Тема 1. Историческая характеристика искусства конца хiх - начала ХХ В. Творчество М. А. Врубеля как переходный этап к искусству нового периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Историческая характеристика искусства конца хiх - начала ХХ В. Творчество М. А. Врубеля как переходный этап к искусству нового периода



Промышленное развитие страны. Поляризация общественных сил. Классовые битвы. Жесткая политическая реакция. Декадентские настроения в артистической среде, вызванные растерянностью перед социальными невзгодами. Кризис идеологии народничества, основы эстетики передвижников. Подъем и пересмотр вопроса о роли искусства в жизни. Освобождение искусства от служебной роли при общественной борьбе. Утопическая идея возможности преобразования общества по законам и средствами искусства. Трансформация традиций критического отношения к действительности в форму поисков гармонии и красоты. Задача приближения искусства к жизни. Изменение жанровой структуры искусства до полной ее отмены. Формирование универсального типа художника. Интерес к запросам широких слоев потребителей. Усиление проблемы противоречия оригинального (художественного) и массового (общедоступного). Ориентация на массовость - поиски коллективного, доступного всем. Усиление гротескного начала как способа признать крах своих эстетических иллюзий и отделить себя от мещанина-заказчика. Утилизация открытия художника, порождающая потребность в новом открытиии («закон постоянного художественного изобретения» - Д.В. Сарабъянов). Внутренняя конфликтность развития искусства, полемичность художественных идей и методов при движении от принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления, направленным на воссоздание новой реальности (через лиризм, мифологизацию мышления, субъективизм). Стремительность эволюции искусства. Освоение достижений европейского искусства, вхождение в него и дальнейшее ускоренное развитие.

Стремительный «прыжок» М.А. Врубеля в искусство нового периода как демонстрация путей для следующих за ним художников. Одиночество гения среди современников. Широта образования. Формирование взглядов на искусство под влиянием П.П. Чистякова и старых мастеров. Киевский период (эскизы росписей к Кирилловской церкви и Владимирскому собору). Попытка соединения традиций академизма и монументально-декоративного искусства Византии, раннего Возрождения, средневековья. Выработка самостоятельного художественного почерка. Выбор эстетически совершенного объекта, формирование живописного декоративизма в ранних станковых произведениях («Девочка на фоне персидского ковра», «Цветы»). «Демониана» как образец зрелого творческого метода мастера. Символизм образа Демона. Недосказанность, невозможность свести к параллельному ряду, например литературному (М.Ю. Лермонтов) или живописному европейскому (Ф. Штук, М. Клингер). Отказ от натурного истолкования жизни, тяготение к вечному. Мифологичность и фантазийность. Конструирование художественной формы.

       Московский (Абрамцевский) период. Фольклорно-музыкальная тематика. («Царевна-Лебедь», «Царевна-Волхова», майолика на тему «Снегурочки»). Универсализм художника. Монументально-декоративные работы. Панно «Принцесса Греза» и др. Скульптура «Роберт и монахини». Осознанный эклектизм стиля (Готика). Подчинение образу архитектурного ансамбля (особняки Ф.О. Шехтеля). Романтический культ ночи («Сирень», «Пан», «Ночь»). Жажда пересоздать жизнь по законам красоты. Предчувствие грядущих потрясений, недовольство действительностью - субъективизм. Тема пророка («Пророк», «Портрет В.Брюсова», автопортреты). Отражение идеи об избранности и высокой миссии творца. Трагизм и экспрессия как результат психологической реакции на неразрешимость проблем, непонимание современников, одиночество.

       Новизна творчества М.А. Врубеля. Возрождение утраченного в ХIХ в. монументализма. Утверждение начал художественного универсализма. Программирование принципов нового метода искусства, вопреки принятым нормам. Открытия в сфере художественной формы. Синкретизм метода (слитность, нерасчленимость качеств). Неоромантизм, символизм, (субъективизм образов, мифологизация действительности), реализм (любовь к натуре, отражение чувств и философии современников), модерн (поиски методов преображение действительности, универсальные задачи создания «Большого стиля»).

           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.004 с.)