Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и регулирование межконфессиональных отношений
Каждая конфессия, ввиду самой специфики религиозной сферы, стремится обосновать свою исключительность, добиться максимального распространения. Религиозные организации могут поддерживать те или иные политические силы, этно-конфессиональные группы. В 1988 г. в Украине действовало 11 религиозных направлений, в рамках которых действовало 5 689 религиозных организаций. На 1 января 2013 г. представлено 55 религиозных направлений и 36 995 религиозных организаций. Сформировались основные религиозные доминанты: православие, греко-католичество, поздний протестантизм. В процессе функционирования между религиозными организациями могут возникнуть конфликты по экономическим и другим вопросам. В 1990-х гг. возникновение конфессиональных конфликтов было вызвано переделом георелигиозной карты, культовых сооружений, связано с политизацией конфессиональной сферы и государственным протекционизмом отдельным религиозным организациям. Внутриправославный конфликт — политизация раскола в православии, попытки государства создать поместную церковь — стали самым значительным политико-конфессиональным конфликтом. Конфликт усугублен соперничеством за Украину Московского и Константинопольского патриархатов. Актуальным остается решение имущественных вопросов: с позиции УПЦ, УПЦ КП должна вернуть захваченные храмы и другие объекты собственности. Течение конфликта зависит также от состояния российско-украинских отношений. В течение 1991—1994 гг. шло интенсивное перераспределение зон влияния церквей. В 2005—2010 гг. старые конфликты перешли в активную фазу. Президент В. Ющенко предпринял беспрецедентные усилия по созданию поместной церкви, однако они не увенчались успехом. В феврале 2014 г. в ситуации резкого обострения внутриполитического положения в Украине, были предприняты попытки захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр. На священноначалие УПЦ оказывалось жесткое давление с целью объединения (по инициативе УПЦ КП) в единую поместную церковь. Синод УПЦ создал комиссию, ответ которой — только на канонических началах. Между православными и католиками — конфликт, корни которого были исторически заложены Брестской унией. В первой половине 1990-х гг. УГКЦ активно участвовала в «возврате» церковного имущества от УПЦ в западных областях Украины — около 90 % всех зарегистрированных конфликтов между греко-католиками и православными касались имущественных вопросов. Конфликт является основной проблемой в отношениях между МП и РКЦ.
Конфликт между РКЦ и УГКЦ носит характер «стратегической конкуренции» среди украинцев церквей латинского и греческого обрядов. Руководство УГКЦ требует от Рима официального признания греко-католического Патриархата, распространения юрисдикции УГКЦ на униатские епархии за рубежом (управляются ватиканской конгрегацией Восточных церквей), снятия ограничений для пастырской работы в диаспоре состоящих в браке священников УГКЦ, возврата Мукачевской епархии Львовскому архиепископату. Между православием и исламом в Украине почвы для собственно межконфессионального конфликта нет. Внутри иудаизма конфликт длился с 1990 по 1998 г., когда в Харькове переподчинение реформатской синагоги Хабад-Любавич завершилось ее поджогом. Конфликт между неорелигиями [17] и традиционными конфессиями, между неорелигиями и обществом можно отнести к понятию религиозного конфликта. Так, 10 ноября 1993 г. Вселенская церковь «Великое Белое братство» (основана в 1991 г. в Киеве) «назначила» конец света, предсказанный Марией Дэви Христос (Мария Цвигун). Члены Братства пытались захватить Софийский собор в Киеве и устроить там массовое самоубийство, предотвращенное службами охраны правопорядка. В 2005 г. члены организации «Посольство Божие» (активно участвовавшей в событиях Майдана 2005 г.) в Крыму осквернили православный храм. Несмотря на наличие фактов отрицательного воздействия неорелигий (против пастора «Посольства Божьего», С. Аделаджи, было открыто уголовное дело), в законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» отсутствует определение «неорелигия». Очевидно, основной ошибкой государственно-конфессиональной политики в 1990—2000-х гг., постоянно политизировавшей религиозную ситуацию, было стремление создать политическую нацию и обеспечить территориальное единство Украины путем создания «единого духовного пространства», ассоциируемого с наличием единой церкви. Игнорировалось при этом исторически сложившееся этническое, языковое, культурное, конфессиональное многообразие населения Украины, унификация которого постоянно вызывала социальное и политическое напряжение. Именно это «духовное единство» стало полем идеологических спекуляций, на почве которых и происходила политизация религии. В результате, к исключительно межконфессиональным мотивам противостояния добавлялись идеологические, которые подбрасывались церквам со стороны политиков, «общественников» и некоторых клерикалов. Как, например, церковно-этническая идеологема, которая переводила конфессиональное противостояние в опасную плоскость противостояния этнического. Надежда центральной власти на то, что церковь обеспечит ей «духовную поддержку» в деле централизации страны не оправдалась — религия оказалась фактором разделения и закрепления духовной самобытности регионов. Опыт показал, что унификация и централизация духовной жизни Украины на данном этапе была невозможна, что не должно было вызывать опасений, — ведь это характерное проявление современной плюралистической модели социальных отношений, при которой мировосприятие не подчинено официальной идеологии. Поэтому в настоящее время перед политическими и общественными деятелями стоит задача осознать факт поликультурнисти современной Украины. Отсюда — необходимость признания религиозного и конфессионального плюрализма.
Урегулирование религиозного конфликта предполагает работу по его профилактике с возникновения: · в соответствии со ст. 35 Конституции Украины, государство должно лояльно относиться ко всем конфессиям, не отдавая явного предпочтения ни одной из них, проводить политику равноудаленности от всех конфессий; · государство не должно выходить за рамки правового поля, выработать общие для поликонфессионального общества «правила игры», которые, с одной стороны, были бы удовлетворительными для разных конфессий, с другой, — не ущемляли частных традиций, обычаев, ценностей и интересов того или иного религиозного направления; · государство должно вести продуманную политику по отношению к религиозным меньшинствам из расчета, что национальный мир держится на толерантном отношении государства, религиозных и национальных доминант к многообразию, правам и проблемам малых народов и религиозных субкультур; · на практике государство склонно поддерживать ту конфессию, которая его, государство, усиливает. Следовательно, необходима опора на религию «большинства» и осторожное отношение к инновациям. Если центр религиозной организации находится за рубежом (в Украине это около 20 ведущих религиозных организаций), это может вызвать подозрение в ее лояльности. Политизация религии, по общему признанию, в Украине нежелательна, так как она вносит раскол в общество. Поэтому представляется целесообразным: законодательно ограничить вмешательство политических партий в жизнедеятельность конфессий; установить перечень отчетных данных, представляемых религиозными организациями; объединить усилия местных аппаратов с целевыми исследованиями ученых по проблемам религиоведения, изучения и анализа процессов, происходящих в религиозной среде, для выработки прогнозов и рекомендаций.
На стадиях развития урегулирование конфликта предполагает его перевод в форму диалога с участием государства, которое должно выступить посредником. Государство должно вести поиск взаимоприемлемых для сторон ценностей и норм (гражданский мир, правопорядок, традиции), которые должны стать основой переговоров, рассматривать конфликтные проблемы поэтапно и системно, с учетом экономических, политических, этнических и других факторов. Политики должны понимать, что существуют нерегулируемые нормами случаи — религиозные инновации, антиобщественные и антигосударственные действия, когда от государства требуется инициативное, творческое действие; крайним средством урегулирования является применение силы. Государство должно помнить, что можно запретить религиозную организацию, но нельзя запретить религию. Сам факт существования множества религий заключается в обосновании каждой особенного пути спасения при, подчас, жесткой критике оппонентов. Проблема состоит в том, чтобы вовремя не допустить применения насилия, найти эффективные правовые способы урегулирования спорных вопросов. Конструктивную роль в урегулировании конфликта могут играть взаимодействующие с государством межконфессиональные институции. В 1996 г. по инициативе Госкомрелигий Украины был образован Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) как представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган с целью объединения усилий церквей и религиозных организаций в сфере духовного возрождения Украины, координации межцерковного диалога как на Украине, так и за ее пределами, участия в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-конфессиональных отношений, осуществления комплексных мероприятий благотворительного характера. В 2013 г. в состав ВСЦиРО входило 18 церквей и религиозных организаций, что составляет более 95 % религиозной среды Украины: Всеукраинский Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ), Всеукраинский Союз Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников (ВСЦ ХВЕП); Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК); Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ); Закарпатская реформатская церковь (ЗРЦ); Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ); Объединение иудейских религиозных организаций Украины (ОИРОУ); Римско-католическая Церковь в Украине (РКЦ). Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (СВЦ ХЕВУ); Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ); Украинское Библейское Общество (УБО); Украинская Греко-католическая Церковь (УГКЦ); Украинская епархия Армянской Апостольской Церкви (УЕ ААЦ); Украинская Лютеранская Церковь (УЛЦ); Украинская Православная Церковь (УПЦ); Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП); Украинская Унионная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня (УУК ЦАСД); Украинская Христианская Евангельская Церковь (УХЕЦ).
В кризисной ситуации 2013 — 2014 гг. ВСЦиРО последовательно выступал за евроинтеграцию, сохранение исключительно мирного характера проводящихся акций, за обеспечение прав граждан на мирные собрания; обращался с призывом к президенту Украины и оппозиции безотлагательно сесть за стол переговоров, немедленно прекратить кровопролитие, возобновить конституционный порядок; заявлял об угрозе сепаратизма; обращался с призывом к властям России отказаться от военного и иного вмешательства во внутренние дела Украины; призывал власти и население Украины к срочному упорядочиванию обращения и владения оружием. Совещание представителей христианских церквей Украины образовано в 2003 г. Главной его целью является содействие распространению в Украине основ христианства и религиозной свободы, развитие диалога между христианами по возрождению христианской морали в обществе, преодоление последствий советского атеизма и тоталитаризма и установления партнерских отношений между государством и церковью для развития гражданского общества. На 2013 г. в состав Совещания входят представители: УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, ВСЦ ХВЕП, УХЕЦ, ВСЦ ЕХБ, УЛЦ, Братства независимых церквей и миссий ЕХБ Украины. Украинский межцерковный совет (УМС) образован в мае 2003 г. Целью деятельности УМС является защита интересов христианских Церквей, отстаивание христианских принципов и влияние на общество для распространения христианской веры. Членами УМС являются представители протестантских объединений, в основном пятидесятническо-харизматического направления. На 2013 г. включает в себя восемнадцать объединений церквей и служений Украины. Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ) образован в апреле 2005 г. В своем составе СЕПЦУ объединяет свыше 80 % протестантских церквей Украины. Целью Совета является объединение усилий с целью защиты принципов свободы совести и вероисповедания, равенства всех религиозных организаций в своих правах, распространение христианских ценностей и морали. На 2013 г. в состав Совета входят 10 протестантских религиозных организаций. Всеукраинский Совет Христианских Церквей (ВСХЦ) создан в 2007—2008 гг. Имеет целью способствовать взаимодействию христианских Церквей в сфере распространения идей и принципов христианского мировоззрения в обществе. В состав ВСХЦ входят представители некоторых пятидесятнических и харизматических религиозных общин Украины.
Совет представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины образован в 2009 г. В 2011 г. членами Совета являются представители: ДУМК, Духовного управления независимых мусульманских общин «Киевский муфтият», Духовного управления мусульман Украины «Умма». В начале апреля 2011 г. было обнародовано Ежегодное послание Президента к Верховной Раде «Модернизация Украины — наш стратегический выбор», в котором утверждался многоконфессиональный характер Украины, содержался призыв к государственно-конфессиональному и межконфессиональному диалогу, говорилось о целесообразности доработки и принятия Концепции государственно-церковных отношений; доработки новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях»; недопущении религиозного фундаментализма любого направления; закреплении за религиозными организациями права на учреждение общеобразовательных учебных заведений; обеспечении преподавания с сентября 2011 г. в высших учебных заведениях академического религиоведения как нормативной философской дисциплины, а в средней школе — истории религии. В 2010—2011 гг. Президент Украины В. Янукович не проводил встреч с ВСЦиРО и с другими межконфессиональными объединениями, с представителями отдельных религиозных организаций (за исключением УПЦ), остановил переговоры Администрации президента с Константинопольской патриархией по поводу предоставления автокефалии. По мнению оппозиционных украинских экспертов, выраженный политический характер, непосредственно несущий угрозу безопасности Украины, имели визиты Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (проповедовавшего идеи духовного единства русского, украинского и белорусского народов), в том числе, визит, приуроченный к инаугурации Президента В. Януковича. Прекратилась активность парламентского объединения «За єдину помісну церкву», а также усилия государства объединить православие в рамках проекта единой поместной церкви. Был ликвидирован Государственный комитет по делам национальностей и религий. В январе 2011 г. Верховная Рада приняла Закон, ликвидировавший Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали. Тем не менее, православную общественность (УПЦ) устроило далеко не все в политике государства. ВОО «Православный выбор» подверг жесткой критике продвигаемый Партией регионов законопроект об электронных паспортах, принятый Закон о «толерантности в обществе», антихристианские акции организации «Femen» и другие инициативы, ограничивающие права человека и религиозную свободу православных верующих. В событиях «Евромайдана» ВСЦиРО призвал «прекратить насилие в стране», выступил за переговоры и мирное разрешение кризиса. В 2012 г. в собственность (пользование)религиозным организациям было передано 266 культовых и приспособленных под молитвенный дом помещений; было построено 247 культовых зданий. На начало 2013 г. уровень обеспеченности религиозных организаций Украины молитвенными помещениями составляет 67,1 %. Случаев нарушения законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных организаций в 2009 г. было зафиксировано 19, в 2010 г. — 14, в 2011 г. — 2, в 2012 г. таких случаев было зафиксировано 25. Основные правонарушения фиксировались в Винницкой, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой областях. По мере развития внутриполитического кризиса в Украине 2013—2014 гг. был зафиксирован рост числа нарушений прав верующих и деятельности религиозных организаций. В частности, по заявлению УГКЦ, Министерство культуры Украины оказывало давление на ее руководство, требуя прекратить совершение молитв и религиозных обрядов на Майдане Независимости. В Киеве по отношению к представителям еврейской общины на почве антисемитизма были совершены нападения. УПЦ заявила о предотвращении попыток захватов ряда храмов, Киево-Печерской и Почаевской Лавр. В Черновицкой области сторонниками УПЦ КП было захвачено два храма. УГКЦ предъявила факты похищения военного капеллана в Севастополе и получения угроз другими священниками УГКЦ с требованием покинуть территорию Крыма. Актуальными для государственно-конфессиональных отношений остаются вопросы: реституции или компенсации прежде отчужденного имущества; реализации права религиозных организаций на получение статуса юридического лица; правовой ответственности религиозных организаций за самовольное присвоение земли, имущества, нарушение гражданско-правовых соглашений и т. п.; защиты от дискриминации религиозных меньшинств при признании интересов, прав и свобод религиозного большинства; деятельности иностранных центров и миссий на территории Украины; ответственности СМИ за распространение необъективной информации о религиозных организациях; ограничения вмешательства политических субъектов в сферу межконфессиональных отношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.013 с.) |