Методический формат «Культурный дневник» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический формат «Культурный дневник»



       В рамках проекта «Культура для школьников» совместно с Ириной Владимировной Петровой нами был разработан формат «Культурного дневника», помогающего детям отрефлексировать обретаемый опыт и проанализировать впечатления от посещения театров, музеев и галерей. Текстовый вариант такого дневника был апробирован в трёх Новосибирских школах-партнёрах (№58, 120, 155).

«Культурный дневник» (далее Дневник) представляет собой «зин» (сокращение от английского magazine) – любительское малотиражное издание на любую тему. Выбор именно такого формата для Дневника был обусловлен лёгкостью и доступностью создания его в домашних условиях. Ведь Дневник такого рода можно собрать дома из широкоформатного листа. Заметим, страницы дневника мало напоминают школьные прописи и тетради, некоторые из них даже не имеют разлиновки и призывают юных авторов самим придумать правила заполнения. К Дневнику прилагались красочные наклейки с абстрактными выразительными формами.

В течение двух месяцев 1-е и 5-е классы трёх ранее названных школ заполняли Дневник на основе своих впечатлений от реализуемой культурной программы.

При создании Дневника нам хотелось в первую очередь создать для детей минимально внешне детерминированную ситуацию. Учитывая объективные, не всегда положительные тенденции современного образования, мы понимали, что будет очень сложно настроить детей на честную рефлексию и рассуждения в виде свободного эссе, где основополагающая ценность - мысль и её путь, а неправильных ответов просто не может быть в принципе.

Для того, чтобы дети не растерялись в столь непривычной им ситуации, на страницах Дневника предусматривались наводящие вспомогательные вопросы, такие, например, как: «Что такое красота?», «Зачем идти в музей, если все есть в Интернете?», «Кто такие художники?» Предлагая такие вопросы, мы хотели ненавязчиво направить пробуждающуюся мысль детей в не совсем привычное русло и, как следствие, натолкнуть их на самостоятельные размышления с альтернативных ракурсов.

 В день подведения итогов у нас состоялась выставка Дневников, где каждый ученик мог ознакомиться с работами других детей, а участники проекта из различных школ познакомились между собой, сделали коллективную творческую работу и в завершении получили сертификаты участников инновационного творческого проекта. Просматривая Дневники на выставке, мы заметили, что большинство детей всё ещё боится делиться своими мыслями, кругом повторяются типичные односложные фразы: «Все понравилось», «Было интересно», «Было хорошо». Конечно же, такого не может быть, чтобы 40 человек сошлись во вкусах на фильм или картину. И данное явление говорит нам о многих проблемах. Для нас же важно создать в перспективе такую уникальную, доброжелательную среду, где ученик будет чувствовать, что его удовольствие и неудовольствие одинаково важны для других людей.

Область искусства, несомненно, не вписывается в тестовые проверочные формы, вклад и талант художника нельзя измерить так, как измеряют длину прыжка спортсмена. Гуманитарное знание — это всегда сложное взаимодействие критического мышления и эмоций. Привычка анализа любой информации, будь это книга, реклама или выставка очень важна в системе общего образования, потому что такой методический подход учит детей самостоятельности суждений, а в конечном счете, учит человека становиться всё более зрелой и самостоятельной личностью.

В целом же, наш Проект показал необходимость вводить в систему образования вопросы, на которые нет верного односложного ответа, но задумываться над которыми очень полезно.

 

К.И. Шабанова

2.2. Итоги совместной работы школы и центра культуры ЦК19 в контексте требований ФГОС

Творческая деятельность направлена на создание качественно новых общественных ценностей. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно только суметь раскрыть их и развить. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую творческую среду. В этом мы видим собственно педагогическую суть проблемы.

На протяжении последних трёх лет мы успешно сотрудничаем с Центром культуры ЦК19. Во втором и третьем классе ребята посещали занятия в выставочных залах Центра. Продолжительность занятий составляла 2 академических часа (90 минут), занятия проводились до начала уроков в школе. Каждое посещение ЦК19 было событием для детей! На первом этаже нас всегда встречала Дария Ластушкина, коротко сообщала, что ждёт ребят на предстоящих занятиях. А дальше начиналась увлекательная работа в подгруппах с сотрудниками Центра – молодыми художниками.

Ребята знакомились с новыми художественными выставками, имели возможность рассмотреть произведения, задать вопросы сотрудникам Центра.     

В 2020/2021 году занятия проводились уже на базе школы, с учётом всех ограничительных мер по коронавирусу. После дистанционного обучения ребята с огромным желанием работали с художниками. Каждое занятие завершалось выставкой детских работ. Огромное спасибо сотрудникам ЦК19, что не оставили детей в такое сложное время без творческих внеурочных занятий!

Сразу замечу, что ребята были определённым образом подготовлены к теоретической части занятий, т.к. мы используем на своих уроках и во внеурочной деятельности широко известную образовательную программу «Образ и мысль». Своеобразие этой программы в том, что она не ставит перед педагогом задачу «изучения» искусства: не предполагает трансляции «готовых» знаний, какого-то специального погружения в технологию творчества и т.д. В фокусе внимания оказываются прежде всего глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством.

Наша школа работает по УМК «Планета знаний». В программу курса «Литературное чтение» с 1-го по 4-е классы по каждому разделу включены уроки «Картинная галерея», где обучающиеся знакомятся с творчеством художников, учатся рассуждать, фантазировать, наблюдать. Очень ценно, что урочная и внеурочная деятельность так тесно связаны!

Одним из показателей эффективности такого рода внеурочной деятельности являются результаты успешного участия обучающихся в творческих конкурсах рисунков, плакатов. Наши учащиеся неоднократно становились победителями, лауреатами, дипломантами конкурсов различного уровня и масштаба. Важно, что сотрудники ЦК19 не мешают ребёнку творить, бережно относятся к результатам детского творческого труда. Хочется отметить, что дети стали свободнее выражать свои мысли, чувства.

Привлечение родителей учащихся во внеурочную деятельность - непременное организационно-педагогическое условие. Так, родители посещают с нами занятия в ЦК19, присутствуют на наших выставках, помогают в подготовке фото- и видеоматериалов. Они поддерживают все наши начинания. Поэтому родительские собрания, выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал.

Закономерно, что родители поддержали участие нашего класса в федеральном межведомственном проекте «Культурный школьник». Руководитель отдела просветительских проектов ЦК19 Ирина Владимировна Петрова и художница Кристина Шабанова разработали «Культурный дневник» - помогающий школьникам отрефлексировать культурный опыт и впечатления от посещения театров, музеев, галерей (ил. 4;5). Тестовый вариант дневника был апробирован в трёх школах города Новосибирска: №58, №120, №155.

Дневник, который учащиеся заполняли в течение двух месяцев, помог систематизировать знания, обобщить опыт, описать впечатления, подвести итоги работы по специально разработанному маршруту культпоходов. В конце учебного года участники проекта представили друг другу свои дневники и обменялись впечатлениями об истории, мероприятиях и объектах культуры.

И у детей, и у родителей есть желание продолжать эту работу в 5 классе. Хочется верить, что сложившаяся преемственность и сотрудничество с ЦК19 будет успешно продолжена и в дальнейшем. М.В. Ельцова

 

2.3. Школьная картинная галерея



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.005 с.)