Тематическое рисование в V классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое рисование в V классе



Знания и навыки в V классе следующие: рисование растений и птиц;

изучение строения человеческого тела и наброски с натуры; применение законов линейной перспективы при изображении зданий и пейзажа;

углубление работы над цветом и дальнейшее изучение его свойств.

Новым в тематическом рисовании является работа над эскизом.

Рекомендуются темы: по памяти — улица около школы, вид на железную дорогу; по наблюдению — строительство новых домов, дорожные работы; по представлению—- спортивные темы.

В некоторых школах тему «Сказка» вводят как близкую и любимую детьми во всех возрастах. Декоративность и фантастика облегчают ее выполнение.

И в этом классе должны найти свое место темы героики современности: дрейфующие станции, целина, после полета и др. На темы отведено 4 часа.

При возрастании с годами критического отношения к собственным работам, у учащихся вопрос, как рисовать, начинает превалировать над вопросом, что рисовать.

Работа над человеком усложняется. Изучение строения человека лучше проводить на скелете, взятом из кабинета естествознания. Если его нет, можно использовать специальную таблицу. Подвести подростков к этому ответственному занятию надо очень тактично, создать деловую серьезную обстановку, сказать: «Так студенты изучают человека в художественном училище».

Анализ начинается с определения основных частей тела и их отношения к целому. Анализируются основные сочленения как на таблице (или скелете), так и на стоящем натурщике — одном из учеников, которого лучше одеть в физкультурную форму. Одновременно дети находят на себе разбираемое сочленение и проверяют движением.

Вместе с учениками учитель строит по осям человеческую фигуру, фиксируя соотношение частей тела и расположение

Рис. 14. Наброски с натуры (V класс)

сочленений, затем наносится мышечный слой и наконец одежда. Рядом с разобранной схемой дети делают быстрые зарисовки позирующих товарищей, находя у них характерные особенности в пропорциях, повороте и одежде (рис. 14). Учитель садится на свободную парту позирующего ученика и сам делает набросок. При обходе он показывает ученикам свой рисунок и дает указание, как надо рисовать быстро, без резинки, выделять характерное.

В области композиционного мышления у детей 11 — 12-летнего возраста наблюдается определенный сдвиг. Появляется большая изобретательность в подборе темы и средств се решения.

Учитель должен к каждому ученику подходить индивидуально, давать больше свободы как в композиции рисунка, так и в выборе техники. Здесь могут быть допущены акварель, тушь, черный и цветной карандаши. Разнообразие в заданиях при этом поддерживает интерес детей к работе.

После рисования чучел птиц и животных можно предложить ученикам сделать иллюстрацию к какой-либо басне (рис. 15). Желательно показать рисунки к другим темам, сделанные художниками-профессионалами, а также обязательно детские рисунки, исполненные сверстниками. Разобрав особенности каждой иллюстрации, нужно подвести учащихся к следующим выводам: найти и передать характерное, рисунок

Рис. 15. Басня (V класс.)

должен быть предельно лаконичен и чёток. Формат рисунка часто определяется величиной страницы в «книге», задуманной учащимся. Вся работа выполняется на доске учителем (акцентируются этапы мышления).

Детям предлагается прежде всего наметить на листе бумаги рамку для будущей иллюстрации. Форма рамки может быть вытянутой в горизонтальном или вертикальном направлении, квадратной и т. п.

После легкой разметки элементов композиции бумага (кроме рамки) заливается ровным раствором. Пока работа сохнет, учитель показывает на бумаге, приколотой к доске, прием работы кистью от пятна: сочный мазок туши кладется в середину изображения и, двигаясь к краю намеченного рисунка, осторожно выявляет контур. Мелкие детали выполняются кончиком кисти или пером (рис. 16).

В некоторых случаях можно видоизменить задание и показать способ «выцарапывания». Он более сложный: лист заливается тушью, и после высыхания рисунок наносится или иглой, или кончиком ножа, бритвы. Новизна приемов выполнения живо интересует пятиклассников, и они применяют полученные навыки в других случаях, когда рисуют поздравление с Новым годом, пригласительные билеты, иллюстрации в стенной газете.

С большим интересом учащиеся используют также ступенчатое растяжение цвета с усложнением задания, исполняемое пером и пропуском при заливке. Тема природы является и здесь

Рис. 16. Зимний пейзаж (V класс)

прекрасным, доступным материалом. Пейзажи зимы, моря с кораблем, ветки, цветы и листья, выполненные монохромно привлекают сдержанностью в цвете и легкостью работы. Для живописного решения на уроках времени мало и еще недостаточны знания учащихся.

Для закрепления навыка перехода из цвета в цвет1) и передачи воздушной и линейной перспективы можно использовать «Пейзаж с водою» или «Зимний пейзаж», с введением гуаши для переднего плана и с изображением снега. Каждый новый прием обязательно демонстрируется учителем перед всем классом. (Табл. III.)

Тема «Дом в саду» имеет целью закрепить перспективное построение здания и вспомнить характерные деревья. Кроме этого должна быть учтена воздушная перспектива — мягкость рисунка вдали. Для проведения урока нужны репродукции деревьев и фотографии или рисунки домиков. На них определяют законы перспективы. Репродукции не убираются. Детям очень трудно дается изображение деревьев, особенно это относится к детям больших городов.

Перед тематическим уроком рисования городского или сельского пейзажа дети по указанию учителя наблюдают окружающую природу, строения и т. п. На уроке каждый вспоминает виденное, отбирает характерное, компанует пейзаж и изображает его легкой линией. При обходе учитель отбирает рисунок, увеличивает его на доске и проверяет его вместе с классом по законам линейной перспективы. При таком ведении урока сохраняется свежесть и индивидуальность работ.

Можно урок дать и иначе. На доске нарисовать схематично пейзаж, определить линию горизонта, точки схода и весь рисунок стереть. Ученики, находясь под влиянием показанного, решения, дадут однообразные, сухие работы.

Часто рисунки обогащаются современными особенностями: антеннами, стройками, транспортом. Конечно, и здесь не обходится без попыток ввести человека.

У некоторых учеников сохраняется интерес к содержанию повествовательного характера, вводятся многие персонажи. В таком случае полезно повторить крупно рисунок на, доске и применить метод вырезания, членения на отдельные под темы. Необходимо довести до сознания учеников требование отделять главное от второстепенного, изображать главное крупно, выделяя положением, цветом и освещением.

В V кл. необходимо на уроке по истории искусств предварительно познакомить с процессом работы художника над картиной и показать эскиз, его развитие и углубленную работу над этюдом.

Тема сказки, развивающая фантазию, нужна и в этом классе.. Только теперь можно применить новые требования. Это работа над эскизом, наброском, этюдом.

Чтобы обострить внимание и заинтересовать учеников, надо- дать урок по-новому.

В одной из школ Ленинграда урок проводился так: придя,, учитель сообщил, что будет тематическое задание на три урока. «Сделайте студию», — предложил он1).

Тематический урок — любимый. Ребята мигом расставили парты, приготовили карандаши и бумагу. Тихо. Глаза горят ожиданием. «Василиса Прекрасная»,—-называет учитель тему. Вздох радости и волнения пронесся по классу.

Учитель предлагает вспомнить страшный дремучий лес. Эмоциональные ответы детей убеждают учителя в возникновении ясного зрительного образа.

Учитель демонстрирует репродукции картин, изображающих густой лес. «А Бабу-Ягу злющую в лесу увидеть страшно?» — спрашивает он.—: «Страшно», — шепотом отвечают ребята.—- «А Василису Прекрасную как бы вы нарисовали?» Ответы создают нежный, светлый образ русской девушки. Показываются соответствующие репродукции или иллюстрации.

Слишком ярки контрасты — дети взволнованы. Учитель в абсолютной тишине кратко рассказывает, эпизоды выделяются сами собой. Голос падает до шепота. Класса не существует, кругом страшный лес. Идет по лесу девушка. Как страшно! Совы, летучие мыши, змеи... «Кто покажет, как пробирается Василиса Прекрасная?» Тоненькие руки нерешительно поднимаются в разных точках студии. Без смущения, вся поглощенная сказкой, девочка выходит на середину и идет, озираясь. Тянется еще рука. «Спасибо, садись. А ты как покажешь?» И новая Василиса закрывает лицо руками, наклоняется, пробираясь сквозь чащу. Класс заворожен, все переживают. «Пришла Василиса к забору высокому, а на колах»... внезапно раскрывается дверь, и в класс входит ожидавший условного сигнала ученик. На шесте... череп (взятый из кабинета естествознания). Стукнул шестом о пол, закачалась челюсть у черепа. Класс поражен, ярка картина заколдованного леса. Принесенный экспонат закрывается бумагой. «Начинайте рисовать, размещать» ').

Работа идет в абсолютной тишине. Обдумывают. На эскизах появляются легкие наброски. «Уберите лишнее, ненужное, добавьте самое характерное». — «Чем страшнее лес, тем лучше»,- Дети рисуют несколько эскизов. Учитель берет у ученика работу и перерисовывает в увеличенном виде на доске. Класс разбирает ее, критикуя и добавляя. Учитель предлагает дома проработать тему. На следующем уроке он просматривает и утверждает эскизы. Ученики перерисовывают на большой лист. Репродукции с доски не снимаются. Для изображения Василисы на отдельном листе рисуется с натуры та поза, которая нужна по замыслу. Ученики охотно помогают друг другу.

Рис. 18. На льдине (V класс)

На третьем уроке подбирается цвет на эскизах. Предъявляется требование передать настроение цветом. «Хорошо ли одеть в черное Василису? Хорошо ли дать светло-зеленый лее?» Разбираются цветные эскизы и утверждаются. Начинается работа в цвете над картиной, которую заканчивают дома. Индивидуальные особенности учеников требуют разных сроков сдачи, так как работа должна быть доведена до конца. Разбор переносится на начало следующего урока. Работы помещаются в витрину. Подчеркивается большая роль наблюдения и длительной проработки. Детям надо рассказать об огромном труде художника над созданием своей картины.

Дети очень чутко реагируют на окружающее, и иногда тема возникает непредвиденно. Контакт между классом и учителем позволяет понять их переживания, волнение и восторг. Любовь и доверие к учителю обеспечивают успех работы.

Так, в одной из школ Ленинграда возникла непредвиденная тема. Когда учитель вошел в класс, он был поражен бурным восторгом детей. Они стояли у окон. «Посмотрите, посмотрите, как чудесно!» Да, было чудесно. Небо морозного утра, как светлое золото, а деревья в саду, покрытые инеем, стояли в серебристо-сиреневом уборе. Темной бронзой причудливо изгибались стволы. Разве можно было пройти мимо волнующей красоты? Ведь наш долг научить откликаться творчеством на прекрасное.

Пришлось учесть стремление детей и работать над пейзажем, поставив перед ними определенные задачи. Работали одной кистью без карандаша, применяя акварель и гуашь. Урок прошел с большим успехом, и все получили глубокое удовлетворение (рис. 17).

Ожидалась экскурсия в Музей Арктики. Учитывая это, учитель нашел уместным использовать этот поход для закрепления навыка изображения дома и человека.

Ребятам было предложено запомнить и зарисовать в своих походных блокнотах то, что им больше всего понравится.

К тематическому уроку дети были готовы. Яркое впечатление увиденного в музее, сделанные зарисовки и живые высказывания учеников определили содержание их рисунков. Тема героики их волновала, была близка. Класс очень быстро увлекся работой. Учитель разложил подобранный заранее материал на учительском столе. Тут, кроме соответствующих пейзажей, были фотографии и рисунки. Вопрос о движении человека решался самими ребятами. Они попросту вставали и принимали ту позу, которая нужна была товарищу.

Доработка в цвете и карандаше перенесена была на следующий урок.

Характерно, что в работе над этой темой участвовал весь класс. Конечно, работы были разного качества, в зависимости от умений, но героику пережили все (рис. 18).

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.021 с.)