Функции политической социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политической социологии



И ее категориальный аппарат

 

Политическая социология как наука выполняет функции: познавательную, прогностическую, социального проектирования, социально-технологическую. Политическая социология теснейшим образом связана с другими науками: историей, социальной психологией, политологией, юриспруденцией. Ей свойственны те же функции, что и социологии в целом.

Познавательная функция заключается в теоретическом осмыслении политической действительности на основе раскрытия принципов и закономерностей ее развития, выявления причинно-следственных связей и отношений.

Прогностическая функция состоит в том, что на основе знания закономерностей политического развития, причинно-следственных связей и отношений, политическая социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере политики и управления.

Функция социального проектирования выражает отношение социологии к политической действительности. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей и институтов, но и политических партий и движений.

Социально-технологическая функция политической социологии состоит в том, что на основе научных данных о политической действительности она способна осуществлять управление политическими процессами, активно участвовать в управлении избирательными кампаниями и политическими конфликтами.

Теоретический обзор политической социологии требует дать оценку ее категориального аппарата.

Политическая социология во многом развивает свой категориальный аппарат на основе общей социологии. Таковы понятия: социальное пространство, роль, функция, норма, ценности, социальная структура и стратификация, организация, социализация, поведение.

Политическая социология в ходе развития создала также специфический категориальный аппарат, способствовавший ее самоорганизации и дифференциации (поле политики, политическая система, политическая культура, электорат, электоральное поведение).

Ключевыми понятиями политической социологии выступают такие понятия, как «политика», «власть», «господство», «государство», «политическое участие».

Прежде всего, нужно определить содержание понятия «политика». Множество значений невозможно отразить в единой формулировке. Политика есть деятельность, связанная с принятием и реализацией решений, значимых для общества. Следовательно, политика есть действия людей в сфере власти и властных отношений. Согласно М. Веберу, политика обозначает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3, с. 646]. Политика может иметь различные объекты, на которые направляется политическая деятельность. В этом аспекте понятие «политика» употребляется в смысле управления, следует указание на объект и область действия: например, экономическая политика, социальная политика, демографическая политика, миграционная политика и т. д.

Политика есть творческая человеческая деятельность, она включает в себя свободу выбора субъекта целей и средств ее реализации. Политика обычно отождествляется с оказанием влияния, борьбой за власть, конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений, ценностей и «благ».

Понятие «власть» – одна из базовых категорий. Как любое абстрактное понятие, оно не поддается однозначному определению, а раскрывается через взаимосвязь с другими. Оно занимает в политической социологии центральное место и имеет несколько основных значений:

– власть — это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению» (М. Вебер) [3, с. 646];

– власть есть способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо отказы­вая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и несмотря на неизбежные сопротивления; при этом оба способа воздействия представляют собой негативные санкции (П. Блау);

– «власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии ре­шений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К» (Г. Лассуэлл, А. Каплан);

– власть — это обобщенная способность обеспечивать исполнение связывающих обязательств элементами системы кол­лективной организации, когда обязательства легитимизированы относительно коллективных целей (Т. Парсонс) [цит. по: 6, с. 94–104].

Политическая социология исходит из положения, что власть есть универсальный феномен человеческого общения. В зависимости от того, каковы источники властной воли, ресурсы, привлекаемые для осуществления власти, последствия как предвиденные, так и непредвиденные, властного действия или бездействия, мы имеем возможность рассматривать ее как специфический феномен политики.

Политическая власть – пересекающееся множество с государственной властью. Политическая власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет социальный выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям.

Государственная власть есть особым образом организованная и специализированная политическая власть. Государство представляет собой иерархически организованную систему институтов власти. «Государство, – писал М. Вебер, – есть отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» [3, с. 646]. Господство – это такой порядок взаимодействия людей, при котором одни приказывают, а другие обязаны подчиняться. Отношения господства и подчинения предполагают навязывание воли одними социальными группами другим. Добровольное подчинение господству становится легитимным порядком. Для политической легитимности прежде всего характерно отрицание силы как источника власти, опора на моральный авторитет, право, справедливость, разум. Философ решает вопрос о подлинной или неподлинной легитимности, измеряя их по критериям исторической традиции, справедливости и разума. Социолог же не может высказываться о легитимности самой по себе. Социолог исследует легитимность как состояние массового сознания. Для него нет правильных и неправильных политических порядков, нет подлинной и ложной легитимности.

Нередко в науке рассматриваются политическая сфера (политические отношения) и экономическая сфера (экономические отношения) как непосредственно связанные феномены, игнорируется то, что их опосредует – социальная сфера. Ни экономическая, ни политическая деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками анализа останутся социальные общности с их интересами и механизмами взаимодействия. Изучение социальной детерминированности политических отношений, выявление закономерностей взаимовлияния политической и социальной сфер является ядром политической социологии.

Политическое участие означает возможность для индивидов и социальных групп влиять на политический процесс. Современное общество имеет многочисленные институционализированные и неинституционализированные формы участия, с их помощью группы могут защищать свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим взаимодействия общества и государства, обеспечивающий контроль граждан над государственным аппаратом, может принимать различные формы. Наибольшее распространение получили авторитарная и демократическая политические системы. Самую тесную взаимозависимость между интересами большинства общества и политикой государства отражает демократическая политическая система.

Политическая система представляет собой систему государственных и негосударственных институтов и их взаимодействий, а также норм, правил, обеспечивающих целедостижение в обществе. В политическую систему входят такие институциональные образования, как государство, партии, группы интересов, которые, взаимодействуя в рамках установленных правил и норм, находясь в состоянии конкурентной борьбы за власть и участие в принятии решений, вырабатывают определенную политику, реализация которой, в свою очередь, воздействует на состояние всей социальной системы.

В политической социологии политическая система также рассматривается как социальное пространство, в котором происходят столкновения политических интересов, борьба за власть, статусы, позиции, ресурсы между различными социальными группами. Политическая система имеет динамичный характер, ее функционирование определяет содержание политического процесса, его институциональную основу.

Институты – это «правила игры» в обществе, формирующие взаимодействие между политическими субъектами. Они приводят к возникновению стимулов к обмену ресурсами, будь то обмен политический, социальный или экономический. Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Политические институты воздействуют на выбор акторами стратегии своего поведения или способа, которым они стремятся достичь цели. Институты дают основание определения того, кто является законным (легитимным) актором, регулируют порядок действия акторов.

Политическая деятельность имплицитно включает в себя представление о субъектах политики. Субъекты деятельности обладают способностью понимать, что они делают, в то же время они имеют достаточные ресурсы влияния. Актор политического процесса, по определению Дж. Коулмэна, - такой субъект социального действия, который обладает интересами, ресурсами и стратегиями для достижения своих целей [цит. по: 9, с. 21]. Не каждый участник политического взаимодействия относится к акторам, набирая «достаточный вес» в обществе. Т.И. Заславская предлагает считать акторами трансформации «тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества» [5, с. 6]. Акторы могут проявлять неравную способность к артикуляции своих интересов, к целерациональному поведению и достижению своих целей (т.е., проявлять разные уровни субъектности). Но главное их качество, - то, что акторы реализуются благодаря своим взаимодействиям в политическом процессе.

Акторы могут быть как индивидуальными (лидеры), так и ассоциативными (элиты, группы интересов, партии, институты государственной власти и местного самоуправления). Исходя из идей Т. Парсонса, акторы действуют в соответствии со своими «статусно-ролевыми комплексами» и «коллективными символами» [7, с. 33]. Э. Гофман выделяет такие качества актора, как его предписанные роли и социальные установки, структурированные «ритуалы» действия. Т.И. Заславская уточняет, что акторы, в отличие от иных субъектов политики, участвуют в ней регулярно и сознательно. Они «устойчиво заинтересованы в распространении (или сохранении) определенных социальных практик, осознают свои интересы и действуют в соответствии с ними» [5, с. 6].

Важно деление акторов по уровням их политического влияния. Акторы макроуровня (органы государственной власти, элиты, правящие лидеры) могут влиять на системное преобразование политических институтов. Акторы мезоуровня (партии, группы интересов, СМИ) влияют на отдельные институты политики. Наконец, акторы микроуровня (индивиды, социальные и этнические группы) способны менять отдельные политические практики.

Вторая значимая классификация акторов – деление их на моновластные и конкурентные, что следует из характеристики политического режима. Диспозиция акторов зависит от социокультурного типа общества, от совокупности внешних воздействий на политический процесс, от вида преобладающих взаимоотношений между акторами.

А.Ю. Шутов применяет термин «агент политических изменений» для таких акторов, которые задают вектор политического процесса, обеспечивают его устойчивость, оказывают определяющее влияние на складывание институциональных «правил и рамок игры» [11, с. 25].

Современная политика всё больше становится сферой профессиональной деятельности, основанной на знании, компетентности, ответственности. Это не означает, что граждане должны быть исключены из процесса выработки политики. Наоборот, их большинство должно активно участвовать в политическом процессе с тем, чтобы осуществлять гражданский контроль за деятельностью правящей элиты, чтобы политика соответствовала интересам большинства общества. Политическое развитие общества не может происходить только в силу устремлений или намерений элит. Оно требует активности масс, понимания и поддержки действий, инициированных элитой. Элита не действует произвольно. Она, как правило, выражает господствующие интересы. Элита является неотъемлемой социальной группой любого общества и служит для управления им, реагируя на вызовы современности, мобилизуя массы.

Особое место в системе категорий политической социологии занимает политическая культура. Под культурой обычно понимают совокупность ценностей, установок, верований, ориентаций и убеждений, превалирующих среди членов общества. Взаимодействие культуры и политики является традиционной для социологии проблемой, которая исследована еще в работах М. Вебера, а в политической науке признание политической культуры как важнейшего компонента политики произошло только в 50-х гг. XX в. Политическая культура объясняет взаимодействия индивидов, социальных групп с политической системой в целом, с ее институтами. Тип политической культуры различный в странах и регионах мира. Поэтому одни и те же политические институты могут не только функционировать по-разному в разных обществах, но и выполнять в них различные функции.

Политическая культура может быть фрагментированной, включать в себя несколько субкультур, быть дифференцированной по вертикали и по горизонтали. В любом обществе политическая культура элит отличается от политической культуры масс, хотя и имеет с ней много общего.

Понятие политического процесса важно для социологического познания политики. Оно выражает динамическую характеристику политической системы, последовательность смены ее состояний и стадий развития. Описания политического процесса с позиции системного и структурно-функционального анализа акцентируют внимание на порядке взаимодействия системы и её внешней среды, на алгоритмах выработки и принятия политических решений.

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением. Можно привести и другое определение политического процесса. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

Формы деятельности: политическое участие, конфликты, коалиционные соглашения, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм, лоббизм и т. д. Социологическое исследование предполагает установление определенных показателей и индикаторов, с помощью которых можно измерить состояние и тенденции социальных и политических изменений. Участие индивида в политике предполагает измерение с помощью групп количественных и качественных показателей: форм участия, факторов участия, способов участия.

Формы участия включают в себя показатели: работу в органах и организациях; выборы; референдумы; обращения в органы власти, политических организаций и в средства массовой информации; выступления; массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, сбор подписей, пикетирование и т. д.).

Факторы участия включают в себя: социальный статус, социальную траекторию, квалификацию, образование, политическую принадлежность, опыт политического участия.

Способы участия включают 4 блока переменных:

1) политическая заинтересованность: потребность в политических знаниях и деятельности, интерес к политическим событиям, стремление к личному участию в политической жизни;

2) политическая компетентность: информированность о событиях политики, усвоение политических понятий и норм, способность самостоятельно ориентироваться в политике;

3) политическая активность: включенность в политическую деятельность, участие в политических кампаниях и массовых акциях, в работе партий и организаций, овладение политическими навыками;

4) политическая идентичность: приверженность политическим институтам, партиям, лидерам, ценностям, взглядам.

В понятийный аппарат политической социологии входят такие категории, как «политические процессы», «власть», «политическая стабильность», «политическое взаимодействие», «политический конфликт», «политический кризис», «политическое сознание», «политическое поведение», «политическое движение», «политическая позиция», «лидерство», «группа интересов», «оппозиция», «политический интерес», «политический риск», «политический экстремизм», «политическая культура», «политическое сотрудничество», «электоральное поведение».

Есть понятия, которые разрабатываются преимущественно в политической социологии, и понятия, общие для социологии, юриспруденции, политической науки (например, государственный аппарат, политический процесс, политическая культура и т. п.).

Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается перечисленными понятиями. Он постоянно пополняется новыми категориями и терминами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.025 с.)