Виды группировок, группированные признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды группировок, группированные признаки



 

Выделяют несколько видов группировок, применение кото­рых обусловлено характером единиц совокупности:

• типологическая группировка — подразделяет единицы в зависимости от их типа. Применяется, как правило, для группировок по атрибутивным (качественным) признакам. Отрицательной стороной является подверженность субъективным взглядам исследователя при отнесении единиц к различным типам явления;

• структурная группировка — характеризует структуру изучаемой совокупности, т.е. отвечает на вопросы: какие части можно выделить в объекте наблюдения, и каково соотношение между ними (или какой удельный вес в целом имеет каждая часть). Как правило, осуществляется по одному признаку;

• аналитическая группировка — характеризует степень влияния одного фактора объекта на другой. Причем влияющий фактор называют признак-фактор, а параметр, подверженный влиянию, — признак-результат.

Иногда учитывается несколько признаков-факторов, тогда такая группировка называется многомерной (многофакторной).

Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группи­ровкой. При этом группировочные признаки принято распола­гать, начиная с атрибутивного (качественного), в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей. Применение комбинированных группировок обусловлено много­образием экополитических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Примером комбинированной группиров­ки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

Особенностью аналитических группировок является тот факт, что группировка считается выполненной после применения эле­ментов корреляционно-регрессионного анализа, т.е. после коли­чественного определения меры зависимости между факторами.

Наиболее сложный вопрос теории группировок — выбор груп-пировочного признака.

Социально-экономические явления отличаются большим многообразием форм своего развития, и поэтому при группировке встает вопрос о выборе того признака, который адекватен цели исследования и характеру исходной информации. Определяющи­ми являются признаки, наиболее полно и точно характеризую­щие изучаемый объект, позволяющие выбрать его типичные чер­ты и свойства.

+ Группированные признаки (или основание группировки) — это признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы. Так, при группировке на­селения по месту проживания выделяются две группы: город­ское и сельское население. Число возможных групп статисти­ческих данных может быть ограничено соответствующими при­знаками (атрибутами) такими как пол, возраст, образование, клас­совая принадлежность и т.п. Однако группировки могут форми­роваться по множеству других признаков и не только в статике на определенную дату, но и в динамике, т.е. на протяжении ка­ких-то лет, взятых в определенном интервале.

Поскольку единицы совокупностей подвергаемых группи­ровке, обладают многими признаками, то группы могут быть об­разованы по одному или нескольким признакам, взятым в опре­деленной комбинации. Группировки по одному признаку назы­ваются простыми, группировки по двум и более признакам, взя­тым в сочетании с другим, называется комбинационными. При­мером комбинационных группировок может быть таблица чис­ленности городского и сельского населения в нашей стране по данным переписи 1970 г. Указанные в таблице группировки на­селения по признаку «городское и сельское население» не только представлены в динамике, т.е. в процессе исторического разви­тия страны с 1913 по 1970 г., но и раскрывают этот процесс в абсолютных и относительных числах.

+ По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными (качественными) и количественными (числен­ными). При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых вы­ражаются только целыми числами (число комнат в квартире, и т.д.), и интервальными (непрерывными), принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обраще­ния).

+ Вопрос о числе групп и границах интервала для каждого вида группировок должен решаться по-разному, исходя из целей ис­следования, значения изучаемого признака, объема коммерчес­кой деятельности и т.д.

Количество групп во многом зависит от того, какой при­знак служит основанием группировки. Так, нередко атрибутив­ные группировочные признаки предопределяют число групп. По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному при­знаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне.

+ Различают открытые и закрытые интервалы.

Открытые интервалы имеют какую-нибудь одну обозна­ченную границу в первой и последней интервальной группе, а замкнутые — и верхнюю и нижнюю границы интервала.

Интервалы групп устанавливаются только при значитель­ной колеблемости дискретного признака и при непрерывно изме­няющемся количественном признаке (величина зарплаты).

Величина интервала — это разность между максималь­ными и минимальными значениями признака в каждой группе. Эту величину можно определить и как разность между верхни­ми или нижними границами значений признака в смежных груп­пах.

Интервалы бывают равные (построение замкнутых интер­валов) и неравные (построение открытых интервалов).

+ Величину интервала можно определить по формуле

где i — величина интервала,

X мак и X мин — максимальное и минимальное значение признака в совокупности,

п — число групп.

Обычно число групп предопределяется самим дискретным признаком. В противном случае величину интервала определяют по формуле Стерджесса:

где N — численность всей совокупности.

По знаменателю данного выражения можно определить чис­ло групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.009 с.)