Тема 10. Государственно-конфессиональные отношения в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Государственно-конфессиональные отношения в Украине



 

Конфессиональная политика в Украине: история, законодательство,

Принципы, приоритеты

 

 

В период Киевской Руси модель государственно-церковных отношений характеризовалась: автономностью и сотрудничеством княжеской и духовной власти.

В Великом княжестве литовском проводилась политика веротерпимости, однако после Брестской унии (1596) началось давление католицизма на православие. Украинский народ оказался разделенным по конфессиональному признаку между двумя церквами — православной и греко-католической.

В период казацкой республики была сформирована модель отношений, которая включала: приоритет православия, разделение духовной и светской власти гетманов, которые материально поддерживали православную церковь.

После соединения Украины с Россией православие получило статус господствующей конфессии. В Своде Законов Российской империи (1832) конфессии по объему привилегий распределялись по критерию законности образования той или иной конфессии на территории Российской империи; господствующее положение занимала РПЦ. 17 апреля 1905 г. был издан императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости», предоставивший публично-правовой статус старообрядцам и допустившим смену вероисповеданий.

3 марта 1917 г. Центральна Рада предприняла меры по созданию национальной церкви (автокефалии) и ее украинизации. 14 июля 1917 г. Временное правительство издало Постановление о свободе совести, в котором говорилось: «Пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию…». Директория 1 января 1919 г. провозгласила Декрет об автокефалии УПЦ — выход Украинской церкви из-под юрисдикции Московского патриархата и опеку государства над церковью.

Советская модель государственно-церковных отношений формировалась на принципах Декрета Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозглашенного 23 января 1918 г. Среди ограничений, которые накладывались Декретом, было положение о лишении церкви прав юридического лица и владения собственностью. В Декрете говорилось: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…», но на практике началась планомерная борьба против религии. Если Конституция 1918 г. провозглашала «свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды», то Конституция 1924 г. гарантировала свободу исключительно антирелигиозной пропаганды. В 1925 г. был учрежден Союз воинствующих безбожников. Постановление ВЦИКа (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) и Совнаркома РСФСР «О религиозных объединениях» (8 апреля 1929 г.), значительно ограничило деятельность приходских общин. Конституции 1936 и 1977 гг. не внесли изменений в положение религиозных объединений. Конфессиональная политика советского государства смягчилась только в 1943—1961 гг. В начале 1960-х гг. за три года антицерковной кампании государство отобрало у РПЦ большинство монастырей, семинарий, две трети парафий. С приходом к власти Л. И. Брежнева почти на двадцать пять лет ситуация была заморожена. И хотя к этому времени православию на территории Украины был нанесен сильный удар, тем не менее, в условиях, когда деятельность УГКЦ была запрещена, а протестантизм находился под жестким контролем, православие оставалось наиболее влиятельной конфессий. В 1988 г. впервые на государственном уровне праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Государство отказалось от политики регламентации религиозной сферы.

После выборов в местные советы 1990 г. к власти в Галиции пришли проуниатские силы, вслед за чем начались массовые захваты православных храмов. К концу 1991 г. у православной церкви было отобрано 597 приходов. По данным соцопроса, проведенного весной 1990 г. АН СССР, на тот момент доля униатов в Львовской области составляла 28 %, в Ивано—Франковской — 22, в Тернопольской — 12 %.

В 1991 г. был принят Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (с поправками 1993 г.). Закон был либеральным, но вскоре выявилась несоответствие Закона историческим, региональным и социальным особенностям конфессионального деления Украины. В 1996 г. была принята Конституция Украины, в которой было закреплено право граждан на свободу вероисповедания. На практике местные власти поддерживали ту конфессию, которая преобладала в регионе, что дало толчок множеству конфессиональных конфликтов. Пик «войны за храмы», которая затронула более тысячи приходов, пришелся на 1994 год.

Хронологический отрезок от начала трансформаций в зависимости от изменений религиозной динамики и конфессиональной политики можно разделить на шесть периодов.

Первый период (1988—1992) — от коренного изменения конфессиональной политики, принятия Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», возобновления деятельности УГКЦ и УАПЦ до образования УПЦ КП.

Второй период (1993—1997) характеризуется бурным открытием приходов, ростом числа религиозных организаций, развитием конфессиональных партий; была принята Конституция Украины, государство активно вовлекается в обостряющиеся конфессиональные конфликты. 21 июля 1997 г. подписан «Меморандум христианских конфессий Украины о неприятии силовых действий в межконфессиональных отношениях», ознаменовавший окончание периода «войны за храмы».

Третий период (1998—2004) наблюдался спад религиозной активности, стабилизировалась интенсивность регистрации общин, конфликты перешли в стадию затухания, формируется религиозная карта Украины. Сделаны шаги в направлении соблюдения Закона «О свободе совести и религиозных организациях», приостановлено вмешательство государства в процесс по ликвидации раскола в украинском православии, проведены мероприятия по развитию поликонфессиональности. Получил развитие конституционный принцип: ни одна религия не может быть признана государством как обязательная, что привело к снижению межцерковной напряженности, налаживанию отношений государства с УПЦ. В начале 2000-х гг. средством ослабления напряженности на религиозной почве и гармонизации отношений между государством и церковью становится взвешенная политика реституции (возврат церковной собственности). Указ Президента «О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 21 марта 2002 г. впервые поставил вопрос о бюджетном финансировании работ, связанных с возвращением культового имущества. Украинское государство признало право религиозных организаций на национализированное ранее имущество, определило объекты реституции, разработало порядок их передачи верующим. Во исполнение этих актов религиозным организациям было возвращено 4 тыс. храмов, свыше 10 тыс. предметов культового и церковного употребления.

Четвертый период (2005—2009) — власть отдает приоритет УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, форсируется решение проблемы создания поместной православной церкви.

Пятый период (2010 — 2013) — несмотря на отсутствие серьезных нарушений в обеспечении свободы совести и вероисповедания, оценки развития государственно-конфессиональных отношений принципиально разнятся: от «партнерства и паритета», данной представителями власти, до «нарастания кризиса», — религиозными экспертами и главами УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ.

    Шестой период начался с 2014 г., когда в условиях жесткого внутриполитического кризиса в Украине наблюдается обострение межконфессиональных отношений.

Нормативно-правовой основой обеспечения религиозной свободы в Украине выступают статьи 11, 24 и 35 Конституции и Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, Украина подписала ряд международных документов, работающих как внутреннее законодательство.

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г., с изменениями и дополнениями 1993 г. гласит: «…право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждение по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…». «Осуществление свободы исповедовать религию или убеждение подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установленных законом и отвечающих международным обязательствам Украины». Закон запрещает установление «обязательных убеждений и мировоззрения». Закон устанавливает базовые принципы по отношению к религии и церкви:

· все религии, вероисповедания и религиозные организации являются равными перед законом;

· религиозные организации не выполняют государственных функций;

· религиозные организации имеют право принимать участие в общественной жизни, а также использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации;

· религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовой поддержки, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных кампаний кандидатов в эти органы;

· священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами;

· религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий;

· религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка.

    Религиозными организациями в Украине признаются: религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные объединения представляются своими центрами (управлениями).

    Религиозная община является местной религиозной организацией верующих граждан одного и того же культа.

«Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не нарушается законодательство Украины. Не регламентированные законом отношения государства с религиозными управлениями и центрами, в том числе, находящимися за пределами Украины, регулируются соответственно договоренностям между ними и государственными органами».

Статья 13. «Религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения)».

Статья 14. Регистрация уставов (положений) религиозных организаций: «Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане в количестве не меньше десяти мужчин, которые образовали ее и достигли 18-летнего возраста, подают заявление и устав (положение) на регистрацию в областную, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, а в Республике Крым — в Правительство Республики Крым».

«Религиозные центры, управления, монастыри, религиозные братства, миссии и духовные учебные заведения подают на регистрацию устав (положение) к государственному органу Украины по делам религий».

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» 1991 г. сыграл важную роль в формировании качественно новой конфессиональной ситуации в стране, определил принципиально иные, в сравнении с советским прошлым, формальные параметры взаимодействия государства и религии в переходных условиях, предоставив практически полную свободу функционирования любым конфессиям — традиционным, исторически укорененным в Украине, и совершенно новым — зарубежным.

В настоящее время предполагается внесение изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» с целью приведения его в соответствие с рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2005 г. Предполагается, в частности, расширить перечень форм религиозных организаций; разрешить создавать местные или региональные отделения религиозных организаций без статуса юридического лица, то есть представительства и филиалы; предоставить статус юридического лица религиозным объединениям.

На основании текста Закона можно выделить принципыи приоритеты конфессиональной политики.

Принципы:

· соблюдение естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, одним из которых выступает принцип свободы совести;

· отделение церкви от государства и церкви от школы;

· равноправие всех конфессий по отношению к государству.

Приоритеты:

· соблюдение баланса личности, общества, государства;

· верховенство закона для всех субъектов политико-религиозных отношений;

· сохранение этно-религиозной идентичности;

· сохранение религиозной стабильности (внутрицерковной и межцерковной);

· приоритетом было заявлено и создание украинской церкви, однако его исполнение неоднократно приводило к обострению в межконфессиональных отношениях.

В 2004 г. Украинским Центром им. А. Разумкова разработана Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине, которая основана на понимании того, что «Общественной потребности в социально активной церкви, очевидно, в большей степени отвечает партнерская модель государственно-церковных отношений, которая бы обеспечивала сотрудничество государства и церкви в интересах общества — что в любом случае не противоречит формальному отделению церкви от государства и школы от церкви. Объединение усилий церкви, государства и общества в решении социальных проблем способствовало бы межцерковному взаимопониманию, гармонизации церковно-государственных отношений и укреплению авторитета церкви в обществе»[16]. В Украине растет число сторонников перехода от сепарационной к кооперационной (партнерской) модели.

    Партнерская модель государственно-конфессиональных отношений означает, что государство не вмешивается в жизнь церкви, но создает условия для совместного сотрудничества в интересах общества.

    Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» изначально предполагал существование специального государственного органа, осуществляющего политику Украинского государства по отношению к религиозным организациям и оказывающего содействие последним в различных сферах социальной деятельности. После провозглашения Украиной независимости этот орган продолжал именоваться Советом по делам религий при кабинете министров Украины. После избрания президентом Украины Л. Кучмы Совет был упразднен (лето 1994), а его функции переданы Министерству по делам национальностей, миграции и культов, в составе которого было создано Управление по делам религиозных организаций. В октябре 1995 г. был создан Государственный Комитет по делам религий (с 2005 г. — Госдепартамент по делам религии в составе Минюста Украины). Согласно Закону «О свободе совести и религиозных организациях» государственный орган по делам религий был обязан:

· по просьбе религиозных организаций оказывать содействие достижению договоренности с государственными органами;

· оказывать содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями разных вероисповеданий;

· осуществлять регистрацию уставов (положений) религиозных организаций;

· подавать консультативную помощь государственным органам (Администрации Президента, Кабинету Министров, Верховной Раде) и религиозным организациям в применении законодательства;

· осуществлять контакты и координационные связи с соответствующими органами других государств;

· оказывать содействие участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;

· обеспечивать религиоведческую экспертизу при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов.

    Однако в результате проведения административной реформы в 2010 г. Государственный комитет по делам национальностей и религий был упразднен. Его функции по регистрации религиозных организаций были переданы Государственной регистрационной службе Украины. Функции по реализации государственной политики в сферах религии, межнациональных отношений и защиты прав национальных меньшинств Украины перешли в компетенцию Министерства культуры Украины.

       С 16 октября 2012 г. вступили в силу новые поправки к Закону «О свободе совести и религиозных организациях».

    Согласно новой редакции статьи 13 Закона «религиозная организация признается юридическим лицом со дня её государственной регистрации». Это предусматривает обязательное прохождение процедуры госрегистрации в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в органах Государственной регистрационной службы Украины. Однако законодательные изменения не объяснили, в какой последовательности должны проходить регистрацию уставы (положения) религиозных организаций (статья 14 Закона).

    Новая редакция статьи 29 Закона наделила правом осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях Министерство культуры Украины и все другие министерства и государственные службы, агентства, инспекции; органы прокуратуры; местные государственные администрации (областные и районные); местные советы (областные, городские, сельские и поселковые), что вывело контролирующие полномочия за пределы действия законов, отсылая их к подзаконным актам (прежде всего, к указам Президента Украины).

    Изменения в статье 30 Закона закрепили в полномочиях Минкультуры официальное согласование возможности занятия проповеднической или другой канонической деятельностью, выполнения религиозных обрядов иностранными священнослужителями, религиозными проповедниками, наставниками, другими представителями зарубежных религиозных организаций, что создало ещё больше противоречий в нормативном регулировании деятельности в Украине иностранных священников, учителей и т. д.

    Министерство культуры было лишено полномочий:

· по просьбе религиозных организаций способствовать достижению договоренности с государственными органами и подавать необходимую помощь в вопросах, требующих решения этих органов;

· подавать консультативную помощь государственным органам в применении законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

    Законодательные изменения сохранили разрешительный порядок проведения публичных мирных собраний верующими и религиозными организациями (ч. 5 статьи 21 Закона), что прямо противоречит статье 39 Конституции Украины.

    Вместе с тем, главной задачей взаимодействия религиозных организаций с Верховной Радой остается адаптация украинского законодательства к интересам религиозных организаций. В 2008—2010 гг. Представительство УПЦ в Верховной Раде решало задачи: социальной защиты служителей церкви и прав верующих; подготовки законодательной базы миссионерской деятельности церкви в направлениях медицины, социальной помощи, благодетельности. В 2010 г. министр юстиции А. Лавринович отсрочил внедрение ювенальной юстиции, внесены изменения в Налоговый кодекс, важные для православных граждан, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика. Одним из наиболее острых вопросов для верующих в 2012 г. было принятие законопроекта о внедрении биометрических паспортов и Единого госреестра Украины. Представители разных конфессий оценили закон как средство ограничения прав и свобод.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.026 с.)