Тема 2. Становление и развитие культурологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Становление и развитие культурологического знания



 

Впервые понятие культура было употреблено по отношению к обработке земли (III–II вв. до н.э., трактат Катона “De agri cultura”). Позднее термин культура использовал Цицерон, говоря о возделывании души – cultura animi (“Тускуланские беседы”, I–II в. до н.э.).

Средневековые представления о культуре обусловливались христианскими догматическими представлениями и связывались с религиозной традицией и культом. Смысл культуры связывался с духовным совершенствованием человека, с его способностью раскрыть свой потенциал любви к Богу через верное служение ему.

В эпоху Возрождения наблюдалось возвращение к античному идеалу гармоничной личности, свободной от идеалов аскетизма и церковной догматики.

В период Нового времени культура впервые стала предметом самостоятельного теоретического осмысления. Истоки специальной теоретической разработки проблем культуры связаны с философским наследием итальянского ученого XVII–XVIII вв. Дж. Вико. В его работе “Основания новой науки об общей природе наций” представлена попытка периодизации историко-культурного развития человечества.

В эпоху Просвещения наметилась тенденция к целостному восприятию культуры. Основополагающим принципом немецкой классической философии была возможность целостного постижения социокультурной действительности рациональным путем (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель). Во второй половине XIX в. развивается философия жизни – неклассическое направление в европейской философии, отстаивавшее идею невозможности постижения культуры как подлинной реальности исключительно рациональными или эмпирическими методами.

С конца XIX в. культурологические исследования активно осуществлялись в рамках западной антропологической науки, выработавшей множество методологических подходов к изучению культуры и давшей изобильный материал для изучения культурных традиций народов мира.

С начала ХХ в. появляются психоаналитические интерпретации культуры, классическим представителем которых был З. Фрейд. Сущность психоанализа З. Фрейда заключается в изучении роли бессознательных импульсов, являющихся первичными в поведении человека. В концепции К.Г. Юнга, основоположника аналитической психологии, главное внимание придавалось изучению коллективного бессознательного, которое функционирует в психике наряду с индивидуальным бессознательным.

Создателем игровой концепции культуры является нидерландский ученый Й. Хёйзинга, автор сочинения “Homo ludens” (“Человек играющий”). Согласно его теории, все сферы культуры изначально возникают в форме игры, т.е. разыгрываются, а по мере их развития игровое начало постепенно, уходя на второстепенный план, растворяется и кристаллизируется в пространстве языка, мифа, религии, искусства, поэзии, науки, философии, правосудия, политики, спорта, превращающихся в горизонт большой игры.

Структурализм рассматривает любое социокультурное явление в качестве целостного образования, обладающего собственной структурой. Структура охватывает способ упорядочения отдельных элементов системы, находящихся между собой в устойчивых отношениях и реализующихся в культурных текстах (К. Леви-Строс).

Постструктурализм – обобщенное название альтернативных структурализму философских подходов к осмыслению феноменов культуры, развивающихся с начала 1970-х гг. Главным предметом внимания стала не внутренняя структура, а контекстуальная сторона текста, т.е. всё выходящее за пределы упорядоченной системы и структурного осмысления (Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делёз).

Герменевтический подход в культурологии охватывает методологию истолкования и понимания культурных текстов. Герменевтика предполагает постижение смыслов культурных явлений с помощью перевода их на свой язык, учитывая историко-культурную и этнонациональную специфику.

Тема 3. Морфология культуры

Морфология культуры – это структурно-функциональная организация культуры. В качестве структурных компонентов культуры выступают вполне самостоятельные и взаимосвязанные сферы культуры и социальные институты, находящиеся между собой в функциональных отношениях: язык, коммуникация, искусство, фольклор, мифология, религия, коммуникация, наука, техника, отрасли хозяйства, медицина, образование, мораль, право, политика и др.

В зависимости от целей жизнедеятельности человека различают материальную и духовную культуру, несмотря на их органическую связь.

Пространство культуры включает многообразие культурных форм и артефактов, являющихся органическими элементами структурной организации культуры. В качестве культурных форм могут выступать предметы материального производства, продукты духовного творчества, коммуникативные и поведенческие акты.

Все культурные формы воплощаются во множестве артефактов, которые продолжают жизнь культурных форм и способствуют их возобновлению и популяризации. К артефактам относят разные модификации, интерпретации и индивидуальное восприятие культурных форм, а также растиражированнную продукцию.

В качестве неотъемлемого компонента культуры выступают ценности, отражающие представления людей о приоритетах и значимых измерениях культуры.

Составную часть содержания культурной системы образуют культурные универсалии, охватывающие совокупность общих понятий, отвлеченных категорий, мировоззренческих моделей, стереотипов сознания и поведения, конкретных культурных форм, которые имеют типичный характер и присущи всем историческим, социальным и локальным типам культуры, не зависимо ни от времени, ни от пространства существования.

К универсалиям относятся: социальная иерархия, орудия труда, кулинария, возрастное деление, образование, медицина, вера, мудрость, язык и коммуникативные средства, имена, календарь, юмор, игры, спорт, состязания, танцы, гигиена, религиозные культы и ритуалы, запреты и ограничения, товарно-денежные отношения и т.д.

Семиотический подход представляет культуру как совокупность знаковых систем и предполагает ее символическую интерпретацию. С семиотических позиций все культурные формы, явления и процессы обладают информативной сущностью и рассматриваются в качестве культурных текстов, в процессе декодирования которых социально значимые смыслы, зашифрованные в виде разнообразных кодов и паролей, становятся доступными для понимания. Культура понимается как способ опредмечивания, фиксации и рефлексии социального и исторического опыта в виде разнообразных вербальных и невербальных культурных текстов.

 

Тема 4. Функции культуры

Функции культуры выражают ее социальное предназначение. Функционирование культуры связано с процессами производства, воспроизводства, распространения и сохранения продуктов творческой деятельности.

Адаптационная функция культуры позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде. Преобразуя мир природы в соответствии со своими биологическими, материальными и духовными потребностями, люди обеспечивают полноценную жизнедеятельность.

Функция социализации и инкультурации выражается в непрерывной адаптации человека к условиям социальной системы и овладении личностью культурной компетентностью.

Компенсаторная (рекреативная) функция культуры обеспечивает человеку возможность для релаксации, отдыха от повседневных проблем, помогает отвлечься от привычной деятельности, снять напряжение, возобновить жизненные силы. Компенсаторную роль выполняют праздники, развлечения, игры, спорт, туризм, искусство, религия.

Аккумулятивная функция связана с процессом накопления и сохранения социального опыта в виде знаний, идей, представлений, разнообразных семиотических моделей, отраженных в конкретных и отвлеченных понятиях. В других вариантах классификации эта функция именуется познавательной, или гносеологической. Все сферы культуры имеют прямое отношение к производству определенного типа знаний (рациональных, научных, иррациональных, эзотерических, художественных, или образных).

Информационно-коммуникативная функция имеет отношение к трансляции результатов познания мира и человека. Трансляция информации может осуществляться как между разными культурными эпохами (по вертикали), так и между разными социальными системами, структурами и группами в одном временном пространстве (по горизонтали).

Нормативно-регулятивная функция культуры заключается в реализации упорядочивающей и регулирующей сущности нормы.

Нормы отождествляются со стандартами социокультурной деятельности, системой разрешений и запретов на совершение определенных действий. Они функционируют в разных сферах культуры и жизнедеятельности человека и предназначены для обеспечения стабильности, предотвращения субъективной и свободной интерпретации обстоятельств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.006 с.)