Тема 12. Эволюция авторского метода В.А. Серова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Эволюция авторского метода В.А. Серова



Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о формировании В.А. Серова как художника в период ученичества (Среда родительского дома, учение у И.Е. Репина, П.П. Чистякова, Абрамцевский кружок).

2. В чем новаторство произведений «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»?

3. Покажите эволюцию (этапы и задачи) портретного творчества В.А. Серова, проиллюстрировав ее несколькими примерами.

4. Расскажите о мире крестьянской жизни в произведениях В.А. Серова. В чем отличие его взглядов от взглядов передвижников старшего поколения? В чем сходство с современниками?

5. Охарактеризуйте особенности мифологического и исторического жанра в творчестве В.А. Серова. Каковы способы преображения действительности, в чем новаторство формальных приемов?

Список источников

Серов В. Воспоминания. Документы. Письма / Под ред. И.С. Зильберштейна, В.А. Самкова. М., 1971. Т.1-2.

Список литературы

Основная

Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1980.

Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л., 1986.

Дополнительная

Валентин Серов. [Альбом]. Вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. СПб., Будапешт; Парстоун, 1996. 

Лапшин В.П. Валентин Серов: Последний год жизни. М., 1995.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х - начала ХХ века. М., 1991.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993.

Очерки пo истории русского портрета конца XIX — начала XX в. / Под ред. М. Г. Машковцева, Н. И. Соколовой. М., 1964.

 

Тема 13. Общекультурная деятельность и творческий метод объединения «Мир искусства»

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о начальном этапе творческой биографии организаторов объединения (родственные связи, образование, культурные интересы).

2. Какова история создания и существования, круг вопросов, художественное оформление журнала «Мир искусства»?

3. Расскажите о выставочных мероприятиях объединения.

4. Расскажите о деятельности художников объединения в области книжной графики и театрального искусства.

5. Назовите и проиллюстрируйте примерами общие черты художественного метода мастеров объединения. 

Список источников

Бенуа А. Мои воспоминания / Подгот. Н. И. Александрова и др. М., 1980.Т. 1. кн.1-3; Т. 2., кн. 4-5.

Константин Андреевич Сомов. Мир художника. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ. ст., сост., примеч. и летопись жизни и творчества К. А. Сомова  Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. М., 1979.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 3 т. М., 1974.

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982.  

Список литературы

Основная

Гусарова А. П. «Мир искусства». Л., 1972.

Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

Петров В. «Мир искусства» М., 1975.

Дополнительная

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993.

Сидоров А. А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М., 1969.

Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Наследие петербургских мастеров. М., 1984.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х - начала ХХ века. М., 1991.

Борисовская Н. Лев Бакст. М., 1979.

Голынец Г.В., Голынец С.В. И.Я. Билибин. М., 1972

Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов. М.. 1980. 

Онуфриева С. Александр Яковлевич Головин. Л., 1977.

Подобедова О. И. Евгений Евгеньевич Лансере. М., 1961. 

Пружан II. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975.

Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. Л., 1973.

Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984. Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа. Л.;М., 1965.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА И ЭКЗАМЕНА

1. Древнерусский храм ХII века: традиции, конструкция, декор и общее образное решение.

2. Древнерусская икона ХII - ХIV вв.: технология, язык, эволюция.

3. Византийское и русское влияние в творчестве Феофана Грека.

4. Творчество А. Рублева как отражение мировоззрения современников.

5. Отражение идеи централизации государства в архитектуре и живописи России ХVI века.

6. Переходный характер русского искусства ХVII века.

7. Своеобразие русской деревянной архитектуры.

8. Черты русского искусства петровской эпохи.

9. Эволюция реалистического метода в творчестве И. Никитина.

10. Русский портрет первой половины ХVIII века: причины и этапы развития, основные мастера.

11. Стиль «барокко» в русской архитектуре конца ХVII – первой половины ХVIII века: этапы развития и основные признаки.

12. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины ХVIII века.

13. Принципы сентиментализма в творчестве В.Л. Боровиковского.

14. Стиль «классицизм» в русской архитектуре второй половины ХVIII века: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

15. Стиль «классицизм» в русской скульптуре и живописи второй половины ХVIII века: идеология, художественные приемы, основные мастера. 

16. Черты стиля «ампир» в русской архитектуре первой половины ХIХ века.

17. Русский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера.

18. Синтез классицизма и романтизма в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу» (на выбор).

19. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

20. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

21. Товарищество передвижников: исторические предпосылки создания, организационные принципы, цели и задачи.

22. Творчество И.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

23. Портретная живопись передвижников: образные задачи и решения.

24. Развитие лирической и эпической концепций в пейзажной живописи передвижников.

25. Эволюция русского бытового жанра в 60-80-х годах.

26. Значение творчества В.И. Сурикова.

27. Творчество В.М. Васнецова как пример создания «русского стиля».

28. Причины возникновения, характерные признаки и этапы развития эклектики.

29. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля.

30. Эволюция авторского метода В.А. Серова.

31. Новаторский характер архитектуры модерна (на примере творчества Ф.О. Шехтеля).

32. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения «Мир искусства».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

В отличие от контрольной работы или сообщения для семинарского занятия курсовая работа имеет не реферативный, а самостоятельный характер. Выполняя ее, студенты должны освоить методику научного исследования. Возможны три типа курсовой работы: а) теоретическое исследование, изучающее проблему, не нашедшую в науке убедительного решения; б) прикладное исследование, имеющее отношение к педагогической работе (разработка материалов для лекции, экскурсии, учебного пособия); в) работа по анализу и критике современного или вновь собранного (во время экспедиций) материала на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных проблемных аспектов.

До обсуждения темы работы с руководителем студенты должны иметь представление о круге произведений, с которыми им предстоит работать, и предварительную исходную библиографию (то и другое на каталожных и библиографических карточках). Работу над библиографией нужно начинать с изданий последних лет. К первоисточникам, кроме самих произведений, относятся подготовительные и архивные материалы, статьи в периодике. Прежде чем пойти в архив или музей, необходимо оформить письмо от имени проректора УдГУ по научной работе (директора Института). При изучении литературы рекомендуется на отдельных карточках аннотировать каждую книгу или статью, выписывать то, что имеет отношение к изучаемому (определения, анализы произведений, интересные мысли). Выписки должны сопровождаться сноской с указанием данных издания и страницы (по последним стандартам). Цитирование в работе без указания точного адреса цитаты недопустимо.

Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:

1. Введение:

а) обоснование (доказательства актуальности выбранной темы: недостаточная разработанность в науке, устарелость оценок, дискуссионность, неопределенность решения проблемы, общественная или педагогическая значимость темы), постановка цели, задач, обоснование методических приемов, описание характера исследуемого материала;

б) история вопроса (библиографический обзор). Литература и источники должны быть сгруппированы по темам, сходству идей, этапам оценки. Обзор литературы выявляет самостоятельность и научную ценность исследования.

2. Основная часть (изложение темы в нескольких разделах, главах или параграфах). Каждая структурная часть раздела должна обладать внутренним единством, иметь вступление и заканчиваться выводами.

3. Заключение (кратко изложенные выводы проведенного исследования).

4. Приложения:

а) примечания (могут быть подстрочными - внизу страницы или затекстовыми - сразу после текста. Это пояснения, которые невозможно включить в текст, или сноски - адреса цитат или пересказанных своими словами чужих мыслей. Цитирование без сносок расценивается как плагиат (литературное воровство);

б) текстовые приложения: библиографические справки, терминологический словарь, каталог произведений, неопубликованные архивные материалы, записи бесед с авторами, информаторами, список сокращений;

в) иллюстративные приложения на отдельных листах или в папке, снабженные надписями по стандарту; диаграммы, схемы, таблицы.

Курсовая работа должна быть выполнена в электронном варианте по принятым стандартам, распечатана на бумаге и подана руководителю за две недели до зачетной недели для исправлений. После правки напечатана вновь, сброшюрована и сдана для проверки. На публичной защите курсовой работы необходимо кратко изложить актуальность выбранной темы, задачу исследования, характер материала, структуру работы, выводы и их ценность. Курсовая работа может стать основой для дипломной работы.

 

Примерный перечень тем для курсовых работ

 Темы прикладных и критических исследований определяются совместно с научным руководителем, исходя из потребностей научно-методического обеспечения учебного процесса на кафедре истории искусств и в Институте искусств и дизайна. Тема научно-учебного исследования выбирается студентом самостоятельно. Преподаватель помогает определить проблематику. Ниже приводятся несколько тем курсовых работ 2000-2004 гг., посвященных региональному и русскому искусству.

1. Особенности храмовой архитектуры вятского барокко конца ХVIII века.

2. Столичная и провинциальная дачная архитектура стиля «модерн» (на примере Санкт-Петербурга и Сарапула).

3. Идея времени в структуре высокого иконостаса.

4. Библейские сюжеты в творчестве П. Филонова.

5. Проблема фольклоризма в картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

6. Образ Петра I в памятниках Санкт-Петербурга.

7. Проблема творческой свободы в рамках стиля «классицизм» (на примере скульптурных портретов Екатерины II Ф.И. Шубина и М.И. Козловского).

8. Процесс создания живописного произведения (на примере картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

9. Влияние личности художника на его творчество (на примере автопортретов М.А. Врубеля и В.ван Гога).

10. Сравнение метода П.Сезанна и русских сезаннистов.

11. Этническое своеобразие творчества удмуртского художника В.И. Михайлова.

12. Колорит в живописи С.Н. Виноградова.

 

Елена Ивановна Ковычева

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х I – Х I Х веков

 

Учебно-методический комплекс

 

Редактор Л.М. Клименко

Компьютерный набор и верстка Е.И. Ковычева

Оформление обложки В.В. Ковычев.

Гравюра А.И. Калашникова

 

 

Подписано в печать 31.03.04. Формат 60х84 1/16

Печать плоская. Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 3,4.

Тираж 300 экз. Заказ № 

 

Редакционно-издательский отдел УдГУ

Типография УдГУ

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.037 с.)