Тема 2. Поиски нового языка. Стиль «модерн» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Поиски нового языка. Стиль «модерн»



       Общеевропейские предпосылки становления стиля «модерн» (новый, современный) (Д.В. Сарабьянов). Развитие промышленного производства, науки и техники (косвенно). Философия жизни А.Бергсона и др. (культ стихии, интуитивного, спонтанного, органичность, биологизм образа). Неоромантизм (возрождение свойств романтического сознания: болезненного томления, иронии, пессимизма, превращение их в модные признаки хорошего тона – «дендизм»). Культ красоты, поиски всеобщей гармонии и равновесия («эстетизм»). Соединение мечты о всенародном, коллективном с крайними формами индивидуализма. Идея общественного переустройства на принципах красоты и гармонии. Возникновение  меценатства и художественных организаций (кружков, колоний, выставочных объединений, группировок). Символизм - идея преображения реальности. Контакт с прошлыми культурами (средневековье, Восток). Отсюда иконография модерна (общность сюжетов и мотивов): идеи роста, буйства страсти, соединение человеческого с растительным и животным, мифология, театрализированные стороны жизни.

       В архитектуре термином «модерн» (по Е.И. Кириченко) определяют программу сознательного, тотального, постоянного обновления зодчества (антитеза традиционализма классицизма и эклектики). Черты модерна: отказ от всех существующих форм (ордеров, стилей, композиций), органическая целостность системообразующих связей, динамичность вместо иерархичности, единство полезного и прекрасного, принцип проектирования «изнутри-наружу», однородность функциональных территорий, единство сооружения и среды. Носитель прекрасного не геометрические план и объем, не система иллюзорно-тектонического декора (ордера), а специфически обработанная утилитарно-конструктивная форма. Стилеобразующий фактор - функция и конструктивно-планировочная структура. Декор - второстепенное, ему может быть отведена роль «чистого» украшения (изощренная графика, живопись, орнамент) или его может не быть вообще. Декоративные качества функциональных элементов (окна, остекление лестничных клеток, двери, козырьки, балконы, решетки, перила, фонари и т.д.). Форма (объем, силуэт, линия, цвет, фактура материалов), проходящая путь самоопределения. Поиск прообраза новой архитектуры в природе. Отказ от геометрических форм, прямых линий и углов, вертикалей, рисованность силуэта, любовь к перетекающим, неизолированным формам и линиям. Ассиметрия, незавершенность, мозаичность композиции, построенной из равнозначных элементов. Богатство высветленных, изысканных, позднее - чистых, локальных цветов. Контрастное сопоставление фактур разнообразных материалов.

       Этапы развития стиля модерн (Д.В. Сарабьянов, Е.И. Кириченко). Прорастание внутри эклектики (см. тему 6 предыдущего раздела). Возникновение неорусского стиля, сменившего псевдорусский стиль. Он стал источником модерна (в дальнейшем существовал внутри него, претендуя на самостоятельность и даже главенство). Развивался более в Москве. Тенденция синтетизма в творчестве живописцев. Церковь в Абрамцеве В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, Третьяковская галерея В.М. Васнецова, павильоны для Нижегородской и Всемирной Парижской ярмарки К.А. Коровина, Казанский вокзал А.В. Щусева. Союз с неоклассицизмом, в дальнейшем программное противостояние модерну. Развивался более в Петербурге. Доходный дом на Каменноостровском проспекте, Азово-Донской банк Ф.И. Лидваля, неоклассические постройки И.А. Фомина и И.В. Жолтовского.

Ранний модерн. Соотносится с западноевропейским (В.Орта, П. Анкара, Гауди). Преобладание живописного равновесия, отсутствие строгой осевой ориентации, свободное построение плана, перетекание внутреннего пространства, существенная роль «вертикальной оси», свободное соотношение декора и плоскости. Творчество Ф.О. Шехтеля. Особняки З.Г. Морозовой, А.В. Морозова (опора на готические образцы), А.Н. Рябушинского, Дерожинской, здание МХАТа (чистый модерн), Ярославский вокзал - привлечение неорусского стиля для большей наглядности принципов модерна. В.Ф. Валькотт - гостинница «Метрополь», Л.М. Кекушев - доходный дом Исакова.

Рационалистический модерн. Освобождение от декоративизма, строгий ритм горизонталей и вертикалей, выявление каркаса здания, большие окна, гладкие, но с живым дыханием фактур поверхности стен. Банк и типография Рябушинских Ф.О. Шехтеля. Дом Северного страхового общества М.М. Перетятковича, Ф.И. Рерберга, Деловой двор И.С. Кузнецова. Неоклассицизм и неорусский стиль (особенно в тех случаях, когда они стремились очиститься от принципов модерна) не имели перспективы. Предвестием рационализма - лаборатории новых архитектурных форм, развивавшегося параллельно с авангардной живописью, станет именно рационалистический модерн.

           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.004 с.)