Парадигмы русской социологии (конец XIX – середина XX в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигмы русской социологии (конец XIX – середина XX в.)



Русская школа политической социологии (конец XIX – середина XX в.) представлена рядом имен, сопоставимых по значению с классиками западной социологии. Важнейшее значение имели труды М.М. Ковалевского, М.Я. Острогорского, П.А. Сорокина. Знание отечественной политической социологии – необходимое условие формирования научных взглядов на современные российские политические процессы.

Один из виднейших русских социологов – Максим Максимович Ковалевский (1851–1916). В области политической социологии его прежде всего интересовали взаимоотношения общества и государства, сущность государства, современные формы политического устройства, проблемы демократии.

М.М. Ковалевский считал, что государственную власть характеризуют непроизводность, самодавление, самоопределяемость, бесконтрольность. Каждой из стадий общественного развития соответствует свое политическое устройство: родовой стадии – племенное княжество, феодальной – сословная монархия, всесословности – цезаризм, а затем конституционная, парламентская монархия.

М.М. Ковалевский внес вклад в методологические проблемы исследований, разрабатывая историко-сравнительный метод в изучении государственных институтов. Методу произвольных сопоставлений он противопоставляет две разновидности сравнительного метода. Первая, генетическая, разновидность включает сравнительно-исторические исследования «политических систем и народов, которые происходят от одного общего ствола, а следовательно, и способны... вынести из общей родины общие юридические убеждения и институты» [3, c. 41]. Другая, стадиальная, разновидность метода предполагает сравнение институтов и норм, отвечающих одинаковым ступеням общественного развития.

К числу достижений M.M. Ковалевского относится установление функции компаративистики как посредника между теорией и эмпирическими разысканиями. «Значение сравнительного метода вовсе не состоит в открытии новых фактов, а в научном объяснении уже найденных», – настаивал он [3, c. 41].

Созревание политической социологии в России связано с именем М.Я. Острогорского. Моисей Яковлевич Острогорский (1854–1919) исследовал западную демократию с точки зрения механизмов ее функционирования, прежде всего – политических партий. Именно это направление, связывающее воедино философию, право, социологию и политику западных демократий, позволило М.Я. Острогорскому сделать принципиально новый шаг. Он заложил основы политической социологии как самостоятельной научной дисциплины, сформулировав выводы, получившие характер парадигмы.

Это стало возможным благодаря широкому охвату проблемы, изучавшейся в значительной степени путем наблюдений. В ходе поездок в США и Великобританию М.Я. Острогорский изучил механизм функционирования политических систем, особенно – роль политических партий и их лидеров. Его фундаментальный труд «Демократия и политические партии» впервые издан в Париже в 1898 г., переводился для издания в Лондоне и Нью-Йорке. Наряду с М. Вебером и Р. Михельсом, М.Я. Острогорский признан одним из основателей политической социологии, прежде всего такой ее отрасли, как учение о политических партиях.

М.Я. Острогорский показал, что демократия – это, скорее, проблема, чем решение. Демократия для него не статическое состояние общества, а его развитие, выражающееся в непрерывном столкновении противоположных интересов, социальных групп, партий. Последние представляют собой формальные организации, имеющие свои законы возникновения, развития и функционирования. Поэтому понять демократию оказывается возможным лишь путем анализа политического поведения масс и индивидов, а также представляющих их политических институтов за пределами правительственной сферы, т. е. различных общественных организаций или политических партий, борющихся за власть. Эти институты стали возможны в условиях развития демократии, юридического равенства, мобилизации и самоорганизации масс.

Воззрения М.Я. Острогорского стали связующим звеном классических политических доктрин и политической социологии XX в., современной политической науки, на которую он оказал значительное влияние. Теория М.Я. Острогорского, разработанная на западном материале, представляет синтез западной и русской политических традиций. Она явилась попыткой найти ответы на вопросы, которые поставил российский политический процесс начала ХХ в., путем анализа западных партийных систем.

Подход М.Я. Острогорского отличался социологичностью, четкостью постановки проблемы, использованием сравнительно-исторического метода. Хотя автор не был социологом в современном смысле слова, но подошел к существу проблемы гораздо ближе, чем многие более поздние специалисты. Его интересовал вопрос о том, каковы общие характеристики партий в условиях демократии и политического равенства. Вклад М.Я. Острогорского в политическую социологию заключается в попытке создать систематическую теорию партий.

Трансформация социальной системы, имевшая результатом введение политического равенства и всеобщего избирательного права, повлияла на организацию всей политической системы общества и ее компонентов. Возникнув как временные организации, имеющие целью мобилизацию масс для проведения выборов, партии приобрели устойчивый характер, став постоянным и неотъемлемым компонентом политической системы.

Внутрипартийный механизм власти является в работе М.Я. Острогорского самостоятельной, подробно разработанной проблемой. Он раскрывает специфику власти кокуса, делающую его непохожим на других носителей власти. В отличие от традиционных носителей власти, кокус тщательно камуфлирует свое влияние в обществе и партии. Возникнув как специализированный орган, обеспечивающий связь парламентских партий с массами избирателей, кокус со временем становится институтом, ведающим мобилизацией масс в поддержку программы, координацией партийной работы в массах, подбором и назначением функционеров на руководящие должности в местном и центральном аппарате и пропагандой партийной идеологии. Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведение масс.

М.Я. Острогорский критикует засилие кокусов в партиях и предлагает поощрять преобразование партий в массовые общественные движения, намечает правовые технологии реформы.

Переломный этап в формировании русской социологии выражен в работах Питирима Александровича Сорокина (1889–1968). Основываясь на подходах своих наставников – М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого и Е. де Роберти, П.А. Сорокин создал первое системное социологическое учение в России, наметил программу эмпирических исследований по социологии, ее преподавания в высшей школе. Основные труды П.А. Сорокина русского периода (до 1922 г.) – «Система социологии», а также популярный «Общедоступный учебник социологии». Его методологические подходы существенным образом повлияли на понимание предмета науки. Социология является наукой, познающей реальные социальные отношения. Изучая явления, доступные наблюдению, проверке и измерению, она должна быть объективной в аспектах точности и доказательности, свободы от оценочных суждений.

Считая понятия «нация», «класс», «государство» слишком широкими для объяснения действительности, П.А. Сорокин стремился выработать для анализа противоречий и взаимодействий элементов социальной структуры новый понятийный аппарат. Чтобы достичь истины, считал он, социология должна перейти от масс к молекулам. С этих позиций разрабатывалась теория социальной стратификации, социального конфликта и мобильности, социокультурной динамики.

П.А. Сорокин был активным участником революции 1917–1922 гг. в России. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920 г.), «Социология революции» (1925 г.) и др. он создал концепцию революции как типа социальных изменений. Всякая революция, по П.А. Сорокину, имеет причиной подавление базовых инстинктов большинства населения. К ним относятся потребности в пище (голод); потребности в жилище и одежде; инстинкт собственности (бедность одних на фоне благоденствия других); инстинкт самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни); потребность в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии); половой инстинкт; инстинкт самовыражения; потребность в творческой деятельности; потребность в свободе. Такое подавление носит массовый характер и сопровождается бессилием групп поддержания порядка.

П.А. Сорокин полагает, что всякая революция проходит три стадии. Первая очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями реформ. Эта начальная стадия отмечена национальным единством, её правительство гуманно, а его политика нерешительна и часто бессильна. Обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Она искореняет не только обветшалые, но и ещё жизнеспособные институты и ценности общества, уничтожает не только отжившую век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп. Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична. Постепенно революция вступает в третью, конструктивную, фазу, начинает создавать новый порядок. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения интегрируются с старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности.

Революция, как считает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества – краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, росту преступности, разрушению семейных ценностей, эмиграции, массовой гибели людей в результате актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление любой ценой сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

– любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

– каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

– реформы должны проводиться исключительно конституционными методами.

Парадигмы политической социологии XX века:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.007 с.)