Государство и регулирование межконфессиональных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и регулирование межконфессиональных отношений



 

Каждая конфессия, ввиду самой специфики религиозной сферы, стремится обосновать свою исключительность, добиться максимального распространения. Религиозные организации могут поддерживать те или иные политические силы, этно-конфессиональные группы.

В 1988 г. в Украине действовало 11 религиозных направлений, в рамках которых действовало 5 689 религиозных организаций. На 1 января 2013 г. представлено 55 религиозных направлений и 36 995 религиозных организаций. Сформировались основные религиозные доминанты: православие, греко-католичество, поздний протестантизм.

В процессе функционирования между религиозными организациями могут возникнуть конфликты по экономическим и другим вопросам. В 1990-х гг. возникновение конфессиональных конфликтов было вызвано переделом георелигиозной карты, культовых сооружений, связано с политизацией конфессиональной сферы и государственным протекционизмом отдельным религиозным организациям.

Внутриправославный конфликт политизация раскола в православии, попытки государства создать поместную церковь — стали самым значительным политико-конфессиональным конфликтом. Конфликт усугублен соперничеством за Украину Московского и Константинопольского патриархатов. Актуальным остается решение имущественных вопросов: с позиции УПЦ, УПЦ КП должна вернуть захваченные храмы и другие объекты собственности.

Течение конфликта зависит также от состояния российско-украинских отношений. В течение 1991—1994 гг. шло интенсивное перераспределение зон влияния церквей. В 2005—2010 гг. старые конфликты перешли в активную фазу. Президент В. Ющенко предпринял беспрецедентные усилия по созданию поместной церкви, однако они не увенчались успехом. В феврале 2014 г. в ситуации резкого обострения внутриполитического положения в Украине, были предприняты попытки захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр. На священноначалие УПЦ оказывалось жесткое давление с целью объединения (по инициативе УПЦ КП) в единую поместную церковь. Синод УПЦ создал комиссию, ответ которой — только на канонических началах.

Между православными и католиками — конфликт, корни которого были исторически заложены Брестской унией. В первой половине 1990-х гг. УГКЦ активно участвовала в «возврате» церковного имущества от УПЦ в западных областях Украины — около 90 % всех зарегистрированных конфликтов между греко-католиками и православными касались имущественных вопросов. Конфликт является основной проблемой в отношениях между МП и РКЦ.

Конфликт между РКЦ и УГКЦ носит характер «стратегической конкуренции» среди украинцев церквей латинского и греческого обрядов. Руководство УГКЦ требует от Рима официального признания греко-католического Патриархата, распространения юрисдикции УГКЦ на униатские епархии за рубежом (управляются ватиканской конгрегацией Восточных церквей), снятия ограничений для пастырской работы в диаспоре состоящих в браке священников УГКЦ, возврата Мукачевской епархии Львовскому архиепископату.

Между православием и исламом в Украине почвы для собственно межконфессионального конфликта нет.

Внутри иудаизма конфликт длился с 1990 по 1998 г., когда в Харькове переподчинение реформатской синагоги Хабад-Любавич завершилось ее поджогом.

Конфликт между неорелигиями [17] и традиционными конфессиями, между неорелигиями и обществом можно отнести к понятию религиозного конфликта. Так, 10 ноября 1993 г. Вселенская церковь «Великое Белое братство» (основана в 1991 г. в Киеве) «назначила» конец света, предсказанный Марией Дэви Христос (Мария Цвигун). Члены Братства пытались захватить Софийский собор в Киеве и устроить там массовое самоубийство, предотвращенное службами охраны правопорядка.

В 2005 г. члены организации «Посольство Божие» (активно участвовавшей в событиях Майдана 2005 г.) в Крыму осквернили православный храм. Несмотря на наличие фактов отрицательного воздействия       неорелигий  (против   пастора   «Посольства  Божьего», С. Аделаджи, было открыто уголовное дело), в законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» отсутствует определение «неорелигия».

    Очевидно, основной ошибкой государственно-конфессиональной политики в 1990—2000-х гг., постоянно политизировавшей религиозную ситуацию, было стремление создать политическую нацию и обеспечить территориальное единство Украины путем создания «единого духовного пространства», ассоциируемого с наличием единой церкви. Игнорировалось при этом исторически сложившееся этническое, языковое, культурное, конфессиональное многообразие населения Украины, унификация которого постоянно вызывала социальное и политическое напряжение. Именно это «духовное единство» стало полем идеологических спекуляций, на почве которых и происходила политизация религии. В результате, к исключительно межконфессиональным мотивам противостояния добавлялись идеологические, которые подбрасывались церквам со стороны политиков, «общественников» и некоторых клерикалов. Как, например, церковно-этническая идеологема, которая переводила конфессиональное противостояние в опасную плоскость противостояния этнического. Надежда центральной власти на то, что церковь обеспечит ей «духовную поддержку» в деле централизации страны не оправдалась — религия оказалась фактором разделения и закрепления духовной самобытности регионов. Опыт показал, что унификация и централизация духовной жизни Украины на данном этапе была невозможна, что не должно было вызывать опасений, — ведь это характерное проявление современной плюралистической модели социальных отношений, при которой мировосприятие не подчинено официальной идеологии. Поэтому в настоящее время перед политическими и общественными деятелями стоит задача осознать факт поликультурнисти современной Украины. Отсюда — необходимость признания религиозного и конфессионального плюрализма.

Урегулирование религиозного конфликта предполагает работу по его профилактике с возникновения:

· в соответствии со ст. 35 Конституции Украины, государство должно лояльно относиться ко всем конфессиям, не отдавая явного предпочтения ни одной из них, проводить политику равноудаленности от всех конфессий;

· государство не должно выходить за рамки правового поля, выработать общие для поликонфессионального общества «правила игры», которые, с одной стороны, были бы удовлетворительными для разных конфессий, с другой, — не ущемляли частных традиций, обычаев, ценностей и интересов того или иного религиозного направления;

· государство должно вести продуманную политику по отношению к религиозным меньшинствам из расчета, что национальный мир держится на толерантном отношении государства, религиозных и национальных доминант к многообразию, правам и проблемам малых народов и религиозных субкультур;

· на практике государство склонно поддерживать ту конфессию, которая его, государство, усиливает. Следовательно, необходима опора на религию «большинства» и осторожное отношение к инновациям. Если центр религиозной организации находится за рубежом (в Украине это около 20 ведущих религиозных организаций), это может вызвать подозрение в ее лояльности.

Политизация религии, по общему признанию, в Украине нежелательна, так как она вносит раскол в общество. Поэтому представляется целесообразным: законодательно ограничить вмешательство политических партий в жизнедеятельность конфессий; установить перечень отчетных данных, представляемых религиозными организациями; объединить усилия местных аппаратов с целевыми исследованиями ученых по проблемам религиоведения, изучения и анализа процессов, происходящих в религиозной среде, для выработки прогнозов и рекомендаций.

    На стадиях развития урегулирование конфликта предполагает его перевод в форму диалога с участием государства, которое должно выступить посредником. Государство должно вести поиск взаимоприемлемых для сторон ценностей и норм (гражданский мир, правопорядок, традиции), которые должны стать основой переговоров, рассматривать конфликтные проблемы поэтапно и системно, с учетом экономических, политических, этнических и других факторов. Политики должны понимать, что существуют нерегулируемые нормами случаи — религиозные инновации, антиобщественные и антигосударственные действия, когда от государства требуется инициативное, творческое действие; крайним средством урегулирования является применение силы. Государство должно помнить, что можно запретить религиозную организацию, но нельзя запретить религию. Сам факт существования множества религий заключается в обосновании каждой особенного пути спасения при, подчас, жесткой критике оппонентов. Проблема состоит в том, чтобы вовремя не допустить применения насилия, найти эффективные правовые способы урегулирования спорных вопросов.

    Конструктивную роль в урегулировании конфликта могут играть взаимодействующие с государством межконфессиональные институции.

    В 1996 г. по инициативе Госкомрелигий Украины был образован Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) как представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган с целью объединения усилий церквей и религиозных организаций в сфере духовного возрождения Украины, координации межцерковного диалога как на Украине, так и за ее пределами, участия в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-конфессиональных отношений, осуществления комплексных мероприятий благотворительного характера.

    В 2013 г. в состав ВСЦиРО входило 18 церквей и религиозных организаций, что составляет более 95 % религиозной среды Украины: Всеукраинский Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ), Всеукраинский Союз Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников (ВСЦ ХВЕП); Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК); Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ); Закарпатская реформатская церковь (ЗРЦ); Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ); Объединение иудейских религиозных организаций Украины (ОИРОУ); Римско-католическая Церковь в Украине (РКЦ). Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (СВЦ ХЕВУ); Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ); Украинское Библейское Общество (УБО); Украинская Греко-католическая Церковь (УГКЦ); Украинская епархия Армянской Апостольской Церкви (УЕ ААЦ); Украинская Лютеранская Церковь (УЛЦ); Украинская Православная Церковь (УПЦ); Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП); Украинская Унионная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня (УУК ЦАСД); Украинская Христианская Евангельская Церковь (УХЕЦ).

    В кризисной ситуации 2013 — 2014 гг. ВСЦиРО последовательно выступал за евроинтеграцию, сохранение исключительно мирного характера проводящихся акций, за обеспечение прав граждан на мирные собрания; обращался с призывом к президенту Украины и оппозиции безотлагательно сесть за стол переговоров, немедленно прекратить кровопролитие, возобновить конституционный порядок; заявлял об угрозе сепаратизма; обращался с призывом к властям России отказаться от военного и иного вмешательства во внутренние дела Украины; призывал власти и население Украины к срочному упорядочиванию обращения и владения оружием.

Совещание представителей христианских церквей Украины образовано в 2003 г. Главной его целью является содействие распространению в Украине основ христианства и религиозной свободы, развитие диалога между христианами по возрождению христианской морали в обществе, преодоление последствий советского атеизма и тоталитаризма и установления партнерских отношений между государством и церковью для развития гражданского общества. На 2013 г. в состав Совещания входят представители: УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, ВСЦ ХВЕП, УХЕЦ, ВСЦ ЕХБ, УЛЦ, Братства независимых церквей и миссий ЕХБ Украины.

    Украинский межцерковный совет (УМС) образован в мае 2003 г. Целью деятельности УМС является защита интересов христианских Церквей, отстаивание христианских принципов и влияние на общество для распространения христианской веры. Членами УМС являются представители протестантских объединений, в основном пятидесятническо-харизматического направления. На 2013 г. включает в себя восемнадцать объединений церквей и служений Украины.

    Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ) образован  в  апреле  2005 г.  В своем составе СЕПЦУ объединяет свыше 80 % протестантских церквей Украины. Целью Совета является объединение усилий с целью защиты принципов свободы совести и вероисповедания, равенства всех религиозных организаций в своих правах, распространение христианских ценностей и морали. На 2013 г. в состав Совета входят 10 протестантских религиозных организаций.

    Всеукраинский Совет Христианских Церквей (ВСХЦ) создан в 2007—2008 гг. Имеет целью способствовать взаимодействию христианских Церквей в сфере распространения идей и принципов христианского мировоззрения в обществе. В состав ВСХЦ входят представители некоторых пятидесятнических и харизматических религиозных общин Украины.

    Совет представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины образован в 2009 г. В 2011 г. членами Совета являются представители: ДУМК, Духовного управления независимых мусульманских общин «Киевский муфтият», Духовного управления мусульман Украины «Умма».

В начале апреля 2011 г. было обнародовано Ежегодное послание Президента к Верховной Раде «Модернизация Украины — наш стратегический выбор», в котором утверждался многоконфессиональный характер Украины, содержался призыв к государственно-конфессиональному и межконфессиональному диалогу, говорилось о целесообразности доработки и принятия Концепции государственно-церковных отношений; доработки новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях»; недопущении религиозного фундаментализма любого направления; закреплении за религиозными организациями права на учреждение общеобразовательных учебных заведений; обеспечении преподавания с сентября 2011 г. в высших учебных заведениях академического религиоведения как нормативной философской дисциплины, а в средней школе — истории религии.

В 2010—2011 гг. Президент Украины В. Янукович не проводил встреч с ВСЦиРО и с другими межконфессиональными объединениями, с представителями отдельных религиозных организаций (за исключением УПЦ), остановил переговоры Администрации президента с Константинопольской патриархией по поводу предоставления автокефалии. По мнению оппозиционных украинских экспертов, выраженный политический характер, непосредственно несущий угрозу безопасности Украины, имели визиты Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (проповедовавшего идеи духовного единства русского, украинского и белорусского народов), в том числе, визит, приуроченный к инаугурации Президента В. Януковича. Прекратилась активность парламентского объединения «За єдину помісну церкву», а также усилия государства объединить православие в рамках проекта единой поместной церкви. Был ликвидирован Государственный комитет по делам национальностей и религий. В январе 2011 г. Верховная Рада приняла Закон, ликвидировавший Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали. Тем не менее, православную общественность (УПЦ) устроило далеко не все в политике государства. ВОО «Православный выбор» подверг жесткой критике продвигаемый Партией регионов законопроект об электронных паспортах, принятый Закон о «толерантности в обществе», антихристианские акции организации «Femen» и другие инициативы, ограничивающие права человека и религиозную свободу православных верующих. В событиях «Евромайдана» ВСЦиРО призвал «прекратить насилие в стране», выступил за переговоры и мирное разрешение кризиса.

В 2012 г. в собственность (пользование)религиозным организациям было передано 266 культовых и приспособленных под молитвенный дом помещений; было построено 247 культовых зданий. На начало 2013 г. уровень обеспеченности религиозных организаций Украины молитвенными помещениями составляет 67,1 %.

Случаев нарушения законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных организаций в 2009 г. было зафиксировано 19, в 2010 г. — 14, в 2011 г. — 2, в 2012 г. таких случаев было зафиксировано 25. Основные правонарушения фиксировались в Винницкой, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой областях. По мере развития внутриполитического кризиса в Украине 2013—2014 гг. был зафиксирован рост числа нарушений прав верующих и деятельности религиозных организаций. В частности, по заявлению УГКЦ, Министерство культуры Украины оказывало давление на ее руководство, требуя прекратить совершение молитв и религиозных обрядов на Майдане Независимости. В Киеве по отношению к представителям еврейской общины на почве антисемитизма были совершены нападения. УПЦ заявила о предотвращении попыток захватов ряда храмов, Киево-Печерской и Почаевской Лавр. В Черновицкой области сторонниками УПЦ КП было захвачено два храма. УГКЦ предъявила факты похищения военного капеллана в Севастополе и получения угроз другими священниками УГКЦ с требованием покинуть территорию Крыма.

Актуальными для государственно-конфессиональных отношений остаются вопросы: реституции или компенсации прежде отчужденного имущества; реализации права религиозных организаций на получение статуса юридического лица; правовой ответственности религиозных организаций за самовольное присвоение земли, имущества, нарушение гражданско-правовых соглашений и т. п.; защиты от дискриминации религиозных меньшинств при признании интересов, прав и свобод религиозного большинства; деятельности иностранных центров и миссий на территории Украины; ответственности СМИ за распространение необъективной информации о религиозных организациях; ограничения вмешательства политических субъектов в сферу межконфессиональных отношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.013 с.)