XIV. Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIV. Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста



Знать:

- обладать знаниями в области общих основ истории и теории классической режиссуры;

- обладать знаниями в области общих основ теории актерской профессии и по профилю своей специализации;

-обладать знаниями в области общих основ драматургии, понимать природу конфликта – главного двигателя действия сценического искусства;

- знать специфические особенности режиссуры и драматургии массовых форм театрального искусства, их сценическую природу, включающую разнообразные виды и жанры художественного творчества;

- знать характерные черты «театрализации» как творческого метода перевода жизненного и документального материала в художественно-образную сценическую форму;

- знать специфические особенности реализации художественного замысла в профессиональном и самодеятельном творческом коллективе;

 

 Уметь:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;

- на основе «социального заказа» в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки;

- реализовать художественный замысел как в сценарной работе, так и в постановочном процессе создания массовых форм театрального искусства;

- применять полученные знания, навыки и умения.

 

Владеть:

- методикой творческого анализа произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.;

- методами создания постановки (представления, шоу-программы, праздника и других культурно-художественных акций), как единого целостного произведения с использованием новейших сценических технологий;

- практическими навыками работы с исполнителями;

- практическими навыками применения разнообразных средств художественной выразительности при постановке массовых форм театрального искусства;

- приемами творческого монтажа документально-художественного материала различных форм и жанров в целостное театральное действо;

- законами композиции и художественной формы;

 

Обладать:

- педагогическими и организаторскими способностями;

- навыками руководства творческо-производственной деятельностью;

- развитым чувством темпо-ритма, творческой фантазии, музыкальным слухом.

 

XV. Критерии качества подготовки специалистов

  1. Подготовка специалиста в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта.
  2. Высокий уровень информационной культуры личности.
  3. Педагогические и организаторские способности.

 

 

XVI. Дисциплины специализаций

  1. Мастерство актера и режиссера
  2. Режиссура театрализованных представлений и праздников (шоу программ, массовых художественно-спортивных праздников).
  3. Искусство звучащего слова (сценическая речь).
  4. История и теория театра, эстрады, массовых праздников.
  5. Теория драмы и основы сценарного мастерства.
  6. Материальная культура и история изобразительного искусства.
  7. Сценография.
  8. Музыка в театрализованных представлениях.
  9. Основы сценического движения.
  10.  Психология творчества.
  11. Технические средства и новейшие сценические технологии.
  12.  Основы звукорежиссуры.
  13. Цирковое искусство.
  14. Хореография.
  15. Основы продюсерского мастерства.
  16. История и практика художественно-спортивных представлений.
  17.  Методика создания имиджа личности и коллектива.

 

 

                

           3.Мастерство актера и режиссера (теория)

Введение

      Дисциплина «Мастерство актера и режиссера (теория)» относится к циклу «общепрофессиональных» дисциплин. Учебная программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2003 г. по направлению 070000 «Культура и искусство».  Данная дисциплина изучается на 1 - 2  курсах студентами специальности  070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Форма обучения студентов – очная, заочная. В соответствии с учебным планом специальности 070209. дисциплина изучается студентами в обязательном порядке. Код дисциплины по учебному плану – ОПД.Ф.01-01.

 Объект изучения дисциплины – теоретические  основы классической режиссуры и мастерства актера.

  Предмет изучения – история и теория режиссуры, учение (система)  

К.С. Станиславского, творческое наследие видных режиссеров театра.

        Цели изучения дисциплины:

  дать необходимые знания для самостоятельной работы в качестве режиссера-постановщика, режиссера-педагога, режиссера-организатора различных форм праздничных зрелищ.

 

    Задачи учебной программы:

§ Теоретическое освоение науки об органических законах творчества разработанной К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко;

§ Освоение элементов актерского мастерства;

§ Теоретическое освоение метода действенного анализа пьесы и роли.

 

 Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

§ понятия ремесло, искусство переживания, искусство представления, система К.С. Станиславского, сценическое действие, сценическое внимание, предлагаемые обстоятельства и «Если бы», воображение, фантазия, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, сценическое общение, словесное общение, физическое общение, непрерывное общение, приспособление, характерность, тема, идея, конфликт, фабула, сюжет, композиция, событие, событийный ряд, сценическая атмосфера, темпо-ритм, мизансцена, подтекст, кинолента видения, внутренний монолог, сценическое отношение, оценка факта, сцена, эпизод, кусок, образ, метод, форма, средства, метод действенного анализа, выразительные средства, жанр, маска-образ, мимика действия, мимика чувств.

 Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

§ применять на практике весь комплекс элементов системы К.С. Станиславского и ее основные принципы при создании художественного образа;

§ воссоздать на практике в сценическом действии мысли и чувства своего персонажа согласно заданным обстоятельствам.

 

Темы предшествующих дисциплин, которые необходимо изучить студенту для успешного освоения материалов дисциплины «Мастерство актера и режиссера (теория)».

Код и наименование дисциплины по учебному плану Перечень тем
ОПД.Ф.01.02. Мастерство актера и режиссера (практика).   Упражнения и этюды на элементы актерского мастерства.   Упражнения и этюды на элементы режиссерского мастерства.   Работа режиссера над спектаклем.   Работа режиссера с актером и актера над ролью.   Сценическое воплощение музыкально-драматургического произведения.

 

  Темы дисциплины «Мастерство актера и режиссера (теория)», знание которых необходимо студенту для освоения материалов других, последующих дисциплин.

  Перечень тем дисциплины «Мастерство актера и режиссера (теория)» Код и наименование последующей дисциплины или вида деятельности по учебному плану  
 

Последующие дисциплины

 
    - Введение в специальность   ОПД.Ф.01.02. Мастерство актера и режиссера (практика). Организация учебных занятий.  
    - Творческое наследие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). Выполнение актерских и режиссерских упражнений и этюдов (одиночные, парные, групповые). Междисциплинарный государственный экзамен по режиссуре.  
    - Выразительные средства. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). Выполнение актерских и режиссерских этюдов.  
    - Работа актера над ролью. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). СД.Ф.01.02 Режиссура театрализованных представлений и праздников (практика). Выполнение режиссерской и актерской работы на основе произведений литературы, музыкального и изобразительного искусства, документально-публицистических представлений.  
    - Режиссерский анализ драматургического произведения. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). Режиссерский анализ драматургического произведения (отрывок).  
    - Режиссерский замысел и постановочный план. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). Режиссерский замысел постановки отрывка драматургического произведения. ОПД.Ф.05.02 Учебно-практические занятия по сценарному мастерству. На основе режиссерского замысла, написание сценариев инсценировок (зримая песня, зримая басня, зримый документ). Выполнение выпускной квалифицированной работы.  
    - Театральное режиссерское мастерство. ОПД.Ф.01.02 Мастерство актера и режиссера (практика). Сд.Ф.01.02 Режиссура театрализованных представлений и праздников (практика). Создание художественного образа будущей постановки. Междисциплинарный государственный экзамен по режиссуре.  

 

Содержание и организация изучения дисциплины

Распределение часов по семестрам

Дневное отделение

Курс

Семестр

Кол-во часов всего

В том числе

Учебных часов

Формы контроля

В неделю Учебных часов Самост. работа студ-та Лекции Семинары Зачет Экзамен Курсовая работа
I I II II 1 2 3 4 100 100 100 100 2 2 2 2 34 36 36 36 66 64 64 64 30 32 32 32 4 4 4 4 +   +   +   +
Итого 1-4 400 2 142 258 126 16 2 1 1

 

 

Заочное отделение

 

Курс

Семестр

Кол-во часов всего

В том числе

Учебных часов

Формы контроля

Учебных часов Самост. работа студента Лекции Семинары Зачет Экзамен Курсовая работа
I I II II 1 2 3 4 130 70 102 98 10 10 8 8 120 60 94 90 6 6 4 4 4 4 4 4 +   +   +   +
Итого 1-4 400 36 364 20 16 2 1 1

 

 

 

  

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Семестр

ДО

Кол-во часов

ОЗО

Кол-во часов

  Темы всего лекц. семин. лабор.- практ. СРС всего лекц.

семин.

СРС
Модуль I. Введение в специальность 1 20 10 - - 10 19,5 1,5

-

18
1.1. Предмет, цели и задачи курса 1 4 2 - - 2 0,25 0,25

-

-
1.2. Место и роль массовых форм театрального искусства в жизни общества. 1 4 2 - - 2 0,25 0,25

-

-
1.3. Основные принципы театрализованного искусства. 1 4 2 - - 2 6,25 0,25

-

6
1.4. Режиссура как вид художественного творчества. 1 4 2 - - 2 6,25 0,25

-

6
1.5. Возникновение и становление режиссуры как специальной отрасли художественного творчества от античности до начала ХХ века. 1 4 2 - - 2 6,5 0,5

-

6
Модуль II. Теоретические основы актерской технологии. 1 180 52 8 - 120 182,5 10,5

8

164
Раздел 1. Творческое наследие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 1 122 34 4 - 84 123 7

4

112
2.1.1 Школа психологического реализма и ее место в мировом театре. 1 4 2 - - 2 6,5 0,5

-

6
2.1.2.Система К.С. Станиславского как наука и практическое учение об органических законах творчества. 1 16 2 2 - 12   14,5 0,5

2

12
2.1.3. Театральная этика Станиславского – учение о творческой дисциплине и организации творческого процесса. 1 16 2 2 - 12 14,5 0,5

2

12
2.1.4. Действие – главное выразительное средство сценического искусства. 1 10 2 - - 8 7,5 0,5

-

7
2.1.5. Сценическое внимание. 1 6 2 - - 4 6,5 0,5

-

6
2.1.6 «Если бы» и предлагаемые обстоятельства. 1 6 2 - - 4 6,5 0,5

-

6
2.1.7 Воображение и фантазия. 1 6 2 - - 4 6,5 0,5

-

6
2.1.8. Мышечная свобода. 1 6 2 - - 4 6,25 0,25

-

6
2.1.9. Чувство правды и веры. 1 6 2 - - 4 6,5 0,5

-

6
2.1.10. Эмоциональная память. 1 4 2 - - 2 6,25 0,25

-

6
2.1.11. Сценическое общение. 2 6 2 - - 4 6,5 0,5

-

6
2.1.12. Приспособление. 2 6 2 - - 4 6,25 0,25

-

6
2.1.13. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии. 2 6 2 - - 4 6,25 0,25

-

6
2.1.14. Событие. Отношение к факту и оценка. Куски и задачи. 2 6 2 - - 4 7,25 0,25

-

7
2.1.15. Двигатели психической жизни. 2 6 2 - - 4 4,25 0,25

-

4
2.1.16. В.И. Немирович-Данченко о сущности актерского творчества. 2 12 4 - - 8 11 1

-

10
Раздел 2. Выразительные средства. 2 30 8 2 - 20 36 2

2

32
2.2.1 Словесное действие и взаимодействие. 2 10,5 2 0,5 - 8 9 0,5

0,5

 

8  
2.2.2. Мизансцена тела и композиция пространства. 2 6,5 2 0,5 - 4 9 0,5

0,5

8
2.2.3. Темпо-ритм сценического действия. 2 6,5 2 0,5 - 4 9 0,5

0,5

8
2.2.4. Сценическая атмосфера. 2 6,5 2 0,5 - 4 9 0,5

0,5

8
Раздел 3. Работа актера над ролью. 2 28 10 2 - 16 23,5 1,5

2

20
2.3.1. Общий анализ роли. 2 6 2 - - 4 4,5 0,5

-

4
2.3.2. Сценический образ и актерский замысел роли. 2 10 4 2 - 4 10,5 0,5

2

8
2.3.3. Домашняя работа актера над ролью и на репетициях. 2 6 2 - - 4 4,25 0,25

-

4
2.3.4. Работа актера на спектакле. 2 6 2 - - 4 4,25 0,25 -

4

Модуль III. Теоретические основы режиссерской технологии. 3 100 32 4 - 64 99 4 4

91

Раздел 1. Режиссерский анализ драматургического произведения. 3 50 16 2 - 32 50 2 2

46

3.1.1. Метод действенного анализа пьесы и роли. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.1.2. Первоначальное ознакомление с драматургическим произведением. 3 4 2 - - 2 5,25 0,25 -

5

3.1.3. Идейно-тематический анализ драматургического произведения. 3 12 2 2 - 8 12,25 0,25 2

10

3.1.4. Подбор и изучение вспомогательного материала. 3 4 2 - - 2 5,25 0,25 -

5

3.1.5. Определение основного конфликта, линий сквозного действия и контрдействия. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.1.6. Определение этапов непрерывно развивающегося сквозного действия. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.1.7. Анализ поступков и характеристика действующих лиц. 3 6 2 - - 4 6,25 0,25 -

6

3.1.8. Художественные особенности драматургического произведения. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

Раздел 2. Режиссерский замысел и постановочный план. 3 50 16 2 - 32 49 2 2

45

3.2.1. Режиссерский замысел как образное видение художественного целого. 3 12 2 2 - 8 12,25 0,25 2

10

3.2.2. Сверхзадача и сквозное действие спектакля. 3 4 2 - - 2 5,25 0,25 -

5

3.2.3. Художественный образ сценического произведения и режиссерское решение. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.2.4. Композиция спектакля и идейно-смысловые акценты. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.2.5. Темпо-ритм и атмосфера спектакля. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.2.6. Принцип мизансценировки как одно из средств выражения идеи спектакля. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.2.7. Художественное оформление спектакля. 3 6 2 - - 4 5,25 0,25 -

5

3.2.8. Распределение ролей и организация репетиционного процесса. 3 4 2 - - 2 5,25 0,25 -

5

Модуль IV. Театральное режиссерское мастерство. 4 100 32 4 - 64 99 4 4

91

4.1. Свободный театр А.Антуана. 4 3 1 - - 2 2,25 0,25 -

2

4.2. Режиссерское искусство Г. Крэга. 4 3 1 - - 2 2,25 0,25 -

2

4.3. Режиссерское искусство М. Рейнхардта. 4 3 1 - - 2 2,25 0,25 -

2

4.4. Политический театр Э. Пискатора. 4 3 1 - - 2 2,25 0,25 -

2

4.5. Эпический театр Б. Брехта. 4 6 2 - - 4 6,25 0,25 -

6

4.6. В.И. Немирович-Данченко о сущности режиссерского творчества. 4 6 2 - - 4 9,25 0,25 -

9

4.7. Творческие принципы режиссуры Е.Б. Вахтангова. 4 10 4 - - 6 9,25 0,25 -

9

4.8. Специфика режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда. 4 12 2 2 - 8 14,25 0,25 2

12

4.9. Камерный театр А.Я. Таирова. 4 3 1 - - 2 6,25 0,25 -

6

4.10. Героико-романтическая направленность спектаклей Н.П. Охлопкова. 4 12 2 2 - 8 14,25 0,25 2

12

4.11. Учение А.Д. Попова о художественной целостности спектакля. 4 5 1 - - 4 5,25 0,25 -

5

4.12. Новаторство режиссуры Ю.П. Любимова. 4 10 4 - - 6 6,25 0,25 -

6

4.13. Режиссерское искусство А.В. Эфроса. 4 5 1 - - 4 6,25 0,25 -

6

4.14. Театр    Г.А. Товстоногова. 4 8 4 - - 4 6,25 0,25 -

6

4.15. Ленком М.А. Захарова. 4 10 4 - - 6 6,25 0,25 -

6

4.16. Современный мировой театральный процесс. 4 1 1 - - - 0,25 0,25 -

-

Итого: 1-4 400 126 16 - 258 400 36

364

                       

 

                               СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

I курс 1 семестр

Модуль I. Введение в специальность

1.1. Предмет, цели и задачи курса.

 Структура и взаимосвязь курса с другими специальными дисциплинами. Организация учебных занятий,  взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника по специальности «режиссура театрализованных представлений и праздников». Объем и сроки изучения курса. Виды контроля знаний студента.

 

1.2. Место и роль массовых форм театрального искусства в жизни общества. Праздничное движение – как социально-художественное явление. Его основные системы и полифункциональная природа. Массовое празднество как психолого-педагогический процесс. Театрализованное представление – главное художественное ядро массового праздника. Специфические особенности творчества режиссера театрализованных представлений и праздников.

 

1.3. Основные принципы театрального искусства.

Театр – искусство коллективное, синтетическое. Актер – носитель специфики театра. Драматургия – ведущий компонент театра. Действенная природа театрального искусства. Отображение жизни на сцене путем воспроизведения человеческих характеров в действии. Творчество актера – основной материал режиссерского искусства. Зритель – творческий компонент театра. Действие – основной материал актерского искусства. Познавательное и воспитательное значение театра как вида искусства.

 

1.4  Режиссура как вид художественного творчества.

Роль режиссера в театральном процессе. В.И. Немирович-Данченко о триединой сущности режиссерской профессии – «режиссера-творца», «режиссера-педагога», «режиссера-организатора». Требования, предъявляемые к режиссеру: общественная активность, глубокая, всесторонняя культура, знание театрального искусства и специфики других искусств (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры, хореографии и т.д.), знание литературы, драматургии, дающие основу искусства театра, педагогические и организационные способности.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.111 с.)