Тема 3. Эволюция живописи и скульптуры к новому художественному мышлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Эволюция живописи и скульптуры к новому художественному мышлению



       Заключительная тема курса, посвященная творчеству множества художников конца ХIХ - начала ХХ в., строится как обзор (с опорой на учебное пособие Д.В. Сарабьянова). Объединение мастеров в группы проводится согласно их преобладающим художественным установкам. Таким образом определяется место каждой из групп в общей эволюции искусства названного периода. Понятие «группа» не всегда совпадает с принятым делением на известные выставочные и общекультурные объединения. Многие из художников в силу широты творческих исканий не вписывались в сложившиеся коллективы и примыкали к ним достаточно формально. Сжатое повторение изученных ранее вопросов (упоминание имен, названий, идей творческой платформы) необходимо для полноты общей картины. Окончание курса перед анализом собственно авангардного искусства обосновано тем, что оно, преимущественно, принадлежит искусству ХХ в. и имеет революционный характер.

       Эволюция реалистического метода в творчестве московских живописцев 1890-1910-х гг. Письмо экспонентов Товарищества передвижников. Реформаторская роль В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, С.В. Иванова. Превращение картины в живописную новеллу, слияние бытового и пейзажного жанра, интерес к пленэру, лирическая интерпретация, широта живописной манеры в работах А.Е. Архипова. Новый тип живописной драматургии (трагедия обстоятельств, а не трагедия действия), экспрессивное решение в картинах С.В. Иванова. Историко-бытовой (бессобытийный), поэтический подход к историческому жанру, живописный декоративизм в творчестве А.П. Рябушкина. Выявление национальной проблематики в творчестве А.П. Рябушкина, В.М. Васнецова, М.Н. Нестерова, Ф.А. Малявина.

Непосредственно живописные формы освоения мира, выход на позиции «декоративного импрессионизма» (Д.В. Сарабьянов) в творчестве К.А. Коровина, И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, Ф.А. Малявина. Яркая красочность цвета, культивирование широкого мазка или активной фактуры, переосмысление национальной традиции. Лирическое переживание природы, этюдность, солнечность пейзажей мастеров «Союза русских художников» (С.Ю. Жуковский, А.М. Васнецов), Общества им. А.И. Куинджи (А.А. Рылов).  

Романтический историзм («ретроспективные мечтатели» - С. Маковский) и эстетизм творчества мастеров «Мира искусства». Соединение фантастического вымысла с изучением реальности. Двойное преображение реальности на уровне мифологизации или театрализации сюжета (с элементами иронии и самоиронии) и художествнной стилизации под исторические стили. Опорные стили: классицизм (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова, А.П. Остроумова-Лебедева), рококко (К.А. Сомов), греческая архаика (Л.С. Бакст, В.А. Серов), древнерусский стиль (И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, К.П. Петров-Водкин). Иконографичность в стиле «модерн». Стремление к универсализму. Решение общекультурных задач (см. семинар 8).

Пристальный интерес к специфике материала у скульпторов. Импрессионистическое стремление запечатлеть мгновенное внутреннее движение человека, живописность скульптурной формы в работах П.П. Трубецкого. Гротескно-характеристическое начало в памятнике Александру III. Сочетание импрессионизма, модерна, многоаспектность смыслов (символические качества) в творчестве А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева. А.Т. Матвеева. Многообразие исканий, мифологизм произведений С.Т. Коненкова.

Символизм в живописи. Деятельность выставочного объединения «Голубая роза». Преодоление импрессионизма во имя обобщенного и лирического, тяготение к форме панно, музыкальный декоративизм в творчестве В.Э. Борисова-Мусатова. Поэтический вымысел, стремление отразить всеобщий смысл вещей, ритмическая, цветовая, фактурная гармония картин П.В.Кузнецова. Мистическое мифотворчество братьев Милиотти, П.С. Уткина, сказочность, «ориентализм» (восточная окраска) работ М.С. Сарьяна. Господство принципов игры и театрализации, элементы примитивизма, живописной декоративности в творчестве Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, Н.П. Крымова. Создание «новой реальности» в картине К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» - программной картине дореволюционного творчества мастера и всего изучаемого периода.

Объединение «Бубновый валет». Футуризм. Художественная ситуация в предреволюционные годы. Расширение взаимодействия с европейской культурой. «Бубновый валет» - цели и программа творческого объединения. Русские сезаннисты П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк. Русский авангард. Примитивизм, футуризм, лучизм М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой. Родоначальники и теоретики абстрактной живописи В.В. Кандинский, К.С. Малевич. Фантазия и гротеск в творчестве М.З. Шагала. Аналитический метод экспрессионизма П.Н. Филонова.  

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 7 т. М., 1969. Т. 6.М., 1970. Т. 7.

2. Стасов В. В. Избр. соч. В 3 т. Живопись, скульптура, музыка. М., 1952.

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Общие вопросы

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т 6. М., 1972. Т 10. 

История русской архитектуры. М., 1956.

История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. И. Лазарева. М., 1953-1969. Т. 1-10.

История русского искусства: В 2 т. М., 1979. Т. 1. Искусство Х— первой половины XIX века / Под ред. М. М. Раковой, И.В. Рязанцевой. М., 1980; Т. 2, кн. 1. Искусство второй половины XIX века / Под ред. М. Г. Неклюдовой. М.,1981; Т. 2, кн. 2. Искусство конца XIX— нач. XX века / Под ред. М. Б. Милотворской. М.,1981.

Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.

История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. М., 1987.

Алешина Л.С., Ракова М.М., Горина Т.Н. Русское искусство ХVIII - ХХ века. М., 1972.

Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х - начала ХХ века. М., 1989.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982. 

Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. М., 1952. Вып. 1; М., 1959. Вып. 2.

Пилявский В. И.. Тиц А. А.. Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л., 1984.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. М., 1980.

Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины ХIХ - начала ХХ века. М., 1969.

Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М.,1929.

Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953. 

Древнерусское искусство

Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959.

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974; 1978.

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1983.

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М., 1960.

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала   

 ХVI в. М., 1983.

Черный Б.Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.

Искусство ХVIII века

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников ХVIII в. / Под ред. А.И. Леонова. М., 1952.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Д. Г. Левицкий. М., 1964.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти ХVIII века. М., 1987.

Жидков Г. Русское искусство ХVIII в. М., 1962.

Ильин М.А. Баженов. М., 1954.

Ильин М.А. Казаков М., 1855.

Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII в. М., 1999.

Коваленская Н. Н. История русского искусства ХVIII в. М., 1962.

Коваленская Н. Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964.

Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. М., 1990.

Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

Рязанцев И.В. Барокко в России ХVIII- начала ХIХ века. М. 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.01 с.)