Информационно-методическая часть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-методическая часть



Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Культурология»

В овладении знаниями учебной дисциплины важным этапом является самостоятельная работа студентов. Рекомендуется бюджет времени для самостоятельной работы в среднем 2-2,5 часа на 2-х часовое аудиторное занятие.

Основными направлениями самостоятельной работы студента являются:

· первоначально подробное ознакомление с программой учебной дисциплины;

· ознакомление со списком рекомендуемой литературы по дисциплине в целом и ее разделам, наличие ее в библиотеке и других доступных источниках, изучение необходимой литературы по теме, подбор дополнительной литературы;

· изучение и расширение лекционного материала преподавателя за счет специальной литературы, консультаций;

· подготовка к практическим занятиям по специально разработанным планам с изучением основной и дополнительной литературы;

· подготовка к выполнению диагностических форм контроля (тестирование, контрольные работы, устные опросы и т.п.);

· подготовка к зачету, экзамену.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие / под общ. ред. И.Е. Ширшова. 2-е изд., исправ. и перераб. - Минск, 2010.

2. Павильч, А.А. Основы культурологического знания: пособие для студ. лингв. спец. вузов / А.А. Павильч. – Минск, 2008.

3. Ширшов, И.Е. Культурология: теория и история культуры: сокращенный курс лекций / И.Е. Ширшов, С.Н. Мизякина. – Минск, 2014.

 

Дополнительная

 

4. Айсина, Ф.О. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф.О. Айсина. – М., 2013.

5. Багновская, Н.М. Культурология: учебник /Н.М. Багновская. – М., 2016.

6. Борзова, Е.П. История мировой культуры: учеб. пособие / Е.П. Борзова. – СПб., 2001.

7. Кармин, А.С. Культурология: учеб. пособие / А.С. Кармин. – СПб., 2008.

8. Кравченко, А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. – М., 2015.

9. Культурология. XX век: энциклопедия / Т. 1–2. – СПб., 1998.

10. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

11. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – М., 2003.

12. Культурология: учеб. пособие / под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2007.

13. Маркова, А.Н. Культурология: учеб. пособие / А.Н. Маркова. – М., 2013.

14. Павильч, А.А. Сравнительная культурология: пособие А.А Павильч. – Минск, 2015.

15. Попова, Т.В. Культурология: учеб. пособие / Т.В. Попова. – М., 2015.

16. Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие. / Ч. 1–2. / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М. 2015.

17. Шендрик, А.И. Теория культуры: учеб. пособие / А.И. Шендрик. – М., 2002.

 

ПРОТОКОЛ

согласования учебной программы по изучаемой дисциплине

с другими дисциплинами специальности

Название дисциплины, с которой требуется согласование   Название кафедры Предложения об изменениях в содержании программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
1 2 3 4
Философия Кафедра философии    
Этика Кафедра философии    

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ УВО

на _____/_____ учебный год

 

№ п/п Дополнения и изменения Основание
       

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

педагогики и психологии (протокол № ____ от ________ 20___ г.)

 

Заведующий кафедрой

_____________________          ___________________           ______________

Ученая степень, ученое звание               И.О. Фамилия                        подпись           

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИСГО

_____________________         ___________________             ______________

Ученая степень, ученое звание                                      И.О. Фамилия                                                 подпись

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

В основу сокращенного курса лекций положено издание Павильч, А.А. Основы культурологического знания: пособие для студентов лингвистических специальностей гуманитарных вузов / А.А. Павильч. – Минск: МГЛУ, 2008. – 236 с.

Содержание

 

Тема 1. Дисциплинарный статус культурологии. Культура и цивилизация.

 

Тема 2. Становление и развитие культурологического знания.

 

Тема 3. Морфология культуры.

 

Тема 4. Функции культуры.

 

Тема 5. Закономерности социокультурной динамики.

 

Тема 6. Типология культуры.

 

Тема 7. Генезис культуры. Культура архаического общества.

 

Тема 8. Древние цивилизации мира.

 

Тема 9. Античная культура.

 

Тема 10. Европейская средневековая культура.

 

Тема 11. Культура эпохи Возрождения.

 

Тема 12. Европейская культура Нового времени.

 

Тема 13. Западная культура ХIХ в.

 

Тема 14. Динамика культуры восточных славян.

 

Тема 15.Культура ХХ в.

 

Тема 16. Культура современного информационного общества.

 

Тема 1. Дисциплинарный статус культурологии. Культура и цивилизация

Культурологическое знание отличается междисциплинарным характером, поскольку формируется благодаря преемственной связи со многими смежными гуманитарными отраслями, которые предоставляют свой фактический материал, понятийно-категориальный аппарат и методологию исследования. Культурология опирается на философское знание, исследовательские традиции искусствоведения, фольклористики, мифологии, литературоведения, этнографии, музееведения и акцентирует внимание на развитии отдельных сфер и форм культуры.

Активное распространение термина культурология (англ. culturology) связывают с именем американского исследователя Л. Уайта, который первым в начале ХХ в. поднял вопрос о целесообразности специальной науки о культуре. В западной научной традиции термин культурология не получил достаточного распространения, поскольку в США и Европе с середины XIX в. проблемы культуры широко исследовались в рамках антропологической научной школы. Культурологическое знание имеет очень сложную отраслевую иерархию, в которой можно выделить два основных направления – фундаментальное и прикладное.

Понятие культура определяется многоаспектностью и полисемантичностью своего содержания. Среди наиболее распространенных значений выделяют следующие:

§ культура как способ существования человека и общества, отличающийся способностью к сознательному, творческому преобразованию окружающего мира;

§ совокупность достижений человечества в разных сферах производственной, социальной, интеллектуальной, творческой деятельности;

§ уровень развития определенной сферы жизни человека и общества, особенности организации отраслей хозяйственной и творческой деятельности, качественная характеристика социальных и индивидуальных явлений;

§ результат образования и воспитания, компетентность, степень развития и организации поведения, мыслительных и рефлексивных способностей человека;

§ выращивание растений, результат выращивания.

Первоначальным, исконным значением слова культура (лат. cultura) является его отождествление с обработкой земли и культивированием растений. Понятие культуры этимологически восходит к латинскому глаголу colere ‘обрабатывать, возделывать, разводить, обитать, заботиться, деятельно осуществлять, почитать, уважать’.

Происхождение понятия цивилизация относится к временам римской античности и восходит к лат. civilis ‘гражданский, политический, государственный, вежливый, учтивый’ (лат. civis ‘гражданин’). Определение civilis обозначало включенность человека в общественную жизнь и характеризовало жизнедеятельность и поведение человека, который соблюдал общепринятые нормы и был достойным статуса гражданина империи.

Впервые термин цивилизация в современном понимании появился в научном обороте в эпоху Просвещения и отождествлялся со стадией прогресса в социокультурном развитии, противоположной варварству и невежеству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.012 с.)