Тема 5. Историческая живопись и скульптура передвижников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Историческая живопись и скульптура передвижников



Общеевропейское понятие «исторического жанра» и его эволюция в ХIХ в. (Д.В. Сарабъянов). В эпоху классицизма - это мифологическая картина. На стыке классицизма и романтизма родилось понимание единства исторического и современного (Ж.-Л. Давид). Роль романтизма в выработке понятия историзма. В романтическом искусстве сложились представления о судьбе человека в исторической ситуации, о взаимоотношении исторического и современного (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Стремление реалистов возвести картины на современные сюжеты в ранг высокого исторического жанра (Г. Курбе, И.Е. Репин). Утрата интереса к искусству исторического жанра в Европе к середине ХIХ в., за исключением борющихся за национальную независимость стран Восточной Европы (Брожик, Матейка, Мункачи).

Причины расцвета исторического жанра в России. Главная проблема - судьбы народа, его прошлого и будущего. Народничество как явление «героического уровня», как форма отклика на народные страдания, попытка отдать долг народу. Практически-революционный характер борьбы (террористические акты и казни, спады и подъемы общественного движения). Неразрешимость многих «проклятых вопросов», например: вопроса о соединении интересов народа и индивидуальности. Этический индивидуализм - основа философской концепции личности (Ф.М. Достоевский). Осознание ненужности подвигов и жертв народников. Страдание, руководимое свободой выбора, как искупительное начало - коренная потребность русского народа. Перечисленные идеи и концепции - ответ на мещанскую идеологию пореформенной России. Христианские представления о предопределенности судеб России и человека. Общие с бытовым жанром задачи: создание образа жизни народа, отражение его связи с деятельностью национального героя, тяготение к достоверности в воссоздании исторического прошлого.

Возведение актуального, современного содержания картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» в ранг общечеловеческой драмы, «вечного сюжета». Трагически-возвышенная форма осмысления события как урок из творческого опыта А.А. Иванова. Неудавшаяся картина «Хохот» как продолжение и итог темы Христа, предвидение краха идеологии народников, несовместимость символического сюжета и историко-документальной формы его воплощения.

Н.Н. Ге как наследник традиций К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Патетика и углубленный психологизм, этические идеи картины «Тайная вечеря». Караваджистская светотень как средство жизнеподобия, эмоциональной и смысловой режиссуры. Иуда - выразитель идеи свободы духа от ига предрассудков. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» в стиле «делового документа» как антипод романтизированной «Тайной вечере». Верность главному принципу сюжетной структуры - моменту предчувствия трагической развязки. Отказ от экспрессивных акцентов. Конфликт двух личностей: средневековой и Нового времени. Картины на темы страстей Христовых «Что есть истина», «Голгофа» - плод крушения просветительских иллюзий, верность мотиву гнетущей паузы перед катастрофой, выраженному предельно экспрессионистичным, новаторским живописным языком. Желание очеловечить Христа, лично прикоснуться к страдающему духу.

Просветительская направленность творчества В.В. Верещагина, протестующего против религиозного фанатизма («Туркестанская серия»), варварства колонизаторов («Индийская серия»), ужасов войны («Апофеоз войны»). Демократическая реформа псевдопатриотичного батального жанра. Главные герои картин «Балканской серии» - простые солдаты, в центре сюжетов будничная, страшная сторона войны, документализм письма усиливает обличительную силу. Психологический драматизм, верность критически-обличительным тенденциям картин И.Е. Репина «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван». Поиски жизнеутверждающего, героизированного идеала в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Смех как выражение свободолюбивого духа, объединяющего коллектив ярких индивидуальностей.

Изображение М.М. Антокольским значительных личностей как средство компенсации утраты скульптурой монументальных средств выразительности, попытка противостоять бытовизму. Исторические и символико-аллегорические обобщения в скульптурах «Иван Грозный», «Петр I», «Христос перед судом народа». Выразительность позы, жеста, мимики.

   

 Тема 6. Эволюция архитектуры 30 - 80-х годов ХIХ в. Стиль «эклектика»

Особенности мировоззрения названной эпохи как предпосылки эволюции архитектуры от классицизма к эклектике. Главные черты, характеризующие это мировоззрение: историзм, народность, универсальность, органичность. Романтическое представление о жизни как о непрерывно изменяющемся процессе. Источник развития природы - ее производительная сила, общества - духовные силы народа, нации, человека - созидательный дух творческой личности (Шеллинг). Из идеи развития и историзма (неразрывной связи прошлого с настоящим) вытекает идея универсализма (новизна как многообразие форм выражения) и неприятие догматизма. Отождествление архитектурных форм с социально-политическими понятиями. Усиление роли буржуазно-демократических ценностей: свободы выбора, потребности в рациональном обосновании действия. Проблема исторических судеб России, и ее национального своеобразия. Борьба идей «западников» (развитие культуры стадиально, русская культура должна догнать опередившую ее западную) и «славянофилов» (параллельное развитие самобытных культур с возможными заимствованиями). Развитие исторической науки и археологии.   Экономические предпосылки. Бурный расцвет промышленности и торговли. Урбанизация - рост и развитие городов. Заказчики, кроме государственных органов: городские, земские учреждения, частные лица из разных сословий. Архитектура как отражение разнообразных реальных потребностей, ценностных предпочтений множества социальных групп, личностей. Существенны репрезентативность здания и его утилитаризм - стремление к удобству, конкретности, доходчивости. Демократизм как исчезновение различий между уникальным и массовым, доступность роскоши, учет интересов частного человека.

Эклектизм как метод заимствования архитектурных форм прошлых эпох, существовавший с эпохи Древнего Рима, но только в стиле «эклектика» он стал неотъемлемым, а не возможным (не обязательным) свойством. Сознательный отбор исходных структур – «умный выбор» (Н.В.Кукольник) продиктован требованиями рациональности и доказуемости путей преобразования.

                     

Сравнительная характеристика классицизма и эклектики (Е.И. Кириченко)

Классицизм Эклектика
1. Иерархия в оценке наследия прошлого. Замкнутость в идеальных классических установках. 1. Открытость. Свобода выбора. Стремление познать и использовать все наследие прошлого.
2. Изолированность от вкусов и традиций народа. 2. Демократизм, обращение к задачам современности, реальности.
3. Композиция зрительно-целостная, симметричная, второстепенное подчинено главному. 3. Композиция равномерно-ритмичная. Элементы здания равнозначны эмансипированы.
4. Ордер - организующее начало, главный как конструктивный, так и декоративный элемент. 4. Ордер - одна из многих декоративных форм. Декор - основной носитель красоты и идейного содержания.
5. Визуальное единство. 5. Многостилье

      

Многостилье - главный признак архитектуры эклектики. Критерии для «умного выбора»: образная, информативная сторона архитектуры, ассоциативное мышление образованного зрителя, достоинства планировки, функциональность.

Фазы эклектики (в европейской терминологии «историзма»): романтическая эклектика (до 1830 г.) - связь с классицизмом, сентиментализмом. Преобладал в усадебном строительстве - мире частного человека. Интерес к народной жизни (пейзанские мотивы), древней истории (руины), мировым культурам (псевдоготика, псевдомавританский, китайский стили и др). В общественных зданиях - к классическим европейским стилям. Зрелая эклектика (до 1880 г.) - музейный подход, богатство историко-культурных ассоциаций. Создание среды, в которой человек словно совершает путешествие через эпохи и цивилизации. Эмансипация элементов здания: фасад отрывается от тела, детали от целого, стиль фасада от стиля интерьеров, интерьеры друг от друга. Ритмические композиции динамичны, активны, контрастны. Основные и определяющие явления - массовый тип жилья (доходный дом) и улица. Трехслойность структуры городского ансамбля. Разделение пространства на горизонтальное - земное (парадное и жилое, решенное в европейских стилях, регулярной застройке) и вертикальное - храмы, позднее башни и эркеры общественных построек (средневековые культурные ориентиры: готика, Византия, Древняя Русь). Демократизация, фольклоризация. Поздняя эклектика - переход к принципам нового стиля «модерн». (См.тему 2 следующего раздела.)

Примеры романтической эклектики: М.Д. Быковский. Усадьба Марфино, Н.Л. Бенуа. Придворные конюшни, вокзал в Петергофе, А.П. Брюллов. Церковь Петра и Павла на Невском проспекте в Петербурге, Р.И. Клейн, К.К. Гиппиус. Доходный дом Перлова с чайным магазином. Примеры классицистирующей эклектики (неогрек, неоренессанс, необарокко). А.И. Штакеншнейдер. Мариинский дворец, А.И. Резанов. Дворец Великого князя Владимира Александровича, Л.Кленце. Новый Эрмитаж, Н.Е. Ефимов. Шуваловский дворец, Дом государственных имуществ, К.А. Тон. Московский вокзал в Петербурге, Ленинградский в Москве, Р.Клейн. Музей изящных искусств (Пушкинский) в Москве. Примеры национальной эклектики (русско-византийский, псевдорусский стиль). К.А. Тон. Храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец, В.А. Гартман. Мастерская в Абрамцеве, И.П. Петров (Ропет). Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.О. Шервуд. Исторический музей.

  Эклектика стала причиной распада синтеза искусств, утраты чувства ансамбля, традиций монументальной скульптуры. Вялость формы, натуралистическая детализация, внешняя патетика памятника Тысячелетию России М.О. Микешина. Черты жанровости и интимности в памятнике А.С. Пушкину А.М. Опекушина. Значение эклектики. Появляется свойственная Новому времени самостоятельность (механистичность) соотношений формообразующих начал архитектуры (полезного и прекрасного), появляется иной тип ее организации (дезорганизация, декомпозиция, равнозначность). Но эклектика не исчерпывается механическим набором разнородных элементов, в ней впервые была сформулирована задача создания современного стиля на базе опыта мировой культуры. Она подготовила возможность решения исторической задачи создания системы нового типа, базирующейся на ином типе целостности - не иерархическом, а органическом (основанном на диалектическом единстве противоположностей), что выпадет на долю следующего стиля – «модерн».

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.)