Напишите подробное изложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Напишите подробное изложение.



ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

 

 

Часть 1

 

Текст 1

 

АЙВАЗОВСКИЙ В ФЕОДОСИИ

 

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.

По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.

Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества!

Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него жить – значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.

Один лишь положительный момент в утомительной славе – достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря н нагретого камня.

Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама просится на кончик кисти.

 

(442 слова)                                                            По Л. Караваевой    

Творческое задание  

Напишите подробное изложение.

Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.

Образец ответа

На меня огромное впечатление произвела картина Айвазовского "Девятый вал", написанная в 1850 году. Название её взято из народного поверья о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна, девятая, заметно выделяется своей мощью и размерами среди других.

На картине изображено раннее утро после ночной бури. Первые лучи солнца освещают бушующий океан. Громадный "девятый вал" готов обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт. Я представляю себе, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Я думаю о том, как они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга.

Противостояние людей и стихии - вот тема картины. Есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере. И люди выживают, когда по всем законам им было суждено погибнуть!

Поражает необычайный реализм картины. Никто в то время в изображении морских стихий достичь такого не мог. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим. В газетах даже появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого тогда уже было хорошо известно.

Текст 2

 

АЛЫЕ ПАРУСА

 

Ассоль читала. По странице полз зеленоватый жучок, останавливаясь и приподнимаясь на передних лапках. Уже два раза не без досады его сдували на подоконник, откуда он появлялся вновь. На этот раз ему почти удалось добраться до руки девушки, державшей угол страницы. Ассоль хотела решительно сдуть гостя на траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.

Она вздрогнула, откинулась, замерла, потом резко вскочила, едва сдерживая слёзы потрясения. Корабль в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта. Негромкая музыка лилась в голубое небо с белой палубы под огнём красного шёлка.

Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром событий. На первом углу она остановилась почти без сил: её ноги подкашивались, а дыхание срывалось. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и побежала дальше. Временами то крыша, то забор скрывали от неё алые паруса. Только снова увидев корабль, Ассоль останавливалась, чтобы облегчённо вздохнуть.

Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений. Никогда ещё такой большой корабль не подходил к этому берегу. У корабля были те самые паруса, имя которых звучало настоящим издевательством. Мужчины, женщины, дети, одетые во что попало, впопыхах мчались к берегу. Они не могли смириться с фактом, опровергающим все законы бытия и здравого смысла. Скоро у воды образовалась толпа, и в неё стремительно вбежала Ассоль.

Пока её не было, её имя произносили с нервной тревогой и злобным испугом. Как только появилась Ассоль, все смолкли и со страхом отошли от неё. Ассоль осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей показалось, она смутно помнила с детства. Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль. Боясь последней таинственной помехи, девушка вбежала по пояс в тёплое колыхание волн, крича:

Я здесь, я здесь! Это я!

Взмахнул смычок – и торжественно грянула мелодия. От волнения, движения облаков и волн, от блеска воды и дали девушка почти не могла различить, что же движется: она, корабль или лодка. Всё вокруг Ассоль двигалось, кружилось, сверкало и пело.

Образец ответа

Вы знаете, для меня ваши имена – символичны. И если бы они принадлежали североамериканским индейцам, я бы перевела их так: Ассоль – «Преданная Мечте», Грэй – «Подаривший Чудо». Вы не могли не встретиться, как не могли не соединиться капельки утренней росы с лепестками распустившейся маргаритки, морская гладь с первыми лучами солнца, песня жаворонка с лазурным куполом неба. И ваша любовь, я уверена, никогда не сможет иссякнуть, преодолеет все трудности и мелочи, потому что она – настоящая.

Как быть? Может быть, к столь популярным сегодня качествам: активности, энергичности, интересу ко всему новому, прогрессивному – стоит добавить хорошо известные, но «подзабытые»? Внимание к слову и делу, душевность к близким и незнакомым, чувство ответственности за свои поступки и мысли?

А еще мне очень хочется, чтобы мои ровесники не переставали мечтать. По-настоящему, несбыточно и высоко! Ведь мечта и преданность ей рождают благородство помыслов и поступков. А благородство и рыцарство – первый шаг на пути сотворения чуда.

И тогда, мои милые Ассоль и Грэй, я смогу назвать свой век не менее прекрасным, чем ваш. И буду спокойна за будущее этого прекрасного хрупкого мира!

Текст 3

 

БАЙКАЛ

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. И нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу, и выделяет его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Образец ответа

Одна из известных легенд – легенда об исчезнувшем граде Китеже (его еще называют Волжской Атлантидой, затонувшей когда-то в водах озера Светлояр), который когда-то стоял на берегу величественной Волги.

Однажды хан Батый решил завладеть славным Китеж-городом. И, войдя в него, он удивился: местные жители даже не пытались сопротивляться. Они просто молились о спасении. На защиту города встал князь Георгий Всеволодович. Князь был повергнут и убит. Граду помогла сила божия. Господь покрыл разграбленный и разрушенный славный Китеж-град землею, не дав завладеть врагам великим русским городом.

И по сей день под землёю слышны звоны колоколов, а в озере Светлояр (Светлое озеро) высвечиваются тени крестов православных. Такое ощущение, что город просто провалился под землю. Ученые, воспользовавшись современной техникой (гидрофон – изобретение инженера Игоря Фомина), доказали, что на дне озера Светлоярраздается гудение огромного колокола! По рассказам очевидцев, это происходит перед восходом солнца и в полнолуние, тогда, когда местные жители видят в озере отражение церкви и монастырей.

                                                                                       

               Текст 4

 

БЕРЁЗА

 

Наряду с дубом берёза – одно из самых почитаемых у славян деревьев. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России. Научное название чёрных пятен на коре берёз – «чечевички». В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замёрзнуть. В легендах же, как водится, всё объясняется по-своему.

В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сёстры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сёстрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в берёзы: одна – в белую, а другая – в чёрную.

В старину берёзу называли деревом четырёх дел. «Первое дело – мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр. «Второе дело – крик утишать». В старину берёзовым дёгтем смазывали колёса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек. «Третье дело – больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью, берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили: если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю. «Четвёртое дело – чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.

Образец ответа

Текст 5

 

 «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

 

Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели»

В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под предводительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.

Образец ответа

История любого государства и всего человечества складывается из массовых эпохальных событий и судеб отдельных людей. И мне кажется, что зрителю проще понять крупное историческое событие, увидев его глазами рядового участника. Поэтому в центре моей картины были судьбы и образы простых людей.

Если бы я создал, подобно Илье Глазунову, цикл «На поле Куликовом», то центральными персонажами сделал бы не русских князей, и даже не их дружинников, а простых крестьян-ратников, бросивших недопаханные поля, чтобы защитить родную землю от врагов.

Если писал бы Бородинское сражение, то центральным персонажем сделал вот того «дядю» из стихотворения М.Ю. Лермонтова, который под командованием бравого полковника поклялся «умереть под Москвой» ради защиты отечества.

Героями картин о Великой Отечественной войне я бы сделал обычного солдата, медсестру, партизана, штрафбатника, ведь смерть за родину делает равными и равно достойными всех!

Текст 6

 

В НЕДРАХ ЗЕМЛИ

 

Раннее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Резко нарушая прелесть этого степного утра, гудит на шахте обычный шестичасовой свисток, гудит бесконечно долго, хрипло, точно жалуясь и сердясь. Звук этот слышится то громче, то слабее; иногда он почти замирает, как будто обрываясь, захлёбываясь, уходя под землю, и вдруг опять вырывается с новой, неожиданной силой.

На огромном зеленеющем горизонте степи только одна эта шахта со своими чёрными заборами и торчащей над ними безобразной вышкой напоминает о человеке и человеческом труде. Длинные красные закопчённые сверху трубы выпускают, не останавливаясь ни на секунду, клубы чёрного, грязного дыма. Ещё издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу, и протяжный грохот цепей, и эти тревожные металлические звуки принимают какой-то суровый, неумолимый характер среди тишины ясного, улыбающегося утра.

Сотни две человек толпятся на шахтенном дворе. Совершенно чёрные, пропитанные углём лица, лохмотья всевозможных цветов и видов, лапти, сапоги, старые резиновые калоши и просто босые ноги˅ – всё это перемешалось в пёстрой, суетливой, галдящей массе.

Но понемногу толпа уменьшается, вливаясь в узкую деревянную дверь, которая ведёт в ламповую. Десять человек, сидя за длинным столом, беспрерывно наполняют маслом стеклянные лампочки, одетые сверху в предохранительные проволочные футляры.

Получив лампочку, шахтёр проходит в другую комнату, где старший табельщик отмечает его фамилию в дневной ведомости, а двое подручных тщательно осматривают его карманы, одежду и обувь, чтобы узнать, не несёт ли он с собою папирос, спичек или огнива.

В галерее идёт кипучая суета смены. В квадратном отверстии, ведущем в глубь шахты, ходят на цепи две железных платформы. Точно чудом одна из них выскакивает из-под земли, нагруженная вагонетками с влажным, только что вырванным из недр земли углём. В один миг рабочие стаскивают вагонетки с платформы. Пустая платформа тотчас же наполняется людьми, содрогается и внезапно со страшным грохотом исчезает из глаз, проваливается под землю. Проходит минута, другая, и другая платформа, битком набитая мокрыми, чёрными и дрожащими от холода людьми, вылетает из-под земли, точно выброшенная наверх какой-то таинственной, невидимой и страшной силой. И эта смена людей и угля продолжается быстро, точно, однообразно, как ход огромной машины.

                         444 слова                                                                                                                                                                                                                      По А. Куприну*

 

Творческое задание

Образец ответа

Не только шахтёрским трудом славен Донбасс. Здесь живут неравнодушные и открытые люди: химики и сталевары, учителя и врачи, поэты и музыканты. Каждый из них хранит в сердце образ любимого уголка родного края. Такой уголок есть и у меня.

Кто-то скажет, что Горловка-это провинция. Никогда не соглашусь с этим. Я обожаю её ровные, знакомые с детства улицы, утопающий в зелени парк культуры и отдыха имени Максима Горького, два центральных проспекта Победы и имени Ленина, площадь Восстания и многое другое.

Но самое лучшее место –площадь Победы. Это большой транспортный узел. Здесь много магазинчиков, где можно купить цветы, аксессуары для любимого телефона, газеты. В центре площади-фонтан четырёхугольной формы. Его трубочки разной длины и диаметра, поэтому жарким летним днём фонтан похож на праздничный водопад.

Текст 7

 

ВЕРТУШИНКА

 

Маленькую нашу речушку, впадающую в большую многоводную реку, все называют Вертушинкой. Начало своё Вертушинка берёт среди широкого, зелёного, покрытого цветами луга – там, где из земли бьёт чистый прозрачный ключ.

Люди давным-давно устроили над ключом деревянный низкий сруб, на котором висел сделанный из берёсты ковш. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломило зубы. Заглянешь, бывало, в колодец и, как в зеркале, увидишь своё лицо, глубокое небо с плывущими белыми облаками, увидишь песчаное дно родника.

Вытекающий из родника ручеёк колышет высокую зелёную осоку, над которой летают, повисая в воздухе, лёгкие прозрачные стрекозы. Напьёшься из родника холодной воды, пойдёшь по течению ручья дальше и дальше. Наполняясь водою из попутных ключей, в глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов. Если вглядеться хорошенько, многое можно увидеть.

Вот на упавшем листке осины неведомо куда путешествует желтобрюхий толстый шмель. Быстрое течение ручья несёт мохнатого путешественника среди множества препятствий. Мелкая рыбёшка резвится в холодной прозрачной воде неглубоких затонов. Вот по песчаному дну ручья ползёт странное существо – ручейник, живущее в крошечном домике, слепленном из мелких песчинок. Паук-водолаз с серебристым пузырём воздуха на мохнатом своём брюшке спускается по подводному стеблю на дно ручья. Там, где течение затихает, по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках быстро бегают паучки-челночки.

Между стеблями растений быстро плавают под водой чёрные жукиплавунцы. С берега спрыгнула, нырнула, загребая длинными задними лапами, и скрылась большеглазая зеленоватая лягушка. По берегам Вертушинки густо разрослись ивовые и ольховые кусты. Весною и летом здесь гнездятся, всю ночь звонко поют соловьи. На лесистых склонах глубокого оврага живут выводки рябчиков, перелетают с сучка на сучок голубокрылые сойки, поют и трещат дрозды. Ночами лесные звери подходят пить воду из Вертушинки. У берегов Вертушинки водятся проворные ночные зверьки норки.

Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.

Летом множество цветов растёт на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затонах плавают белые лилии и жёлтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчёлы, садятся на кашку тяжёлые шмели.

Выводки маленьких диких уток-чирков прячутся в густой зелёной осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают лёгкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов.

(436 слов)                                                           По И. Соколову-Микитову

 

Творческое задание

 

Образец ответа

Опишите своё любимое место отдыха, используя изобразительно-выразительные средства языка.

  Русскому писателю Ивану Сергеевичу Соколову-Микитову приглянулась Вертушинка, а я не выезжаю за город: моё любимое место отдыха находится совсем рядом с домом.

На границе Киевского и Куйбышевского районов города Донецка течёт бурный по весне и умиротворённо мечтательный летом ручей. Весной он волочит ветки, сучья, кору и, как мальчишка-шалун, играя, швыряет всё это в городской ставок. Летом ручей затихает в зарослях крапивы и череды. Глубокая балка – колыбель ручья – манит своими густыми красками и пряными ароматами разнотравья. Склоны балки одеваются серебристо-зелёной полынью, белоглазым, глядящим в небо тысячелистником, пышным коровяком, ароматным шалфеем. В жаркий июльский день придёшь к ручью, ляжешь на траву, раскинув руки, и наслаждаешься степным ветром-растрёпой, пропахшим липой и травой, нос щекочет пух одуванчиков, скучая, кивает лопух, как надломленное дерево скрипят фазаны, важно расхаживая в кустах боярышника.

Много лет назад на пути ручья встали терриконы, но человек помог беспокойному потоку пробить породу трубами и дать выход неугомонному нраву подземных вод. Юные натуралисты засадили терриконы акацией, и там поселились вороны – верные стражи балки, неизменно охраняющие её покой.

Радуешься, приходя в этот уголок природы в центре Донецка, как будто приходишь в себя. Убегая от городского шума и суеты к ручью, невольно становишься ребёнком, все наносное уходит, отпадает от души, и она становится вновь такой, какой она была в детстве.

(226 слов)

***

На севере Донецкой области в густых сосновых лесах затеряна небольшая деревушка Диброва. Сказочные, зачарованные места! Всякий раз, когда я бываю в Диброве, я вспоминаю рассказ Ивана Соколова-Микитова «Вертушинка» и поражаюсь точности и совпадению описания красоты двух различных уголков природы.

Например, автор описывает деревянный сруб над родником. Точно такой же – деревянный, сучковатый, потемневший от времени с берестяным ковшом – сруб стоит в нашем дворе. Издавна люди знали, что самая вкусная, самая холодная и чистая вода в этом колодце. И как у рассказчика, каждый путник мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломит зубы и сводит челюсти. Мимо сруба, непременно глотнув ключевой воды, пробегают ватаги ребятишек с удочками наперевес. Это рыбаки спешат не пропустить утренний клев на крутых излучинах Северского Донца. Подобно Вертушинке Соколова-Микитова, Северский Донец бежит среди высоких крутых песчаных берегов, окаймленных зарослями камыша, ивняка и ольхи. А вставлен этот неповторимый пейзаж в раму из соснового леса с его свежим хвойным ароматом, мягкой пружинящей подстилкой и гомоном птиц. Как и Вертушинка, Донец изобилует отмелями и затонами, над которыми вьются прозрачные стрекозы и желтобрюхие шмели, а по вечерам клубятся и звенят комариные стаи и поют свои вечные песни громкоголосые лягушки. А над быстрыми каменистыми перекатами то и дело мелькают серебром стайки рыбешек – легкая добыча и дикого зверя, и малолетних рыбаков.

Текст 8

 

ВИДЫ ПАМЯТИ

 

Памятью называют технический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются те или другие представления.

С тем, что память капризна, прихотлива, не раз сталкиваемся мы в жизни. Она может хранить в течение многих лет какой-то пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг на уроке забываются формулы или даты, выученные вчера вечером.

У каждого человека память работает по-своему, в зависимости от её индивидуальных особенностей. Одному ученику достаточно внимательно прослушать урок, чтобы запомнить материал, а другому – обязательно прочитать. Третий необыкновенно быстро заучивает стихотворение, а над выводом коротенькой физической формулы бьётся долго. А четвёртый формулы запоминает мгновенно, а по истории путается и в датах, и в событиях.

Развитие типов памяти – результат обучения. Одни дети быстро привыкают к работе молча. У них большей нагрузке подвергается зрительная память. Ученики, привыкшие готовить уроки группой, чаще пользуются слуховой памятью.

Год от года навыки закрепляются. И в ходе учения, при растущей умственной нагрузке, незаметно и постепенно каждый привыкает пользоваться одним и тем же типом памяти. А остальные типы памяти он «забывает», и они остаются неработающими, нетренированными. Этот резерв необходимо включить в работу. И не только потому, что он резерв, но и потому, что в развитии памяти важна всесторонность.

                            (448 слов)                                                                                                                                                                    По В. Пекелису

 

Творческое задание

Образец ответа

Многие люди недооценивают важность памяти для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное — не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что, развивая память, мы развиваем и свои способности, особенно творческие.

Хорошо, когда у человека развита оперативная память. Ее длительность — до 20 секунд. У нее имеется такое важное свойство, как объем. Вот над увеличением объема оперативной памяти мне надо поработать. У большинства людей он варьируется от 5 до 9 единиц информации. Вероятно, у Шерлока Холмса объем кратковременной памяти был больше десяти.

Позволяющую хранить информацию в течение неограниченного срока. Чем больше ты повторяешь важную информацию, тем сильнее она впечатывается. Для этого нужно развитое мышление и усилия воли, но именно эта память обеспечивает нас знаниями.

 

 

 

Текст 9

 

Понимание музыки и наслаждение ею доступно, разумеется, каждому. Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может повторить её голосом или «подобрать» на музыкальном инструменте, а другой не обладает такими способностями. Однако и на него музыка может подействовать: воодушевить, взволновать или успокоить. Некоторые понравившиеся ему мелодии он легко узнает, хотя и не споёт их правильно.

Что можно сказать о человеке, который своё знакомство с музыкой ограничивает популярными песенками? Только то, что он вредит самому себе, обедняет свою жизнь. Ведь чем полнее и разнообразнее духовная жизнь человека, тем он счастливее.

Существует неверное мнение, будто с музыкой человек встречается только в минуты отдыха и будто поэтому она играет в нашей жизни преимущественно развлекательную роль. На самом деле, возникнув, как и другие виды искусства, в недрах народной жизни в далёкой древности, музыка не только сопровождает человека в минуты отдыха и развлечений, но и является его спутником буквально всюду и всегда.

История музыки начинается с пения. Но уже на самых ранних ступенях развития человеческой культуры рядом с пением появляется инструментальная музыка. Она складывалась из наигрышей пастухов, охотничьих сигналов, музыки, сопровождавшей танцы. В древности поэт, композитор и исполнитель, как правило, были объединены в одном лице. У некоторых народов Кавказа и Средней Азии и до сегодняшнего дня сохранилось искусство таких народных певцов-сказителей.

Как и другие виды искусства, музыка сильнейшим образом воздействует на слушателя, вызывая в нём определённые мысли, чувства и настроения. Она не только доставляет слушателю удовольствие своими художественными достоинствами, но и вызывает в нём определённую оценку различных сторон жизни, отражённых в том или ином музыкальном произведении.

(436 слов)                                                                           По А. Чернову

 

Творческое задание

 

Образец ответа

Когда на душе тоскливо, нет настроения и не с кем поделиться наболевшим, когда организм требует выплеска эмоций и одновременно источника заряда жизненной энергии, я неосознанно включаю свою любимую музыку. Сначала просто слушаю, затем начинаю подпевать и двигаться в такт. И вот уже начинает «отпускать» с одной стороны и «торкать» с другой. Настроение поднимается, и на душе становится однозначно легче. Помогла музыка. В этом её колоссальная сила. «Музыка существует не для того, чтобы спасти мир. Она существует для того, чтобы спасти твою жизнь».

 

Текст 10

 

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

 

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.094 с.)