы с доисторическими животными. Таблицы производят на детей потрясающее впечатление. «Какие чудища!» — пронеслось тихо по классу. Молча смотрели несколько минут. Картины убраны. «Будем рисовать сказку «Аленький цветочек», — говорит учитель. При рассказе делается акцент на наиболее выразительных моментах. Первый момент — блуждание «девицы» в «темном лесе», второй — подвиг смелой девушки, подающей воду Страшилищу. Рассказ должен быть предельно эмоционален, голос падать до шопота. Весь класс глубоко пережил сказку. «Кто что нарисует?» Лес поднятых рук свидетельствовал о том, что дети заинтересовались. Решили взять один из выделенных моментов. «Лист поверните в любое положение». Учитель на доске уточняет, повернув лист в ширину и в длину. «А теперь вы должны мысленно увидеть в рамке вашу картину. Начинайте рисовать с главного и обязательно крупно. Кто увидит картину — поднимет руку». Не сразу, медленно поднимались руки. Дети размещают — это самая важная часть работы. Видна напряженная работа мысли. «А как сделать, чтоб он рычал?» — тихо спросила юная художница. Учитель ответил: «Придумай сама», и из пасти Страшилища во все стороны потянулись волнистые зигзаги (рис. 4). Ученики у учителя шёпотом консультировались и получали разрешение работать карандашом. Многие рисовали сразу цветными карандашами, что сохраняло эмоциональность и свежесть рисунка. Резкий контраст образов позволил хорошо справиться с работой. Образ Страшилища давал полную свободу фантазии, так как критику он выдерживал всякую. «Чем страшнее, тем лучше». В процессе работы задавались вопросы по изображению девушки, обращалось внимание на живого человека, встававшего в ту или другую позу.

Цветы на рисунке ученицы С. «сияют алым светом». Сверкают молнии из туч, около пятиногого крылатого зверя растут поганки и ползет змея. Сзади пещера, из которой вышел зверь. Ночь. Лес старый, с шишками. Дети так были увлечены, что попросили закончить рисунок в классе после урока.

В этом возрасте редко встречаются дети, которые затрудняются начать работу. Это бывает из-за критики своей работы или несобранности. Учитель должен наводящими вопросами помочь самостоятельно начать работу и не выпускать такого ученика из вида, помогая справиться с заданием, добиться, чтобы он кончил рисунок и не потерял веру в себя. Иначе уроки для ребенка будут мучением, так как будут ранить его самолюбие. Он замкнется и будет скучать или срывать урок. Бывают случаи, когда «головорез» получает веру в себя, занимается и обнаруживает способности к рисованию и находит свое призвание именно в этой области.

Работы были выставлены на школьной витрине и произвели большое впечатление на детей. Художники ходили счастливые. Параллельно со сказкой, уходящей в мир фантастики, даются темы, отображающие быль и требующие наблюдения действительности. Дети очень глубоко реагируют на события в их

Рис. 4. «Аленький цветочек» (II класс)

жизни, и лишать их возможности передать то, что их волнует, —- значит лишить интереса и значения уроки рисования.

Так, например, после Отечественной войны 1941—45 гг., когда после победы возвращались отцы и братья, в 135-й ленинградской школе была дана тема «Возвращение». Она была решена учащимися правильно, потому что вся жизнь была полна этим настроением.

В 1958 году в некоторых школах на уроках рисования откликнулись на волнующую тему «Спутник». Правда, это как будто и отвлеченно — дети не могли этого видеть в действительности, но почему бы и не помечтать в наш век смелых дерзаний, ведь это воспитание глубокого патриотического чувства.

25

 

Урок строился необычно. Учитель вошел в класс с газетой в руке. Приподнятость вошедшего передалась детям. «Читали?»— спрашивает учитель. «Спутник запустили!» — хором отвечает восторженно весь класс. «Кто что знает о 3-м спутнике?» Вопросо-ответная форма беседы выявила массу подробностей, так как дети жадно ловят разговоры окружающих. Учитель подытожил ответы и в тишине образно дал краткий рассказ

Рис. 5. «Спутник» (II класс)

о небесном путешественнике: над Москвой поднялся Спутник, наша гордость, и летит к звездам, луне, солнцу, выше облаков, сияющий, с красной звездой (чтобы знали, что это наш, —- придумали дети).

На рисунке Сережи Л. (рис. 5) Спутник «радирует». Волны изображены в виде красных изогнутых штрихов.

Все дети без исключения выполнили задание. Двух одинаковых решений не было, так как в начале урока было указано, чтобы к соседу не смотрели. По просьбе учеников закончили работу в цвете после урока (20 минут), урок был последним.

При анализе характерные рисунки были приколоты к фанерному щиту (50X60) для более удобного наблюдения, это дало возможность пронести их по классу и всем показать. Трудно передать настроение детей. Сколько гордости за Родину, сколько глубоких и новых для них вопросов!

Конечно, близкие темы, связанные с наблюдением окружающего, гораздо легче даются ученикам. Но каждый раз на уроке надо вводить что-то новое. Так, тему «Игры зимой» хорошо дать на цветном фоне (обложки от тетрадей) с применением цветных карандашей и мела. Необходимо в затруднительном случае при изображении человека показать фотографии или лучше прибегнуть к наблюдению (из окна — на дворе могут играть дети) или позировать в классе (1—2 мин.). В последнем случае запоминает движение и сам «натурщик», вызывая в воображении моменты игры. При задании необходимо напомнить о величине главного изображаемого, указав на бумаге примерную вели-чину, иначе в обилии мелких фигур трудно будет выявить основную мысль. На это надо постоянно обращать внимание.

Во втором классе дается тема по наблюдению — «Сад». Цель этого задания — передать перспективное сокращение ширины дорожки, четкое разграничение листа бумаги на «небо» и «землю», загораживание ближними предметами дальних. Предварительная прогулка с учителем и непосредственное наблюдение, конечно, помогут получить лучший результат, чем показ репродукций в классе. Интересен прием «поправки». Учитель предупреждает, что на доске он нарисует сад с ошибками. Предлагается детям найти ошибки, объяснить и исправить их. Это очень оживляет урок и учит анализировать. Некоторые учителя применяют метод «вырезывания». Предлагают желающему на доске нарисовать сад. Обычно ученик старается нарисовать побольше предметов. По окончании работы с классом выявляется наличие нескольких самостоятельных тем. Учитель обводит мелом прямоугольник — «вырезает главное», становится яснее смысл, и более крупный по отношению к картинной плоскости рисунок выигрывает, дети наглядно убеждаются в выгоде крупного изображения.

Надо постоянно отбирать нужное для раскрытия тем, отбрасывать все случайное. При анализе выбрать наиболее лаконичный рисунок и показать, сравнивая с другим, насколько яснее выражена мысль после отбора и подчеркивания характерных черт.

Хорошо показать как пример лаконизм народного творчества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.01 с.)