Стенограмма аудио опроса учителей школ-партнеров Центра изобразительных искусств, участников эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стенограмма аудио опроса учителей школ-партнеров Центра изобразительных искусств, участников эксперимента



  Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СОШ №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

 

В проекте я выполняю роль куратора в образовательном учреждении.

Я считаю, что достаточно налажен диалог художника со школьниками, потому что сам факт того что дети общаются с профессиональными художниками – это уже шажок большой в налаживании коммуникаций с профессионалами, это раз. Во-вторых, важно, что всё это проходит вне стен школы, непосредственно в учреждении культуры. И третье, это то, что дети налаживают коммуникацию не только с привычным кругом лиц, теми взрослыми, с которыми они общаются постоянно, они учатся налаживать коммуникации с другими взрослыми людьми. Как это удается – в дальнейшем будет видно, по мере того, как проект будет продвигаться.

Формат занятий, наиболее эффективный в рамках экспериментальной – это выезд детей непосредственно в сам ГЦИИ, потому что именно смена обстановки, когда занятия проходят в залах, где стоят музейные экспонаты –само по себе настраивает. Мы для каждой категории детей попытались выбрать наиболее оптимальный формат занятия, т.е. начальная школа – «Урок искусства», «Встреча с мастером» – это уже постарше, «Графический дизайн» – для 6-8 классов и «Полемика вокруг искусства» - для старших классов.

То, что в июне проводится пленер – тоже эффективно, здесь уже как нам позволяет наша сибирская погода. Очень здорово, что помимо урочной системы, есть праздники, которые организуются ГЦИИ: «Варежка», заключительный проект «Это моя жизнь», мы каждый год в нем участвуем. Единственное что, мы попробовали в этом году, но пока понаблюдать со стороны – это конференция секции искусства, которая проходила в этом году ГЦИИ. В помещении Центра мы смотрели и слушали то, что нам представляли другие школы. А был разговор, была задумка, когда художники выступаю в роли кураторов детских исследований. Вот такую форму хотелось бы начать активно внедрять.

Здорово, что конкурс «Книжка-малышка» все-таки сумел родиться. Пока, я читаю, всего того, что мы придумали достаточно, но это не значит, что мы должны на этом остановиться. Надо просто то, что получилось уже вводить в традицию.

Для школьной программы это однозначно полезно. Мы это обговаривали в апреле, когда проходил семинар. Сейчас вся начальная школа будет учиться по ФГОС, а со следующего года и 5 классы. Стандарт предполагает внеурочную деятельность, т.е. организацию занятий во второй половине дня. И то, что у нас происходит в Центре и статус нашей школы, как школы с углубленным изучением ХЭЦ можно рассматривать, как организацию внеурочной деятельности. В планах задумки о том, чтобы привлечь детей к городским социальным проектам, с помощью художников создавать какие-то малые архитектурные формы, что-то связанное с искусством и полезное для города, для района.

Мы наблюдаем по результатам диагностики, что у детей, которые посещают занятия в ГЦИИ, повышается уровень художественной культуры. Радуют отзывы родителей. Когда родители не просто равнодушны, а заинтересованы.

Мы хотим, чтобы все это не только приросло в рамки города, а стало гораздо шире через вебинары, интерактивные конференции. Можно выйти на уровень региона, привлечь Алтайский край, Томскую область, Кузбасс к нашим занятиям и поделиться опытом. Таким образом, наши учителя будут выходить уже на другой уровень.

Была также идея на базе Центра открыть ресурсный центр. В этом ресурсном центре разрабатывать методические рекомендации, которые помогали бы в школах при разработке образовательной программы, вносили изменения в рабочие программы учителей, связанные с деятельностью городской экспериментальной площадки. Поясню мысль, в начальной школе есть предмет окружающий мир, есть предмет изобразительное искусство, есть занятия в ГЦИИ, куда ездят дети. Мы подумали, что если мы сумеем всё это интегрировать, получится эффективный результат.

Есть одно замечание, но это замечание нам самим. Я не хочу, чтобы мои педагоги просто приходили и красиво, ровно сидели на пуфиках. Гораздо интересней и лучше, когда они сами активно включаются в деятельность на занятии. Кому-то просто нравится рисовать, почему бы не попробовать, кто-то по своему темпераменту таков, что он не может сидеть пассивно, но есть и такие, которые приезжают просто как сопровождающие. Занятия с педагогами как форму, конечно, мы приветствуем.

Что не получилось в этом году. Ребята 11 класса очень просились в «Мастерскую художника». Попасть в мастерскую художника – это как попасть за кулисы театра, в гримерную к актеру. Дети исподволь на себя пробуют разные профессии. Я слышала мысли многих педагогов о том, чтобы в Центре детей учили рисовать. Нет, нет, и еще раз нет. Цель проекта не научить детей рисовать, они едут в Центр изобразительных искусств общаться с художником, учиться гармонично чувствовать и находить себя в пространстве музея.

  Ольга ВладимировнаБелокобыльская, учитель музыки, куратор проекта МБОУ СОШ № 197

Наша школа участвует в проекте 3 года. Сейчас занимаются ребята7-классники, которые, начиная с 5 класса, посещали занятия в ГЦИИ. О востребованности проекта нет смысла говорить, потому что планка художественно-эстетического воспитания на сегодняшний день очень высока. Визуальное пространство необходимо формировать, чтобы дети занимали позицию не стороннего наблюдателя, а созидателя. В этой связи Центр изобразительных искусств выступает как идеальное место для знакомства и работы с удивительными яркими личностями, которые формируют и развивают творческий потенциал учащихся.

Ценно то, что занятия в Центре проходят в форме диалога, диалогового взаимодействия, в котором и происходит воспитание. Ведь процесс воспитания – процесс приобщения к ценностям, а ценности могут присваиваться только через собственную активность. Дети не могут быть добрыми, не совершая добрых поступков.

Учитывая 3-летний опыт, в этом году на педагогическом совете школы по теме: «Духовно-нравственное воспитание» было принято решение со следующего учебного года включить еще параллель 5-х классов и один 6 класс. Реакция детей и их родителей на занятия без сомнения положительная.

На мой взгляд, одного занятия в месяц даже мало, я бы сделала два, но я понимаю, что надо решить масса вопросов и не только от нас это зависит. Но главное, что дети этих занятий ждут. Всё, что происходит на занятиях, им нравится.

Если взглянуть на прошедшие три года, можно отметить, что третий был самым плодотворным и наиболее ярким в восприятии детей. Поскольку первый год – это знакомство, многое сложно, как всё новое сопровождается определенными трудностями. Но самое важное, что интерес и желание заниматься у детей не пропало, а усилилось.

Сложной для детей и, на мой взгляд, неоднозначной была тема «Плакат». Со стороны казалось, что ребята не достаточно готовы к восприятию и творческим работам по этому направлению. Некоторых утомляло однообразие заданий и используемых материалов. Может быть, тематику занятий распределять более мелкими тематическими блоками, чтобы, например, не заниматься весь год только плакатом.

Встречаясь с ребятами в школе, постоянно слышу вопросы – когда мы поедем в Центр изобразительных искусств. Школьники занятий ждут, для них открывается другой мир. По детям я точно могу сказать, что они изменились. Например, у меня есть в классе группа, которую можно назвать «дети улицы». Много свободного времени они проводят именно на улице, там «впитывают» и можно сказать воспитываются. Это своеобразные дети, требующие особого внимания. Приятно видеть, что в них происходят изменения, они действительно приобщаются к ценностям, общаются по-другому.

Я как учитель музыки естественно знала о картинной галерее и художественном музее, но о Центре изобразительных искусств не имела представления. То, что делается в центре – это здорово! И чем больше детей будет в это вовлечено, тем лучше.

В первый год занятий мы не представляли выставок работ ребят, посещающих занятия. На второй год мы уже выставили работы детей перед одноклассниками, а в этом году в течение тематической недели музыки, изобразительного искусства и технологии работы детей демонстрировались в помещениях школы, и уже широкая публика (школьники и родители) могли ознакомиться с результатами этой творческой деятельности.

Диалог художников со школьниками в процессе занятий налажен. Друг друга понимали и шутили, и никогда никаких обид не было. Формат занятий нас вполне устраивает. Сначала видеоряд, погружение, потом экскурсия, причем экскурсия очень интересная. В последний год ребята брали с собой фотоаппараты, им безумно нравилось фотографировать, они уже во многих направлениях даже стали разбираться.

Большой интерес к занятиям у родителей. По результатам анкетирования родителей, можно сделать выводы о развитие у их детей общительности, возникновении новых тем для совместных бесед. Также обобщение результатов занятий в ГЦИИ я представляла на семинаре для учителей района, который мы с Ириной Владимировной Петровой проводили в нашей школе. Отзывы учителей и интерес к эксперименту очень высокий.

  Нина ЮрьевнаПугачева, заместитель директора по воспитательной работе, куратор проекта МБОУ СОШ № 58

 

С Городским центром изобразительных искусств работаем уже три года. В этом году я активно участвовала в полемике. Особенно мне нравится, когда учащиеся попадают в атмосферу, в которой выслушивают высказывания, наблюдения и умозаключения. Часто на занятиях обсуждаются не только вопросы изобразительного искусства, ребята вместе с художниками размышляют о влиянии творчества на развитие человека.

Эффективнее, на мой взгляд, формат занятий, в которых больше практики. Однако в некоторых занятиях можно расширить и теоретическую часть, которая может стать отправной точкой для практической работы. Например, первоклассникам нужны «подсказки» по поводу смешивания красок или выполнения каких-то незнакомых им изобразительных элементов.

Многие педагоги считают, что дети ездят на занятия, чтобы учиться рисовать. Это ошибочное мнение. Например, в нашей школе эти занятия тесно связаны с проектной деятельностью. Проекты рассчитаны на год, и каждый класс включен в свою программу.

Своими впечатлениями о занятиях в ГЦИИ я делилась с коллегами на педагогическом совете, на заседании методического объединения, на общешкольном родительском собрании. Хочется включить в эту работу родителей. Есть идея подключить к проекту психолога. Может быть, неплохо было провести выездное занятие или мастер-класс на базе нашей школы.

Мне очень нравятся занятия Таирова А.И. Когда его слушаешь, понимаешь, что это слова человека, прижившего и прочувствовавшего всё, о чем говорит. Занятия он проводит интересно, не по конспекту, не заученно. Он – настоящий художник! Таких «зубров» у вас много. Привлекает то, что такие именитые и достигшие вершин художники общаются с ребятами на равных, не ставят себя выше. Они принимают точку зрения детей, спорят, работают творчески. Вот это и есть состояние молодости, души этих художников. Поэтому у ребят и возникает состояние открытия внутри себя чего-то нового, а это ведь самое главное.

 


 

Приложения

Приложение 1

Презентация проекта «Художники-детям» выполненная художником М. Ермаковой
 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.011 с.)