Расскажите о наиболее значимых художниках и арт-группах в актуальном искусстве Новосибирска? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите о наиболее значимых художниках и арт-группах в актуальном искусстве Новосибирска?



Важно сразу оговориться, что я назову имена далеко не всех, а подлинную значимость тех или иных художников определит история. Расскажу только о тех, с кем сейчас мы вплотную работаем. Так, из старшего поколения, безусловно, стоит отметить известную группу «Синие носы», созданную Александром Шабуровым и Вячеславом Мизиным. Из молодёжи я бы выделила группу МЫК, заявившую о себе на фестивале «48 часов Новосибирск». У нас запускается программа «Траектории», в рамках которой мы стремимся поддерживать молодых перспективных художников. Назову здесь также имя новосибирской художницы Маяны Насыбулловой, известной уже не только в России, но и за её пределами. Стоит особо анонсировать международный фестиваль фотографии «Другое измерение» Андрея Мартынова.

Ну, а вообще, мы всегда рады зрителям и открыты диалогу. Главное, не бояться сделать шаг к чему-то новому в искусстве.

P. S.:

Данное интервью с И.И. Остроменской было впервые опубликовано на страницах журнала LeadersToday, № 5(190) за 2021 год.

 

1.2. Специфика подготовки Международного открытого фестиваля

культурно-образовательных практик на основе накопленного опыта

       Немногим более десяти лет тому назад в городе Новосибирске, по инициативе Центра культуры ЦК19            (до 2019 года Городской центр изобразительных искусств  (ул. Свердлова, 13) был дан старт городской межведомственной сетевой экспериментальной площадке «Непрерывное духовное художественно - эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» - «Художники - детям». Непосредственными инициаторами этой городской исследовательско-методической акции (И.В. Петрова, Э.Р. Барбашина, Л.И. Боровиков) было выдвинуто предположение о том, что художники-профессионалы, взаимодействуя в режиме творчески насыщенного общения с учащимися ряда общеобразовательных школ удалённых районов Новосибирска могут самым положительным образом повлиять на процесс духовного, социально-культурного и эмоционально-художественного развития учащихся, причём не дублируя и не игнорируя устоявшихся канонов профессиональной деятельности преподавателей школьных дисциплин художественно-эстетического цикла. И вот сегодня, благодаря предусмотрительно осуществлённому выпуску четырёх Информационных бюллетеней по итогам инновационной деятельности ЦК19, названной городской межведомственной сетевой экспериментальной площадки [1: 2 и др.], а также своевременному изданию материалов состоявшейся 7-8 октября 2015 года в Новосибирске Международной научно-практической конференции «Возможности искусства в современном образовании»[3], мы можем в достаточно целостном виде восстановить панораму происходивших в предшествующее десятилетие узловых художественно-педагогических событий. Более того, можем, обобщая накопленный опыт, провести (ретроспективно) системно выверенную работу над невольно допущенными тогда ошибками - практическими и теоретическими, ошибками самого разного рода - социально-психологическими и образовательно-дидактическими, художественно-просветительскими и организационно-управленческими. Ведь без ошибок никакое доброе дело не строится...

Теоретически обобщая накопленный десятилетний опыт, анализируя его с самых разных сторон, под самыми разными углами зрения, мы предполагаем в хронологически обозримой перспективе ещё более расширить и обогатить, усовершенствовать и обновить основные принципы и механизмы успешно осуществлённого проекта «Художники - детям», и, как следствие, приступить к подготовке Международного открытого фестиваля культурно–образовательных практик «Центр притяжения». В ходе фестиваля мы предполагаем и нтегрировать усилия творчески ориентированного межведомственного педагогического, сообщества для того, чтобы сообща научиться эффективно, в кратчайшие сроки и с максимальным просветительским и образовательным эффектом, разрабатывать и внедрять (в современной научной лексике – диссеминировать [7, с. 4]) художественно-просветительские, культурно-образовательные и организационно-управленческие идеи, модели и технологии, причём научиться делать это, ориентируясь на вполне реальный культурно-созидательный потенциал современного детства.

Данная концептуальная содержательно-смысловая установка, заложенная в проект программы международного открытого фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения», будет самым непосредственным образом сориентирована на выявление, обобщение и распространение потенциально лучших образцов практического художественно-просветительского, культурно-образовательного и организационно-управленческого опыта. Категория «опыт», а тем более опыт творческий, художественно-педагогический весьма непрост для его научно-аналитического и методико-практического освоения. Кратко поясним, в чём суть этой проблемы.

В своё время Константин Дмитриевич Ушинский прозорливо предупреждал многих оптимистов-исследователей о том, что особая сложность обобщения накопленного профессионального педагогического опыта заключена, во-первых, в «отдалённости своих последствий от причин», и, во-вторых, в том, что «каждый опыт имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче,  как ошибиться в этом отношении и назвать причиною данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством» [4, с.193]. Конечно, теория и методика научно-исследовательской деятельности, методико-практического оперирования с различными проявлениями творческого педагогического опыта продвинулась сегодня далеко вперёд. Но, тем не менее, многие проблемы остались, правда, сегодня они стали звучать несколько по-иному - более прагматично и системно сконцентрировано. Вот наглядный пример.

Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН Виктор Владимирович Знаков в недавно вышедшим в свет обстоятельном монографическом исследовании «Психология человеческого бытия» пишет: «В современной науке слово «опыт» выходит за пределы возможностей языковых средств его выражения. Оно подчёркивает нечто абсолютно уникальное, что нельзя выразить в слове, - индивидуальный опыт или опыт группы» [5, с. 96-97]. Невербализуемый опыт в художественно-просветительской, культурно-образовательной и организационно-управленческой деятельности очень важен. Конечно, индивидуальный творческий опыт, либо опыт работы творчески устремлённого коллектива образовательной организации сферы культуры, может дать нам многие яркие регионально специфические образцы успешной практико-ориентированной художественной деятельности [6]. Но это для нас есть всего лишь самый первый, предварительный шаг в выстраивании технологической модели работы            с эмпирическими художественно-педагогическими проявлениями талантливых педагогов-практиков.                    В перспективе нас интересует многомерная теоретически проработанная методическая система педагога [7] либо, если смотреть на проблему в более широком организационно-управленческом масштабе, методическая система всего педагогического коллектива, взятая во всём реальном многообразии её межсистемных и внутрисистемных связей.  

       В целом же у нас получается следующая, представленная ниже, структурно-схематическая модель работы с творческими практическими художественно-педагогическими проявлениями опыта. Модель эта, безусловно, требует своей дальнейшей научно-аналитической и предметно-практической конкретизации, прежде всего, в зависимости от той или иной фазы осуществления проекта «Центр притяжения»:

1) проведение стартового международного открытого интернет-конкурса по сбору первичных образцов творческого методического опыта;

2) лабораторная (теоретическая и эмпирическая) «шлифовка» либо, другими словами, теоретико-практическая апробация лучших первичных образцов творческого методического опыта;

3) многомерная (общественная и научная) экспертиза «завершённых методических продуктов» (методики, программы, проекты) - отшлифованных, т.е. успешно прошедших теоретическую и эмпирическую лабораторную проверку, эталонных образцов творческого методического опыта, допускающих, по нашему сегодняшнему предположению, эффективную многовекторную ситуативно-практическую диссеминацию (распространение, внедрение).

 


 

 

 

 

Модуль I

 

 

Обогащение

содержания деятельности

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

 

Модуль II

 

 

Совершенствование форм работы

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

 

Модуль III

 

Оптимизация управленческой структуры

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

И.И. Остроменская, И.В. Петрова, Л.И. Боровиков

 

Советуем прочитать: 1. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2012/2013 уч. г.) Вып. 1. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 103 с. 2. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2013/2014 уч. г.) Вып. 2. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. – 118 с.  3. Возможности искусства в современном образовании: Международная научно- практическая конференция (7-9 октября 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. -178 с. 4 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1953. – 638 с. 5. Знаков В.В., Рябикина З.И, Психология человеческого бытия. - М.: Смысл, 2017. -416 с. 6. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования. Автореф. дис....д-ра пед. наук. -Ярославль, 1999. – 42 с. 7. Величковский Б.М., Князев Г.Г., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Новые подходы в исследовании творческого мышления: от феноменологии инсайта к объективным методам и нейросетевым моделям. // Вопросы психологии. – 2019. - № 3. – С. 3-14. 8. Боровиков Л. И Методическая система педагога. От элементарной грамотности – к высокому профессионализму: построение индивидуальной траектории развития // Развитие детской одарённости: открытая методическая школа: из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области: Пособие по автодидактике. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11-17.

1.3. Роль музыки как одного из важных составляющих компонентов творческих занятий в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19»

       Более чем десятилетний опыт осуществления эстетического воспитания школьников в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19 убедительно показал, что для достижения результатов необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении Центра творческие ресурсы. Этому в полной мере способствовал и тот факт, что ЦК19 (до реформирования в 2019 году - ГЦИИ) изначально был и является центром коллаборации различных видов искусства. Наряду с экспонированием выставок, здесь проводятся концерты, спектакли, перформансы, фестивали, другие акции представителей творческих профессий. Поэтому изначально звучание музыки было естественно включено в план практических занятий – будь то рисование, создание аппликаций, коллажей или ежегодные итоговые проекты.

В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на связи этих двух видов искусств и актуальности их взаимодействия. На первый взгляд, изобразительное искусство и музыка во многом противоположны друг другу как искусство зрительное и слуховое, про­странственно-статическое и процессуально-динамическое. Их взаимосвязь и влияние друг на друга на первый взгляд не прослеживается. Однако на самом деле эти связи и влияния существуют, что было замечено достаточно давно. Ещё в античные времена Аристотель отмечал, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи «ваника», в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия - с определенной графической формой. Первоначально пять линеек нотного стана также предполагалось сделать цветными. В ХVIII веке аббат Кастель создал так называемый «цветной клавесин». XIX век подарил миру искусство звуковой живописи – импрессионизм. Известен также феномен «цветного слуха» у композиторов. Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрлёнис не просто ощущали цвет тональностей, но и создавали свои произведения, сообразуясь с этим видением. А. Н. Скрябин даже ввёл «партию света (Luxe)» в свои поздние сочинения и разрабатывал проект сочинения, основанного на нескольких видах искусств, включая зрительные и слуховые («Предварительное действо»). По мере развития мировой культуры тесная взаимосвязь изобразительного искусства и музыки становилась всё более очевидной.

XX век, и, тем более, начало XXI, вплотную подошли к пониманию необходимости изучать искусство как целый комплекс видов, взаимосвязь между которыми уже не вызывает сомнений. Таким образом, человечество на новом «витке» своей истории возвращается к синкретизму искусства древних, когда отдельные виды и жанры сосуществовали в рамках одного явления культуры.

Применительно к теме настоящих заметок необходимо подчеркнуть, что включение музыки как компонента занятий по изобразительному искусству вполне отвечает этой тенденции. Важно также подчеркнуть, что такой полихудожественный подход отвечает задачам, поставленным именно в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19. Прежде всего, это развитие - путём личностного погружения в творческий процесс - нравственных качеств, эстетических чувств и интеллектуальных способностей детей, приобретение ими новых навыков, знаний и умений. При этом на занятиях в ЦК19 это происходит максимально ненавязчиво, наиболее естественным путём. Как отмечал в своё время академик И. И. Иоффе, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов своего культурного бытия выступают совместно. Семантическое единство зрения и света, слуха и звука опиралось на единство человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире».

На протяжении существования проекта происходит апробация различных способов и методов «внедрения» музыкального компонента. Так, в самом начале, для занятий подбирался определённый плейлист с записями классических музыкальных произведений. Основу составляли произведения И. С. Баха, А. Вивальди, В.-А. Моцарта. Как правило, это произведения малых форм (прелюдии, пьесы), написанные для солирующего инструмента. Поскольку учёными неоднократно доказана польза именно подобного рода «фоновой музыки» для создания спокойной атмосферы и положительного воздействия на нервную систему человека, звучание таких программ не отвлекало школьников, но вносило компонент гармонии. Важно подчеркнуть, что, в отличие от занятий со школьниками на уроках по предмету «слушание музыки», где зачастую дается задание «нарисовать звучащее произведение», здесь такая цель не преследовалась. Звучание музыки предполагалось именно фоновым, негромким, поскольку этого было вполне достаточно для создания общей атмосферы творчества. Разумеется, было бы неправильным считать, что в таком случае школьники оставались полностью безучастными к подобной «звучащей среде». Подсознание «схватывало» контекст, постепенно приучая юного человека к слушанию качественной музыки, причём делалось это максимально деликатно и естественно.

Следующим этапом в развитии проекта стало приглашение в качестве «иллюстраторов» занятий музыкантов Новосибирска. Город обладает в этом смысле безграничным потенциалом: в «культурный кластер» только центральной части города, в шаговой доступности от ЦК19, входят музыкальные театры - НОВАТ и НМТ, филармония, консерватория, музыкальный колледж, старейшие музыкальные школы. Уже в самом начале на занятиях просветительского проекта играла композитор, лауреат Всероссийского конкурса Евгения Петенёва, музыканты Ансамбля ранней музыки Новосибирской филармонии «Insula Magica». Сейчас постоянно сотрудничают с просветительским проектом музыканты разных специализаций из Новосибирской консерватории и Детской музыкальной школы №6. Стало возможным привлекать к сотрудничеству представителей разных инструментальных школ – на занятиях звучат фортепиано, гитара, домра, балалайка, кларнет, фагот, саксофон… Помимо уже изложенных ранее доводов о пользе слушания в качестве музыкального фона лучших произведений мирового репертуара, такое разнообразие знакомит школьников с различными тембрами инструментов. Кроме того, трудно переоценить значение такого «культурного десанта» в период, когда пандемия существенно ограничила возможность горожан бывать в концертных залах.

В процессе развития и совершенствования проекта появился ещё один тип участия музыкантов в просветительской деятельности Центра Культуры ЦК19. Речь идёт о выступлениях в рамках открытия вернисажей так называемых Школьных картинных галерей – передвижных выставок, организуемых ЦК19 непосредственно в учебных заведениях. Пандемия поставила вопрос о невозможности перемещения больших групп школьников по городу, поэтому открытие таких выставок – принципиально важно не только для продолжения проекта, но и, прежде всего, для самих школьников. В связи с этим часть практических занятий с музыкальным иллюстрированием также проводится на базе школ-партнёров. В этих условиях «десант» музыкантов особенно актуален, поскольку позволяет сохранить полихудожественный формат, присущий именно просветительскому проекту Центра культуры ЦК19. Описанный вид занятий с успехом начал осуществляться в 2021 году сотрудничестве с СОШ №155.

 Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Практика и «обратная связь» со школами - партнёрами просветительского проекта показали, что включение музыкального компонента в занятия изобразительным искусством полностью себя оправдывает. Прежде всего, оно показывает высокую эффективность для развития образного мышления, воображения, креативности, которая на сегодня является залогом успешного развития личности. Кроме того, оно способствует созданию на занятиях психологически комфортной атмосферы, что напрямую связано со здоровьесбережением. В процессе занятий школьники приобретают опыт слушания музыки, развивают эстетический вкус. Немаловажен также фактор социализации: общаясь с молодыми музыкантами, школьники расширяют круг знакомств, исполнители же, в свою очередь, на практике постигают важность своей миссии – говорить с людьми, со сверстниками на языке искусства.

Разумеется, в основе каждого проекта и его направлений заложен вполне определённый потенциал развития. Данный просветительский проект – не исключение. Нужным и важным представляется проведение мониторинга среди школьников и руководителей групп, представителей СОШ, курирующих занятия, для совершенствования музыкального иллюстрирования занятий. Необходимо создание подпрограммы по музыкальному сопровождению занятий, где будет гибко отобран репертуар, намечен наиболее приемлемый план занятий, учтены возрастные, психологические и социальные факторы, разработаны в конечном итоге типы самих занятий для их вариативного мобильного осуществления и дальнейшего массового распространения. Накопленный теоретический и практический опыт, а также богатые художественно-творческие ресурсы позволят сделать эти изыскания по-настоящему интересными и перспективными. 

А. Г. Стома

1.4. Проект «Интернет-конкурс методических разработок»

 

ПОЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.03 с.)