Становление вариативной динамической модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление вариативной динамической модели



Центр культуры ЦК19 с 2010 года (до 2019 года - Городской центр изобразительных искусств) реализует совместно со школами Новосибирска и Новосибирской области культурно-образовательные, информационно-просветительские и социально-гуманитарные проекты, связанные с организацией выставочного пространства в разнотипной школьной среде. Поясним сказанное на конкретных примерах.

В 2010-2011 учебном году в период летних каникул было организовано первое подобное пространство в виде передвижной выставки с участием оригинальных работ художников Сибирского федерального округа (гг. Новосибирск, Кемерово, Томск).

В 2012 году передвижная выставка представляла оригинальные работы новосибирских художников студентам Аграрного Университета.

О проекте «Передвижная выставка» в своём отзыве Управление образования мэрии города Новосибирска писало следующее: «... О том, что данный проект удался, говорят как многочисленные положительные отклики о нем руководителей образовательных учреждений, так и преподавателей, посетивших со школьниками большое количество занятий в рамках проекта в летние каникулы - «Передвижная выставка».

Об этом же свидетельствовали и предложения, поступившие в адрес Центра изобразительных искусств от некоторых учреждений образования; предложения выражали желание продолжить начавшееся сотрудничество в дальнейшем, включив школьников в новые просветительские проекты Центра.

С 2014 года Центр апробирует новый формат выставочного школьного пространства – Кураторский проект - «Школьная картинная галерея». Основные задачи нового формата школьного выставочного пространства:

Ø способствовать непрерывному процессу развития социальной, творческой активности детей;

Ø являться центром духовно-нравственного и социально-эстетического развития (воспитания) личности школьника;

Ø создавать творческую среду в своем районе (в том числе, среду виртуальную) для общения детей с творческой художественной элитой города;

Ø активно участвовать в процессе совершенствования воспитательной деятельности в школе;

Ø вовлекать высококачественное искусство в предметно-пространственную среду школы (через специально подобранную тематику выставок).

Создание Школьной картинной галереи (ШКГ) в образовательном (школьном) пространстве – это огромная ответственность, прежде всего, двух директоров (школы и ЦК19), это своеобразный показатель качества складывающихся партнерских отношений и уровня доверия двух организаций: Школы и Центра культуры ЦК19.

Кратко коснёмся территориального аспекта проблемы. Как правило, по вполне понятным причинам, мы выбираем школы, расположенные в отдалённых районах города Новосибирска. Первая картинная галерея открылась в 2016 году в СОШ №197 – Дзержинского района (директор Смердина Татьяна Васильевна); «Наша школа» расположена в сугубо промышленном районе города. Вот типичная реплика многих представителей директорского корпуса: «Мы далеки от культурного центра города, и наша цель – дать возможность ребенку как можно чаще соприкасаться с Прекрасным». 

Далее, у нас есть весьма разные варианты выстраивания сотруднических отношений со школами. Так, в Средней общеобразовательной школе №90 с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла (ХЭЦ), (это Западный жилмассив Новосибирска, директор -Власова Татьяна Афанасьевна), деятельность ШКГ включена в программу Федеральной инновационной площадки.

С 2019-2020 учебного года Средняя общеобразовательная школа № 155 стала ещё одним партнёром ЦК19. Директором этой Школы Дмитриевым Александром Вячеславовичем было принято решение о создании особого Школьного выставочного пространства. Школьная картинная галерея (ШКГ) этой школы открывалась выставкой «История пейзажа», подготовленной совместными усилиями школы и ЦК19. На вернисаже первой выставки Александр Дмитриевич в своём обращении к школьникам подчёркивал: «Мы надеемся, что выставки нашей картинной галереи смогут стать ещё одним «окошком», из которого Вы, её посетители, сумеете увидеть красоту русской природы, почувствовать красоту русской души, ощутить себя частью великой культуры».

На сегодняшний день в каждой школе, участвующей в экспериментальном поиске своей собственной подходящей модели, сформировались коллекции репродукций: «Художники-путешественники» (ил. 2), «История пейзажа» (ил. 3), «История России в картинах», «Мой город - Новосибирск», «Встреча с мировыми шедеврами» (ил.1). Теперь у школ есть возможность обмениваться коллекциями. Это, в частности, позволит сэкономить средства и сделать выставочную жизнь каждого организуемого выставочного пространства в каждом конкретном учебном году более насыщенной и целеустремлённой.

Бесспорно, все три названные ранее школы являются на сегодняшний день центрами культуры в своих районах. На их территориях проводятся разного рода семинары, конференции, совещания, причём, как для школ своего района, так и для школ Новосибирска в целом, поэтому динамичное выставочное пространство не остаётся без зрителей никогда. Каждая художественная выставка в школе привлекает внимание ежемесячно до 2500 учеников, их родителей, преподавателей. В этих количественных показателях учитывается разная степень активности посетителей выставок, учитывается и их возраст. В каждой школе выставочное пространство функционально располагается так, чтобы оно было доступно максимальному количеству посетителей.

В 2021 году за большой вклад в воспитание подрастающего поколения и развитие художественного творчества в городе Новосибирске Центр культуры ЦК19 был награждён премией мэрии города Новосибирска в области воспитательной деятельности «Дети и город».

 

И.В. Петрова

2.4. В ваши руки – тепло наших сердец. Искусственная река

В течение пяти лет в ЦК19 проводится ежегодная детская благотворительная акция «В ваши руки — тепло наших сердец».

Участниками акции ежегодно становятся до 70 детей и творческих деятелей. Проект объединяет школьников-учеников просветительского проекта ЦК19 «Художники-детям», воспитанников центров помощи детям-сиротам, поддерживаемых Фондом памяти имени Володи Женова, участников группы «АутНет», клуба «Мечта», театральных студий «Инклюзион. Школа. Новосибирск» и «Особенный ТИП», участников танцевальной компании «Glyptic», профессиональных художников, музыкантов и студентов Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки.

Акция «В ваши руки — тепло наших сердец» логично продолжает направление работы ЦК19, связанное с просветительскими проектами для детей. Мы начали эту деятельность более 10 лет назад, будучи Городским центром изобразительных искусств. В настоящее время мы стремимся создавать специальные события для всех категорий посетителей, чтобы обеспечить им равное участие в таких мероприятиях. Мы надеемся, что, сталкиваясь с полярными направлениями в искусстве, каждый сможет перенести этот опыт на свою повседневность — какая есть жизнь и какой она может быть. Тема акции в этом году была «Искусственная река». Основная цель акции - вовлечь детей в творческую коммуникацию: на примере контрастных художественных направлений (соцреализм и поп-арт; фовизм и академизм; метафизическая живопись и экспрессионизм) участники акции старались разобраться в том, как искусство по-разному отражает или конструирует реальность. Особенностью этого года стала кросс-дисциплинарность: участники делились на три команды, в каждой из которых наставники — режиссеры, музыканты и хореографы — создавали и представляли вместе с детьми итоговый перфоманс».  

И.В. Петрова

Искусственная река

... И снова в Городском центре изобразительных искусств (с недавних пор он именуется ЦК19) прошла очередная благотворительная акция «В ваши руки – тепло наших сердец». Сегодня тему творческой акции организаторы обозначили как «Искусственная река». Я был приглашён на этот яркий праздник в качестве консультанта и имел приятную возможность в течение двух часов «вариться в соку» этой молодёжной мистерии.

Творческий замысел акции был построен на неожиданной стыковке художественных стилей разных эпох с указанием конкретных художников, работавших в тех или иных стилевых рамках. По замыслу организаторов этого увлекательного мероприятия, ребятам необходимо было найти некий симбиоз предложенных им различных стилевых характеристик и представить своё креативное решение этого, рождённого ими непосредственно здесь и сейчас, «направления», в виде изобразительно - музыкального театрализованного действа. Для реализации замыслов организаторы предоставили массу различных материалов: красок, кистей, бумаги, картона, всевозможных лент, плёнок, и даже рояль! В качестве наставников выступили педагоги, студенты и специалисты в различных областях творческой деятельности: художники, музыканты, мастера танца, деятели театра.

Три группы школьников (а среди них были, на совершенно равных правах, и дети с ограниченными физическими возможностями, и воспитанники центров помощи сиротам, и члены группы «АутНет») продемонстрировали удивительную фантазию и творческие находки. Заключительный показ коллективных «решений поставленных задач» вылился в весёлый концерт, сопровождавшийся дополнительными импровизациями! Как оказалось, на этой мистерии я был самым старшим по возрасту участником, но когда покидал его – чувствовал себя ровесником всей этой весёлой братии...

С.С. Мосиенко

 

 

2.5. Работа с родительской общественностью

 В нашей Средней общеобразовательной школе № 58 работа с родительской общественностью в области создания эстетической – художественно-просветительской и культурно-развивающей среды в школьном воспитательном пространстве выстраивается на основе авторитета куратора, авторитете классного руководителя, которые имеют активную жизненную и гражданскую позицию, а поэтому направляют силы не на моментальный (ситуативно-тактический) эффект, а на отсроченный, более отдалённый результат.

Дефицит софт-компетенций в современном цифровом пространстве – это, прежде всего, слабое проявление или даже почти полное отсутствие проявления эмпатии, это изолированность и одиночество в социальных сетях. Только улучшение реальной социальной коммуникативной среды школы путём привлечения внимания к творческим высокохудожественным произведениям формирует, на наш взгляд, подлинные духовно-нравственные ценности, заслуживающие самого пристального внимания педагогической общественности. 

Совместное направление деятельности «школа–родитель-социум» создаёт гармоничное, здоровое общество, в котором культура и искусство служат главной цели — развитию, укреплению и распространению идей нравственности, справедливости, доброты. Именно такое системно-скоординированное целеполагание классного руководителя, школьного педагогического коллектива в целом позволяет мотивировать родителей использовать все ресурсы организации предметно-эстетической среды не только в школьном сообществе, но и за её пределами, а именно, в «Центре культуры ЦК 19».

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии её грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создаёт атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, в конечном же счёте, способствует позитивному восприятию мира.

В такую комфортную культурно-развивающую среду мы погрузились через организацию интерактивной площадки «Культурный дневник школьника»; такую опытно-поисковую деятельность мы осуществляли в рамках участия в Межведомственном культурно-образовательном проекте «Культура для школьников», деятельность осуществлялась совместно с ЦК 19. Это объединило ребят вокруг творческих работ и социальных проектов, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей и позитивных моделей социального поведения.

Десятилетний опыт погружения в проект «Непрерывное духовное, художественно - эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», а в более короткой его транскрипции – городской экспериментальный проект «Художники – детям» -  создаёт благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся и мотивирование их на создание добрых, высоконравственных произведений или проектов, направленных на изменение мира к лучшему. Каждому участнику события предоставляется возможность адресно, очень конкретно поддержать любой творческий коллектив или автора, работа которых направлена на улучшение внутреннего мира людей.

Эффективность вовлечения учащихся в проект прослеживается через активное посещение, участие в нём, а также через отзывы ребят и родителей. Обратимся к двум типичным примерам.  

Имамов Роман, ученик 3 «Б» класса: «Наш класс второй год посещает ГЦИИ. После каждого занятия рисованием все остаются довольны и уходят в хорошем настроении. Очень интересно и подробно рассказывают об искусстве, о технике рисования, показывают работы других ребят-художников. Никто не остаётся без внимания. Мне очень нравятся занятия и мои рисунки!»

Мамедова Лина Алекберовна (мама Мамедовой Камиллы, ученицы 3 «В» класса): «Моя дочь, Мамедова Камилла, на регулярной основе посещает центр творчества «Старая мельница», посещает модули по ИЗО и бутафории. Она ни одного занятия с художниками из ГЦИИ не пропустила. Ей интересны такие встречи и занятия с художниками. Выставки своих картин она всякий раз сравнивает с другими, выставленными на экспозиции работами. Я, как родитель, всеми силами поддерживаю потребность дочери в расширении социального кругозора и художественного познания».

Мой вывод: сегодня крайне важно формирование гармоничных отношений в мире людей и экологически центрированное поведение в мире природы, важно укрепление института семьи, пробуждение моды на здоровый образ жизни, на качественное улучшение отношения людей к животным, забота об окружающей среде и т.п.

 

  Н.Ю. Пугачёва

 

 

2.6. Как воспитать творческую личность, или Нелёгкая дорога к самому себе

Думаю, что всем нам глубоко памятны слова В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание ручейка и звон колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Образно и красиво! Всего одно предложение, но в нём, пожалуй, содержится целая программа для учителя искусства.

Было заманчиво предложить некую идеальную модель, перечислив по пунктам, что требуется для того, чтобы воспитать одарённого, развитого, умного, талантливого ребёнка, способного слушать и слышать, видеть и понимать. Вполне возможно, что она понравилась бы, с ней можно было бы согласиться, но, как и многие другие идеальные модели, ее практически нереально было бы осуществить на практике. Особенно на современном этапе развития российского общества.

Противоречивые тенденции развития современного общества и многообразные требования, предъявляемые к человеку как ресурсу его благополучия и процветания, сегодня таковы, что становится очевидна востребованность выпускников школы, способных: 1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы затем, на протяжении всей жизни, иметь возможность найти в ней своё место; 2) самостоятельно генерировать (формулировать) новые идеи, учиться творчески мыслить; 3) уметь грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); 4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, успешно выходить из любых конфликтных ситуаций; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, собственного интеллекта, непрерывного повышения собственного культурного уровня.

С другой стороны: объем информации, которая потоками захлёстывает человека, ведёт к тому, что человек, отгораживается от окружающих, перестаёт внимать, а значит, понимать. Почему? Причины здесь множественны:

Ø увеличение количества вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей с друг другом. Поверхностных контактов много, а качественных, глубоко личностно мотивированных - нет;

Ø противоречие между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Вспомним: существует же такой феномен, как «одиночество в толпе»;

Ø увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим миром. Квазиобщение - мнимое общение, воображаемое, иллюзорное, кажущееся. Многие СМИ создают иллюзию общения. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создаётся иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе ведущих. Вполне вероятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиообщения, а также преобладание массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно.

Психологи и педагоги бьют тревогу: дети не понимают содержание учебных предметов, не понимают взрослых, не понимают себя… И здесь налицо противоречие между ожиданием и действительностью.

Глупо было бы только констатировать этот факт. Необходимо искать, делать и действовать. Данное противоречие можно разрешить! Искусство! Именно оно вызывает совершенно особые эмоции. Оно переносит нас в мир чувств; подобно доброй волшебнице, увлекает ввысь на своих крыльях и открывает нас для нас самих. Наслаждаясь этой кра­сотой, по-новому воспринимаешь видимый мир, что тем более ценно для формирующейся личности.

Каждый ребёнок - прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, выражаясь прямо, не уходя в квазиобщение. Важно, чтобы он сам поверил в это. В период формирования личности каждый должен что–то «увидеть», «услышать» - неважно что; важно, чтобы увиденное, услышанное глубоко запало ему в душу, в память сердца, чтобы произошло «прикосновение» к миру и родилось изумление перед ним.

«Познание начинается с удивления», - считал Аристотель. Афоризм античного философа и стал той основой, той реперной точкой при принятии решения об открытии Школьной картинной галереи (ШКТ).

И удивительным здесь было все:

Ø дата, магия цифр которой завораживает и удивляет. Первая в истории школы № 90 Школьная картинная галерея была открыта 09.09.2020;

Ø взаимодействие – терпеливое и настойчивое - с давними сетевыми партнёрами школы МБУК «Центр культуры ЦК19», которое оказалось столь результативным;

Ø открытие- торжественное и трепетное- как и подобает событию с разрезанием красной ленточки;

Ø настоящий вернисаж и настоящий экскурсовод;

Ø совпадение тематики выставки с выбором профиля обучения. К примеру, «История России в картинах» и исторический профиль среднего уровня образования;

Ø размер и тематика картин, самая большая из которых - «Вечная Россия» (художник - Илья Сергеевич Глазунов) - была размером 300 на 600 см.

 

Экскурсии, которые проводит особая группа, зовущаяся «культурное волонтёрство», уроки истории, изобразительного искусства, музыкальной литературы, уроки музыки, литературы, мировой художественной культуры, осуществляемые в уникальном пространстве ШКТ, постоянно действующая экспозиция и передвижные выставки детских работ, - все это, в совокупности, создаёт культурно-образовательную среду школы, способствующую интеграции общего и дополнительного образования, всё это даёт уникальную возможность детям познать мир и самого себя в этом мире. 

У дивление, восхищение искусством, пусть даже с каким–то одним, порой малоприметным для большинства людей её фрагментом, заставляет сердце замереть, а потом… Потом вспыхивает вдруг искра творчества. Что-то неожиданное восхищает и захватывает нас изнутри, приотворяя двери к новым ярким впечатлениям и открытиям. И ведь не формируется всё это рассудочным путем! Только через эмоции и творчество! А ведь всё это есть долгая, трудная, но такая необходимая и радостная дорога к самому себе!

 

О.Н. Москалёва

 


 

 

Раздел III

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

(Рекомендуемые образцы заполнения документального материала)


Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Методическая разработка включает:

Ø титульный лист;

Ø аннотацию;

Ø сведения об авторе (с фотографией);

Ø вступительный очерк (пояснительная записка);

Ø содержание;

Ø список использованной и рекомендуемой литературы;

Ø приложения;

На титульном листе указывается Ф.И.О., должность, официальное наименование организации, которую представляет автор

Аннотация включает:

Ø краткие сведения о смысловой сути рассматриваемых вопросов;

Ø сведения о позиционных методических намерениях;

Ø источники практического опыта, положенного в основу конкурсных рекомендаций и разработок;

Ø возможности творческого использования опыта педагогическими работниками других образовательных организаций.

Вступительный очерк (пояснительная записка) включает:

Ø обоснование актуальности;

Ø цель;

Ø краткое описание полученного результата;

Ø обоснование особенности и новизны представляемой на конкурс работы.

Содержание: это общепринятый для всех участников ИКМР алгоритм описания

1. Название культурно-образовательной практики (даты реализации).

  1. Участники и место проведения.
  2. Цель + задачи.
  3. Подготовительный этап (ресурсы, люди, место, раскадровка).
  4. Этап реализации (кто участвует, что делают конкретно, ресурсы).
  5. Этап завершения — результаты: практические, теоретические (должны соотноситься с задачами).
  6. Интерпретация результатов.
  7. Опыт мультиплицирования результатов (если такой имеется).

Приложения включают: планы, схемы, диаграммы, фотографии, карточки, вопросы анкет и т.д.

Материалы направляются в текстовом редакторе «Microsoft Word»:

· шрифт: 14,

· тип шрифта: «Times New Roman»,

· позиция табуляции абзаца по левому краю – 1,25 см.,

· выравнивание - по ширине,

· уровень – основной текст,

· отступ – 0,6 см.,

· интервал – 0 пт,

· междустрочное значение – одинарный,

· разбивка на странице – запрет висячих строк (т. е. все значения, принятые по умолчанию)

Документ не должен содержать в себе текстов сложного форматирования, объектов Word Art, границ, рамок, теней, заливок и объемов, эффектов анимации и звукового сопровождения. Перед отправкой на Конкурс файл с работой и дополнительными материалами (при их наличии) архивируются в единый файл формата.zip,.rar или 7z. Максимальный размер архива – 50 Мб.

Приложение 2

 

____________________________________________________

ФИО (полностью) участника конкурса

___________________________________

место работы

___________________________________

должность

___________________________________

контактная информация (телефон, E-mail)

 

Заявка

 

Прошу включить меня в число участников Интернет-конкурса методических разработок.

Название конкурсной работы:

Количество работ:

С Положением о конкурсе и правилами его проведения ознакомлен.

Даю согласие на обработку персональных данных и размещение результатов моей работы на сайте конкурса в сети Интернет.

 

 

Дата заполнения_______________________

 

Подпись заявителя_____________________ 


Приложение 3

 

 

«УТВЕРЖДАЮ» _________________________

                                                                      Директор МБОУ «Школа №197»Смердина Т.В.

 

Правила поведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.11 с.)