Раздел 1. Теоретико-методологические основы взаимоотношений политики и религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретико-методологические основы взаимоотношений политики и религии



 

Тема 1. Политика и религия: понятия и их природа

1.1. Понятия "политика" и "религия" в сущностных подходах …… 5

1.2. Предмет, задачи, методы исследования взаимоотношений

политики и религии ………………….………………………...…. 11

 

Тема 2. Взаимодействие политики и религии

2.1. Политика и религия в социокультурных процессах ……….. 19

2.2. Религия в политическом измерении ……………….………... 23

2.3. Государство и религиозные организации как основные

акторы взаимоотношений политики и религии …………….…... 27

 

Тема 3. Религия в мировом политическом процессе

3.1. Религия и мировой политический процесс ………………… 41

3.2. Религиозный фактор в международной политике …………. 45

3.3. Религиозный фактор в этнополитических процессах …...… 49

 

РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ

 

Тема 4. Православие и политика

4.1. Развитие политических идей в православии ……….………. 62

4.2. Православные организации и движения ……………….…… 69

4.3. Православие и политика в Украине ……………………….... 77

 

Тема 5. Католицизм и политика

5.1. Вероучение и структура католицизма ……………………… 90

5.2. Политическая теология католицизма в контексте

церковно-государственных отношений ………………………..... 92

5.3. Католические ордена, политические партии и движения... 101

5.4 Католицизм и политика в Украине. Деятельность УГКЦ    108

 

Тема 6. Протестантизм и политика

6.1. Вероучение, основные направления и структура

протестантизма …………………………………………………... 117

6.2. Политическая теология и идейные течения протестантизма.. 120

6.3. Протестантские политические партии …………………….. 126

6.4. Протестантизм и политика в Украине ……………......…… 127

 

Тема 7. Иудаизм и политика

7.1. Вероучение, основные направления и развитие

политических идей в иудаизме ………………………….……... 136

7.2. Деятельность сионистских организаций ………………...... 140

7.3. Иудаизм и конфессиональная политика Израиля …….….... 144

7.4. Иудаизм и политика в Украине …………………………….. 148

 

Тема 8. Ислам и политика

8.1. Вероучение и основные направления в исламе …………... 154

8.2. Концепции исламской политики и идейные течения в исламе..157

8.3. Деятельность исламских организаций и движений ………...... 161

8.4. Ислам и политика в Украине и Крыму.…...…………......... 171

 

РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ УКРАИНЫ

 

Тема 9. Религиозный фактор в политических процессах Украины

9.1. Религиозная культура и религиозная карта Украины ….… 178

9.2. Конфессиональные политические партии и

религиозные движения …………………………………….……. 185

9.3. Взаимодействие религиозных организаций с основными

политическими силами в избирательных кампаниях………….. 190

 

Тема 10. Государственно -конфессиональные отношения в Украине  

10.1. Конфессиональная политика в Украине:  

история, законодательство, принципы, приоритеты ………….. 203

10.2. Государство и регулирование межконфессиональных

отношений ……………………………………………………..… 214

10.3. Социальное партнерство государства и

религиозных организаций …………………………………….… 224

 

Приложение 1. Извлечения из международных нормативно-правовых

актов по вопросам свободы совести …………………………….………... 235

 

Приложение 2. Интернет-сайты, предоставляющие доступ к

информации о взаимодействии политики и религии ………………......... 265

 

Примеры тестовых заданий ……………………………………..…........ 266

 

Глоссарий ………………………………………………………..……….... 269

 

Список сокращений ……………………………………………………..... 279

 

 


Навчальне видання

 

 

Посредніков Дмитро

Володимирович

 

ПОЛІТИКА І РЕЛІГІЯ

 

Навчальний посібник для студентів

вищих навчальних закладів

(Російською мовою)

 

Редактор Л. Х. Соловйова

Технічний редактор Ю. О. Івкіна

 

Підписано до друку 16.04.2014 р.

Формат 60х84/16. Папір офсетний.

Друк — цифровий.

Умовн.-друк. Арк. 12,67

Тираж 100 прим. Зам. № 14-58

 

 

Донецький національний університет

83001, м. Донецьк, вул. Університетська, 24.

Свідоцтво про внесення суб’єкта видавничої справи

до Державного реєстру

серія ДК № 1854 від 24.06.2004 р.

 

План видання 2014 р., поз. № 252


       [1] Лактанций — раннехристианский апологет, т.е. богослов и философ, отстаивавший основы вероучения от искажений, пропагандировавший преимущество христианства в сравнении с политеистическими верованиями, обосновывавший безусловность нравственных принципов и полезность христианства для общества.

       [2] World Religion Database International Religious Demographic Statistics and Sources [Electronic resource] / еd. by M. J. Todd, J. G. Brian. — Access mode: http: //www.atlasofglobalchristianity.org/images/ samplepages_3. pdf. — Title Screen with.

       [3] Данные опроса, проведенного социологической службой Украинского центра экономических и политических исследований с 18 по 22 ноября 2010 года.

       [4] В 1965 Папой Павлом VI и патриархом Афинагором объявлено об отмене взаимных анафем между Римом и Константинополем.

       [5] От Лжеисидоровых декреталий отказались через 800 лет, в прошлом столетии.

                   [6] Папа Иоанн Павел II «Да будут все едино (Ut unum sint). Oкружное послание об экуменическом долге». После II Ватиканского собора католики стали намного открытее к другим христианским конфессиям, сняли анафему с православных. А в 1994 г. католики и протестанты подписали документ о взаимном сотрудничестве и взаимном принятии (ETC — Evangelicals and Catholics Together). Католическая Церковь назвала протестантов «братьями, хоть и с иного двора».

       [7] Название «Греко-католическая церковь» ввела в 1774 г. императрица Мария-Терезия для того, чтобы отделить ее от Армяно-католической и Римско-католической церкви. В документах УГКЦ определена как «Ecclesіa Ruthena unіta». Название «Украинская Католическая Церковь» фигурирует в официальных документах с 1960 г., использовалось для определения подпольной церкви в Украине во времена СССР, а также католиков украинцев в диаспоре. «Киевская Католическая Церковь» — название было предложено употреблять на Синоде епископов УГКЦ в сентябре 1999 года.

       [8] Англиканство — термин восходит к «ecclesia anglicana» («Английская церковь»), первое упоминание которой относится к 1246 г. Термин означает христианские церкви, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury).

       [9] Цвинглианство — одно из бюргерских течений Реформации в Швейцарии и Германии. Анабаптизм (перекрещенчество) — радикальное крыло протестантизма,отрицал частную собственность, социальные и политические институты, семью. Кальвинизм. Основатель — Кальвин в 1530-х гг. в Швейцарии. Количество верующих — 55 млн. Три ветви кальвинизма: пресвитерианство; реформаторство; конгрегационализм. Англиканство. Основатель — Генрих VIII Тюдор — 53,3 млн верующих. Баптизм (евангелизм). Основатель — Джон Смидт. 1609 г. Количество верующих — 72 млн Квакеры («Quakers» букв. «трясущиеся»; самоназвание: Sосiеtу of Friend — «общество друзей»). Основатель — Джордж Фокс. 1652 г. Количество верующих — 500 тыс. человек. Квакеры разработали доктрину абсолютного пацифизма, категорически отвергая насилие даже в целях самозащиты. В Англии репрессии против квакеров продолжались вплоть до принятия в 1689 г. Закона о веротерпимости, а в США — до XIX века. Методизм. Основатель — Джон Уэстли. Верующих — 60 млн человек (половина из них проживает в США).

       [10] Адвентисты. Основатель — У. Миллер (1830—1840). Количество верующих— 16,2 млн. Пятидесятники. Основатель — Ч. Фокс. (1901). Количество верующих — 119 млн.

       [11] Отсюда же понимание «естественных и неотъемлемых» прав и свобод человека, появившееся на следующей ступени секуляризации, признающее нынешнее состояние человека естественным.

       [12] Этноним «евреи» произошел от древнесемитского «ибри», что означало: «перешедшие» (через Евфрат).

           [13] «Хамас» — отделение «Братьев-мусульман» в Палестинской национальной администрации. Хезболла́х (от араб. ‎‎— «партия Аллаха». «Ведь партия Аллаха — они победят» (Коран (5:56)) — военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. «Палестинский исламский джихад» — военизированная палестинская политическая группировка, ставящая целью создание независимого Палестинского исламского государства и уничтожение Израиля.

       [14] Релігійність українців: рівень, характер, ставлення до окремих аспектів церковно-релігійної ситуації і державно-конфесійних відносин (Результати загальнонаціонального соціологічного дослідження) // Релігія і влада в Україні: Проблеми взаємовідносин. Інформаційні матеріали до Круглого столу на тему: «Державно-конфесійні відносини в Україні станом на 2013 рік: рух до партнерства держави і Церкви чи до кризи взаємин?» 22 квітня 2013 р. — К., 2013.

       [15] Партия «Реформы и порядок» (ПРП) — политическая партия (1997—2013). В период с 18 июня 2004 по 8 октября 2005 г. называлась партией «Наша Украина». В 2013 г.   влилась    в    ВО   «Батькивщина».   «Пора» — политическая  партия;  лидер — В. Каськив.

 

       [16] Разработана Центром А. Разумкова, Министерством юстиции и другими органами власти в сотрудничестве с ВСЦиРО; выдержала несколько изменений и публикаций с целью подготовки к ее принятию, последняя публикация — в 2013 г.

       [17] На начало 2013 г. в Украине действуют новейшие для страны религиозные организации: Церковь Христа (123 общины); религиозные организации язычников (77 общин); Пресвитерианская церковь (78 общин); религиозные организации Родной украинской национальной веры (63 общины); религиозные организации буддистов (61 община); Новоапостольская церковь (59 общин); Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (53 общины); Общество сознания Кришны (50 общин); Украинская лютеранская церковь (43 общины). Они имеют незначительное количество общин и существенно не влияют на религиозную ситуацию в стране.

       [18] Каритас (от лат. «caritas» — милосердие, самоотверженная бескорыстная любовь) — это международная сеть благотворительных организаций, являющихся конфедерацией 165 национальных организаций. Миссией Каритас Украины является развитие традиций благотворительной деятельности и осуществления социальной работы, исходя из христианских морально-этических ценностей. Каритас Украины основан в 1994 г. для координации усилий благотворительных организаций местных общин УГКЦ. Цель Каритас Украины — разработка и внедрение национальных программ для обеспечения социальной помощи и поддержки наиболее нуждающегося населения Украины независимо от национальной принадлежности или вероисповедания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.014 с.)