Теории и методологии политической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории и методологии политической



КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.В. БАРАНОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Краснодар

2011


Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

А.В. БАРАНОВ

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Краснодар

2011


УДК 32.001:316(075)

ББК 66.0. я73

   Б 241

 

 

Рецензенты:

Доктор политических наук, профессор

О.В. Попова

Доктор политических наук, профессор

А.Г. Большаков

 

 

Баранов, А.В.

Б 241 Политическая социология: учеб. пособие / А.В. Баранов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 410 с. 500 экз.

ISBN 978-5-8209-0758-6

 

Предлагаемое издание содержит материалы дисциплины «Политическая социология», лекционных занятий, а также контрольные вопросы и задания, рекомендуемую литературу, глоссарий.

Адресуется студентам II курса ОДО, обучающимся по направлению «Политология».

 

УДК 32.001:316(075)

ББК 66.0. я73

 

 

ISBN 978-5-8209-0758-6              ÓКубанский государственный

университет, 2011

ÓБаранов А.В., 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                            5

1. ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ                                                                                    9

1.1. Политическая социология как научная дисциплина  9

1.2. Основные методологии политической социологии  29

1.3. Теории среднего уровня и парадигмы политической социологии                                                                                        51

1.4. Методы эмпирических исследований в политической социологии                                                                                    75

2. СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ                                                                         111

2.1. Социальная стратификация как фактор политических процессов                                                                                    111

2.2. Социологический анализ политических институтов 138

2.3. Социология политических элит                                175

2.4. Группы интересов как субъект российской политики216

2.5. Социология политических партий                            242

3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ                                                                            275

3.1. Политические культуры России: социологический анализ                                                                                                275

3.2. Политическое поведение и политическое участие 311

3.3. Политические процессы: социологический анализ 342

3.4. Электоральное поведение в постсоветской России 375

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                 397

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ                          399

ГЛОССАРИЙ                                                                     402

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

КО ВСЕМУ КУРСУ                                                          406


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие «Политическая социология» подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 «Политология» (квалификация (степень) «бакалавр») от 21 декабря 2009 г.

Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра политологии.

Объект дисциплины «Политическая социология» – политическая сфера общества.

Предмет дисциплины включает в себя теории и методологии социологического анализа политики, социальную структуру и политические институты, формы проявлений политической сферы в современном обществе.

Основные изучаемые аспекты – социальная стратификация, политические институты, акторы политики (индивиды, социальные группы, элиты и лидеры, партии и общественные движения), политическая культура, политическое поведение и политический процесс. Центральным в политической социологии является вопрос о социально-групповом распределении, строении и процессуальном выражении власти в современном обществе.

Цель изучения политической социологии – познание феномена и проявлений политической сферы общества, субъектов и форм политического процесса.

Задачи изучения политической социологии таковы:

– создание умений и навыков применения методологий, концепций и понятийного аппарата дисциплины;

– овладение методами социологического анализа политического процесса, в том числе приемами обработки данных социологических исследований для политического анализа, проектированием социологических исследований политических процессов;

– знание сущности, типологии и основных форм субъектности политической сферы общества;

– формирование умений и навыков социологического анализа политического процесса.

В итоге изучения дисциплины предполагается следующий уровень компетенций:

– студенты способны применять методологии, концепции и понятийный аппарат политической социологии для подготовки справочных и аналитических разработок;

– могут и готовы воспринимать и интерпретировать социологическую информацию, применять социологическое знание в профессиональной деятельности;

– владеют методами анализа и интерпретации представлений о политической сфере общества;

– знают субъекты и формы проявления политического процесса, способы классифицировать и анализировать их;

– дают социологическую характеристику политических изменений в современной России.

В преподавании политической социологии осуществляется системный подход к подготовке кадров для образовательных учреждений среднего и высшего образования, органов государственной власти и местного самоуправления, партий и политико-аналитических структур, СМИ.

В связи с наличием учебников по политической социологии (работ Г.П. Артемова, С.М. Елисеева, В.В. Желтова, коллективов под руководством Е.Ю. Мелешкиной, Ж.Т. Тощенко и др.) наше пособие дает общеизвестный теоретический материал сокращенно. Повышенное внимание уделено прикладным аспектам социологии российской политики 1990–2000-х гг., региональной специфике политико-социальных явлений.

По мере исследования политической социологии осваиваются следующие разделы учебной дисциплины:

– политическая социология как научная дисциплина;

– основные методологии, парадигмы и методы политической социологии;

– социальная стратификация как фактор политических процессов;

– социологический анализ политических институтов;

– социология политических элит;

– группы интересов как субъект политики;

– социология политических партий;

– политические культуры современности: социологический анализ;

– политическое поведение и участие, общественные объединения как субъект политики;

– политические процессы: социологический анализ;

– электоральное поведение: социологический аспект.

Структура учебного пособия носит авторский характер. Мы полагаем, что целесообразно начать прикладной анализ политической сферы общества с проблем социальной стратификации. Они, в свою очередь, детерминируют институциональный дизайн общества, характер ресурсов и интересов субъектов политики. Важное значение имеет исследование социокультурного аспекта политики: политической культуры, ее компонентов и проявлений. Таким образом, политическое участие, политические процессы и электоральное поведение рассматриваются как выражение структурации общества, его социокультурной и институциональной подсистем.

Ограниченность объема пособия не позволила рассмотреть такие важные аспекты, как зарубежные политические системы, транснациональные и региональные измерения политической социологии, этническая стратификация как фактор политики, социология политического конфликта. В преподавании политической социологии проводятся межпредметные связи с учебными дисциплинами по направлению «Политология», в том числе: «Политическим анализом и прогнозированием», «Сравнительной политологией», «Политической психологией», «Современной российской политикой», «Политическим менеджментом», «Этнополитологией», «Мировой политикой и международными отношениями».

Политическая социология изучается на отделении политологии Кубанского государственного университета в объеме 52 аудиторных часов, в IV семестре. По дисциплине предусмотрены экзамен и защита курсовой работы. В связи с ограниченностью объема аудиторного времени часть тем дается на самостоятельное изучение с учетом межпредметных связей.

Данное учебное пособие обобщает опыт преподавания дисциплины «Политическая социология» на отделении политологии Кубанского государственного университета с 1995 по 2011 г. В отборе тем и трактовке учебных материалов учтен педагогический опыт автора, а также рекомендации, полученные им во время повышения квалификации в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД РФ (2000 г.) и Государственном университете гуманитарных наук (2008 г.). Благодарю всех коллег, которые высказали замечания и предложения по совершенствованию учебного пособия.


 

СОЦИОЛОГИИ

1.1. Политическая социология как нау чная дисциплина

 

И ее категориальный аппарат

 

Политическая социология как наука выполняет функции: познавательную, прогностическую, социального проектирования, социально-технологическую. Политическая социология теснейшим образом связана с другими науками: историей, социальной психологией, политологией, юриспруденцией. Ей свойственны те же функции, что и социологии в целом.

Познавательная функция заключается в теоретическом осмыслении политической действительности на основе раскрытия принципов и закономерностей ее развития, выявления причинно-следственных связей и отношений.

Прогностическая функция состоит в том, что на основе знания закономерностей политического развития, причинно-следственных связей и отношений, политическая социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере политики и управления.

Функция социального проектирования выражает отношение социологии к политической действительности. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей и институтов, но и политических партий и движений.

Социально-технологическая функция политической социологии состоит в том, что на основе научных данных о политической действительности она способна осуществлять управление политическими процессами, активно участвовать в управлении избирательными кампаниями и политическими конфликтами.

Теоретический обзор политической социологии требует дать оценку ее категориального аппарата.

Политическая социология во многом развивает свой категориальный аппарат на основе общей социологии. Таковы понятия: социальное пространство, роль, функция, норма, ценности, социальная структура и стратификация, организация, социализация, поведение.

Политическая социология в ходе развития создала также специфический категориальный аппарат, способствовавший ее самоорганизации и дифференциации (поле политики, политическая система, политическая культура, электорат, электоральное поведение).

Ключевыми понятиями политической социологии выступают такие понятия, как «политика», «власть», «господство», «государство», «политическое участие».

Прежде всего, нужно определить содержание понятия «политика». Множество значений невозможно отразить в единой формулировке. Политика есть деятельность, связанная с принятием и реализацией решений, значимых для общества. Следовательно, политика есть действия людей в сфере власти и властных отношений. Согласно М. Веберу, политика обозначает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3, с. 646]. Политика может иметь различные объекты, на которые направляется политическая деятельность. В этом аспекте понятие «политика» употребляется в смысле управления, следует указание на объект и область действия: например, экономическая политика, социальная политика, демографическая политика, миграционная политика и т. д.

Политика есть творческая человеческая деятельность, она включает в себя свободу выбора субъекта целей и средств ее реализации. Политика обычно отождествляется с оказанием влияния, борьбой за власть, конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений, ценностей и «благ».

Понятие «власть» – одна из базовых категорий. Как любое абстрактное понятие, оно не поддается однозначному определению, а раскрывается через взаимосвязь с другими. Оно занимает в политической социологии центральное место и имеет несколько основных значений:

– власть — это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению» (М. Вебер) [3, с. 646];

– власть есть способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо отказы­вая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и несмотря на неизбежные сопротивления; при этом оба способа воздействия представляют собой негативные санкции (П. Блау);

– «власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии ре­шений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К» (Г. Лассуэлл, А. Каплан);

– власть — это обобщенная способность обеспечивать исполнение связывающих обязательств элементами системы кол­лективной организации, когда обязательства легитимизированы относительно коллективных целей (Т. Парсонс) [цит. по: 6, с. 94–104].

Политическая социология исходит из положения, что власть есть универсальный феномен человеческого общения. В зависимости от того, каковы источники властной воли, ресурсы, привлекаемые для осуществления власти, последствия как предвиденные, так и непредвиденные, властного действия или бездействия, мы имеем возможность рассматривать ее как специфический феномен политики.

Политическая власть – пересекающееся множество с государственной властью. Политическая власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет социальный выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям.

Государственная власть есть особым образом организованная и специализированная политическая власть. Государство представляет собой иерархически организованную систему институтов власти. «Государство, – писал М. Вебер, – есть отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» [3, с. 646]. Господство – это такой порядок взаимодействия людей, при котором одни приказывают, а другие обязаны подчиняться. Отношения господства и подчинения предполагают навязывание воли одними социальными группами другим. Добровольное подчинение господству становится легитимным порядком. Для политической легитимности прежде всего характерно отрицание силы как источника власти, опора на моральный авторитет, право, справедливость, разум. Философ решает вопрос о подлинной или неподлинной легитимности, измеряя их по критериям исторической традиции, справедливости и разума. Социолог же не может высказываться о легитимности самой по себе. Социолог исследует легитимность как состояние массового сознания. Для него нет правильных и неправильных политических порядков, нет подлинной и ложной легитимности.

Нередко в науке рассматриваются политическая сфера (политические отношения) и экономическая сфера (экономические отношения) как непосредственно связанные феномены, игнорируется то, что их опосредует – социальная сфера. Ни экономическая, ни политическая деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками анализа останутся социальные общности с их интересами и механизмами взаимодействия. Изучение социальной детерминированности политических отношений, выявление закономерностей взаимовлияния политической и социальной сфер является ядром политической социологии.

Политическое участие означает возможность для индивидов и социальных групп влиять на политический процесс. Современное общество имеет многочисленные институционализированные и неинституционализированные формы участия, с их помощью группы могут защищать свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим взаимодействия общества и государства, обеспечивающий контроль граждан над государственным аппаратом, может принимать различные формы. Наибольшее распространение получили авторитарная и демократическая политические системы. Самую тесную взаимозависимость между интересами большинства общества и политикой государства отражает демократическая политическая система.

Политическая система представляет собой систему государственных и негосударственных институтов и их взаимодействий, а также норм, правил, обеспечивающих целедостижение в обществе. В политическую систему входят такие институциональные образования, как государство, партии, группы интересов, которые, взаимодействуя в рамках установленных правил и норм, находясь в состоянии конкурентной борьбы за власть и участие в принятии решений, вырабатывают определенную политику, реализация которой, в свою очередь, воздействует на состояние всей социальной системы.

В политической социологии политическая система также рассматривается как социальное пространство, в котором происходят столкновения политических интересов, борьба за власть, статусы, позиции, ресурсы между различными социальными группами. Политическая система имеет динамичный характер, ее функционирование определяет содержание политического процесса, его институциональную основу.

Институты – это «правила игры» в обществе, формирующие взаимодействие между политическими субъектами. Они приводят к возникновению стимулов к обмену ресурсами, будь то обмен политический, социальный или экономический. Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Политические институты воздействуют на выбор акторами стратегии своего поведения или способа, которым они стремятся достичь цели. Институты дают основание определения того, кто является законным (легитимным) актором, регулируют порядок действия акторов.

Политическая деятельность имплицитно включает в себя представление о субъектах политики. Субъекты деятельности обладают способностью понимать, что они делают, в то же время они имеют достаточные ресурсы влияния. Актор политического процесса, по определению Дж. Коулмэна, - такой субъект социального действия, который обладает интересами, ресурсами и стратегиями для достижения своих целей [цит. по: 9, с. 21]. Не каждый участник политического взаимодействия относится к акторам, набирая «достаточный вес» в обществе. Т.И. Заславская предлагает считать акторами трансформации «тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества» [5, с. 6]. Акторы могут проявлять неравную способность к артикуляции своих интересов, к целерациональному поведению и достижению своих целей (т.е., проявлять разные уровни субъектности). Но главное их качество, - то, что акторы реализуются благодаря своим взаимодействиям в политическом процессе.

Акторы могут быть как индивидуальными (лидеры), так и ассоциативными (элиты, группы интересов, партии, институты государственной власти и местного самоуправления). Исходя из идей Т. Парсонса, акторы действуют в соответствии со своими «статусно-ролевыми комплексами» и «коллективными символами» [7, с. 33]. Э. Гофман выделяет такие качества актора, как его предписанные роли и социальные установки, структурированные «ритуалы» действия. Т.И. Заславская уточняет, что акторы, в отличие от иных субъектов политики, участвуют в ней регулярно и сознательно. Они «устойчиво заинтересованы в распространении (или сохранении) определенных социальных практик, осознают свои интересы и действуют в соответствии с ними» [5, с. 6].

Важно деление акторов по уровням их политического влияния. Акторы макроуровня (органы государственной власти, элиты, правящие лидеры) могут влиять на системное преобразование политических институтов. Акторы мезоуровня (партии, группы интересов, СМИ) влияют на отдельные институты политики. Наконец, акторы микроуровня (индивиды, социальные и этнические группы) способны менять отдельные политические практики.

Вторая значимая классификация акторов – деление их на моновластные и конкурентные, что следует из характеристики политического режима. Диспозиция акторов зависит от социокультурного типа общества, от совокупности внешних воздействий на политический процесс, от вида преобладающих взаимоотношений между акторами.

А.Ю. Шутов применяет термин «агент политических изменений» для таких акторов, которые задают вектор политического процесса, обеспечивают его устойчивость, оказывают определяющее влияние на складывание институциональных «правил и рамок игры» [11, с. 25].

Современная политика всё больше становится сферой профессиональной деятельности, основанной на знании, компетентности, ответственности. Это не означает, что граждане должны быть исключены из процесса выработки политики. Наоборот, их большинство должно активно участвовать в политическом процессе с тем, чтобы осуществлять гражданский контроль за деятельностью правящей элиты, чтобы политика соответствовала интересам большинства общества. Политическое развитие общества не может происходить только в силу устремлений или намерений элит. Оно требует активности масс, понимания и поддержки действий, инициированных элитой. Элита не действует произвольно. Она, как правило, выражает господствующие интересы. Элита является неотъемлемой социальной группой любого общества и служит для управления им, реагируя на вызовы современности, мобилизуя массы.

Особое место в системе категорий политической социологии занимает политическая культура. Под культурой обычно понимают совокупность ценностей, установок, верований, ориентаций и убеждений, превалирующих среди членов общества. Взаимодействие культуры и политики является традиционной для социологии проблемой, которая исследована еще в работах М. Вебера, а в политической науке признание политической культуры как важнейшего компонента политики произошло только в 50-х гг. XX в. Политическая культура объясняет взаимодействия индивидов, социальных групп с политической системой в целом, с ее институтами. Тип политической культуры различный в странах и регионах мира. Поэтому одни и те же политические институты могут не только функционировать по-разному в разных обществах, но и выполнять в них различные функции.

Политическая культура может быть фрагментированной, включать в себя несколько субкультур, быть дифференцированной по вертикали и по горизонтали. В любом обществе политическая культура элит отличается от политической культуры масс, хотя и имеет с ней много общего.

Понятие политического процесса важно для социологического познания политики. Оно выражает динамическую характеристику политической системы, последовательность смены ее состояний и стадий развития. Описания политического процесса с позиции системного и структурно-функционального анализа акцентируют внимание на порядке взаимодействия системы и её внешней среды, на алгоритмах выработки и принятия политических решений.

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением. Можно привести и другое определение политического процесса. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

Формы деятельности: политическое участие, конфликты, коалиционные соглашения, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм, лоббизм и т. д. Социологическое исследование предполагает установление определенных показателей и индикаторов, с помощью которых можно измерить состояние и тенденции социальных и политических изменений. Участие индивида в политике предполагает измерение с помощью групп количественных и качественных показателей: форм участия, факторов участия, способов участия.

Формы участия включают в себя показатели: работу в органах и организациях; выборы; референдумы; обращения в органы власти, политических организаций и в средства массовой информации; выступления; массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, сбор подписей, пикетирование и т. д.).

Факторы участия включают в себя: социальный статус, социальную траекторию, квалификацию, образование, политическую принадлежность, опыт политического участия.

Способы участия включают 4 блока переменных:

1) политическая заинтересованность: потребность в политических знаниях и деятельности, интерес к политическим событиям, стремление к личному участию в политической жизни;

2) политическая компетентность: информированность о событиях политики, усвоение политических понятий и норм, способность самостоятельно ориентироваться в политике;

3) политическая активность: включенность в политическую деятельность, участие в политических кампаниях и массовых акциях, в работе партий и организаций, овладение политическими навыками;

4) политическая идентичность: приверженность политическим институтам, партиям, лидерам, ценностям, взглядам.

В понятийный аппарат политической социологии входят такие категории, как «политические процессы», «власть», «политическая стабильность», «политическое взаимодействие», «политический конфликт», «политический кризис», «политическое сознание», «политическое поведение», «политическое движение», «политическая позиция», «лидерство», «группа интересов», «оппозиция», «политический интерес», «политический риск», «политический экстремизм», «политическая культура», «политическое сотрудничество», «электоральное поведение».

Есть понятия, которые разрабатываются преимущественно в политической социологии, и понятия, общие для социологии, юриспруденции, политической науки (например, государственный аппарат, политический процесс, политическая культура и т. п.).

Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается перечисленными понятиями. Он постоянно пополняется новыми категориями и терминами.

 

Библиографический список

1. Артемов Г.П. Политическая социология: курс лекций. СПб., 2000.

2. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Елисеев С.М. Политическая социология: учеб. пособие. СПб., 2007.

5. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? М., 2001.

6. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. URL: http://rus-lib.ru/book/27/69/69-2/152-163.html

7. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

8. Политическая социология / отв. ред. В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. М., 2000.

9. Россия регионов: трансформация политических режимов / под общ. ред. В.Я. Гельмана, С.И. Рыженкова, М. Бри. М., 2000.

 

10. Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965.

11. Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994.

 

Основные методологии

Политической социологии

 

Детерминистские методологии

Социологии

 

Общим для вариантов функционализма является пре­имущественная ориентация на изучение объективных, внешних факторов социального действия и недооценка роли субъективных, внутренних факторов, обусловленных активностью людей.

Изучению этих факторов посвящены работы конструктивистского направления, к которому относятся структурализм, символический интеракционизм и феноменология.

Структурализм сложился под влиянием учения Э. Дюркгейма о социальных фактах как типах мышления и разработок лингвиста Ф. де Соссюра, обратившего внимание на то, что значение слов обусловлено внутренними структурами языка, а не объектами, к которым слова относятся. Кроме того, он обнаружил, что люди для создания значений в общении используют не только устную и письменную речь, но и нелингвистические знаковые средства (запрещающие, разрешающие, предупреждающие и направляющие знаки на дорогах, в учреждениях). Такой подход позволял интерпретировать всю культуру как систему правил (структур), регулирующих взаимодействие людей.

Основным разработчиком структурализма стал французский антрополог Клод Леви-Стросс (1908–2009), который применил его к изучению первобытных народов. Он полагал, что в основе социального действия лежит «коллективное бессознательное», формирующее устойчивые структуры общения: традиции, ритуалы, речь. Структурализм, в отличие от бихевиоризма и функционализма, раскрыл роль внутренних факторов социального действия и показал, что оно детерминировано не столько средой и институтами, сколько системой передаваемых от поколения к поколению символических структур. Эта методология выделяет в качестве самостоятельного элемента социального действия обыденные схемы восприятия и оценки окружающей действительности, которые складываются в ходе исторического развития. Значительная часть событий и поступков регулируется «неосознаваемыми схемами классификации», действующими в автоматическом режиме. Они не являются объектом рефлексии (размышления) и не осознаются людьми. Но они в неявной форме присутствуют в речевой коммуникации (дискурсе). Их нельзя обнаружить с помощью «лобовых» вопросов о жизни людей.

Например, непродуктивно напрямую спрашивать, как респонденты оценивают свои политические взгляды по шкале «социалистические – либеральные – консервативные». Значительная часть населения не только не имеет представления, чем отличаются данные системы взглядов, но и не задумывается об этом. Вместе с тем, в политической жизни индивиды распределяются по идейным позициям. Необходимость выбирать из списка кандидатов в депутаты вынуждает электорат классифицировать претендентов по определенным основаниям. Для изучения классификаций следует выявить в реальной политической коммуникации наиболее распространенные варианты кратких обыденных суждений (лозунгов), культивируемых существующими политическими партиями, предложить людям отобрать те суждения, с которыми они в наибольшей степени согласны или не согласны.

Таким образом, мы можем стимулировать проявление бессознательных компонентов политической культуры. Подобный подход особенно эффективен в условиях политической трансформации и нестабильности. Он основан на допущении, что восприятие явлений политической жизни людьми всегда подчинено безотчетным групповым стандартам и последние можно реконструировать в процессе исследования. Важно учитывать принудительный характер стандартов, непроизвольность их воздействия на людей. Структуралистский подход наиболее приемлем при исследовании спонтанных компонентов политической коммуникации и культуры, но он не позволяет изучать влияние рационального выбора и осознанной личной позиции индивидов на характер их политического поведения.

Символический интеракционизм, в отличие от структурализма, акцентирует внимание на осознаваемых людьми (понятных) элементах их социального действия. Основной вклад в разработку этой методологии внес Джордж Мид (1863–1931). Как и Леви-Стросс, объектом исследований Дж. Мид сделал язык, но интересовался не бессознательными, а осмысленными структурами, обеспечивающими взаимопонимание и координацию поведения индивидов. Дж. Мид полагал, что всякое взаимодействие людей включает обмен символами – условными обозначениями предметов и явлений. Символический характер взаимодействия способствует развитию самосознания участвующих в нем индивидов. Это делает индивидов личностями, понимающими значение собственных и чужих поступков, осмысленно выполняющими социальные роли. Только в процессе осмысленного общения с другими людьми человек становится самостоятельным участником социального действия. Благодаря такому общению в социальное действие вносится личностный фактор, придающий действию целевую или ценностную ориентацию. В ходе осознанного взаимодействия люди постоянно осмысливают и переосмысливают социальные ситуации, устанавливают и пересматривают нормы своего поведения, создают и изменяют свои представления и социальные институты. Такие преднамеренные (мотивированные) поступки людей образуют самостоятельный фактор социального действия, имеющий не меньшее значение, чем условия их жизни, система социальных институтов и бессознательные структуры повседневного мышления. Основные положения методологии символического интеракционизма: любое человеческое действие осуществляется на основе смысла, который вкладывают в него люди; этот смысл возникает только в их общении; объяснение смысла возможно только на основе сходного его понимания.

Символический интеракционизм имеет большое значение для изучения структуры и динамики межличностного взаимодействия. Он позволяет посредством анализа присутствующей в структуре языка саморефлексии участников социального действия реконструировать мотивы, которыми они руководствуются, их ориентации на цели и образцы поведения. На этой основе можно выявлять механизмы действия, которые помогают людям создавать и изменять порядок своей жизни и самих себя. Эти осознанные стремления (наряду с экономическими условиями, институтами и нормами) в значительной степени определяют характер, направление и результаты социального действия. Для выявления стремлений социолог должен стать участником повседневного символического взаимодействия изучаемых людей. Только так можно понять «процесс интерпретации, при помощи которого люди конструируют свои действия». Интеракционистская методология предполагает использование методов, с помощью которых социологи могут выявлять рациональные основания поведения людей.

Феноменологическая методология акцентирует внимание на изучении процедур, используемых людьми в ходе по­вседневного конструирования социального мира. Этот подход упраздняет противопоставление бессознательных и осознанных аспектов социального действия. Он обращает внимание на технологию действия, включающую оба эти аспекта. В процессе восприятия, осмысления и оценивания явлений социального мира люди создают конструкции первого порядка (на уровне обыденного знания), образующие основу для разработки социологами конструкций второго порядка (на уровне научного знания). Социология должна сосредоточиться на анализе рутинных процедур, посредством которых индивиды в социальном мире интерпретируют и конструируют явления, факты, события. Воспроизводство конструкций первого порядка (стереотипов обыденного сознания и поведения людей) становится возможным благодаря выяснению их значения для повседневной жизни, поскольку их существование имеет фундамент в жизни индивидов.

По мнению сторонников феноменологическо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.071 с.)