Закон композиции и пропорциональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон композиции и пропорциональности



       Любой вид деятельности человека связан с использованием каких-либо ресурсов — компьютера, автомашины, одежды и т.д. Каждый набор ресурсов должен быть достаточно полным для успешного проведения той или иной работы. Например, автослесарь должен иметь хорошую физическую силу, знания и навыки по ремонту, набор необходимых инструментов, запасных частей. Если каких-то ресурсов не хватает, то и имеющиеся не будут использоваться, то есть станут лишними. Увеличение количества одних ресурсов не может полностью компенсировать недостаток других. Например, большое количество инструментов не компенсирует отсутствия запасных частей. Любой человек стремится для осуществления своей деятельности иметь необходимые ресурсы (композицию) в такой пропорции, которая обеспечила бы ему удобство и оперативность в работе. Таким образом, композиция и пропорциональность - это естественный процесс в жизни человека. В природе также происходят процессы, при которых все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается или появляется, достигая некоторой временной наилучшей композиции. Внутри этой композиции также происходят процессы по согласованию отношений этих ресурсов по их величине или численности. При этом формируются наилучшие временные пропорции между ними.

       Гармония - это непременное условие достижения положительной синергии.

       Слово «гармония» (от греч. «harmonia») означает стройность, соразмерность. Она может создаваться естественным и искусственным путем.

      Экономисты XIX века Ф. Бастиа (Франция) и Г.Ч. Кэри (США) создали «Теорию гармонии интересов», в которой доказывалась возможность гармонического общества, основанного на оказании различными классами взаимных услуг, на наиболее полном удовлетворении потребностей и интересов подавляющего большинства населения страны. В теории организации и в теории управленческих решений работа Ф. Бастиа и Г.Ч. Кэри нашла применение в методах обеспечения взаимодействия руководителя и подчиненных.

При организации воздействия руководителя на подчиненного через потребности и интересы достигается взаимодействие и максимальный прибавочный продукт в компании (рис. 78.1). Все другие виды отношений между руководителем и подчиненным (пунктирные стрелки) приводят к противодействиям, напряженностям и т.п.

 

 

 


                                                                                  Взаимодействие

 

 

 


            Рис. Схема достижения взаимодействия

       Как естественный эволюционный процесс гармонизация происходит на всех уровнях мироздания: планет, государств, отраслей, организаций, семей и даже одного человека (в гармонии с самим собой).

       Основная задача разумного человека состоит в том, чтобы не тормозить этот процесс. Торможение приводит к накапливанию несбалансированности элементов. Эта несбалансированность после достижения критической точки вызывает неестественный, революционный процесс гармонизации, предсказать результаты которого практически невозможно.

      Основная же задача профессионального менеджера состоит в том, чтобы помогать этому процессу, а еще лучше упреждать его путем устранения причин возможного дисбаланса. Таким образом, гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.

Формулировка закона: «Каждая система (биологическая и социал ьная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)».

Математическая интерпретация закона имеет следующий вид:

Композиция (набор ресурсов) , R2.....Rn >0

Пропорциональность в наборе , К2....,Кn > 0

Ki =

где Ri — ресурс системы в i-й области (экономика, политика, финансы), Ki — коэффициент наилучшей соотносительности или подчинения в наборе ресурсов.

 

       Рассмотрим три варианта реализации этого закона.

       ♦ Первый вариант. Руководитель и подчиненные не знают о законе композиции-пропорциональности.

       Характер стихийного действия закона. Закон формирует одно - неформальное направление уменьшения несоответствий. Оно осуществляется работниками, на которых непосредственно сказываются возможные или уже имеющиеся несоответствия. Работники оперативно осуществляют преобразования в реальном режиме времени. Любая стихийность приводит к самонастройке наиболее видимых со стороны персонала элементов, например, набора целей и задач, перечня и объема выполняемых функций, порядка стимулирования, отношений между персоналом. Такая самонастройка часто приводит к перерасходу ресурсов или к их некачественному использованию.

      Так, при существенном уменьшении спроса в магазине на какой-либо товар руководители и работники будут искать другой товар для продажи. Однако время будет упущено и прибыль уменьшится. Таким образом, методом проб и ошибок компания будет постепенно формировать приемлемый набор товаров и их пропорции. Такая оперативно-организаторская работа характерна для многих компаний. Она занимает много времени, так как приходится постоянно бежать вдогонку за уходящим спросом.

Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Характер действия закона. Закон формирует два направления устранения несоответствий в наборе и пропорциях: формальное и неформальное. Формальное осуществляется специалистами компании. Они заранее рассчитывают и закладывают в бизнес-план компании необходимые ресурсы и их пропорции. Неформальное — работниками, оценивающими текущее обеспечение ресурсами. Любое планирование всегда происходит в условиях неопределенностей, а реализация плана всегда вносит элементы риска невыполне­ния объемов поставок или несоответствия качества ресурсов. Поэтому, при текущем или предполагаемом отсутствии в будущем каких-либо ресурсов подчиненные в порыве трудового энтузиазма будут искать варианты их замены. При этом, технические параметры новых ресурсов обычно отступают на второй план, что приводит к изменению конфигурации и материальной основы изготавливаемой продукции. В результате конкретные действия руководителя по планированию, реализации и координации требуемого набора элементов и их пропорциональности не всегда будут осознанно подержаны подчиненными.

Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе композиции и пропорциональности и могут сознательно использовать его.

Характер действия закона. Закон формирует два направления устранения несоответствий: формальное и неформальное. Формальное - осуществляется специалистами компании, которые заранее рассчитывают и закладывают в бизнес-план компании необхо­димые ресурсы и их пропорции. Неформальное - работниками, которые сознательно реализуют полученные задания. В случае появления несоответствий в наборе ресурсов или их пропорций руководитель и подчиненные будут действовать совместно в рамках единых целей компании. Такая деятельность возможна при высоком профессионализме работников. В таких случаях говорят о наличии в компании команды единомышленников.

  ПРИНЦИПЫ  ЗАКОНА КОМПОЗИЦИИ-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ:

Профессиональная реализация закона композиции-пропорциональности основана на выполнении ряда принципов: планирования, координирования, ограничения, стабилизации, согласования, полноты.

Принцип планирования. «План каждой компании должен быть обосно ванный план деятельности и развития».

Этот принцип закрепляет статический (первоначальный) набор ресурсов и их пропорции, которые должны планироваться на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Стратегический уровень планирования охватывает диапазон 5 и более лет, тактический - 2—4 года и оперативный - один год. Планирование связано с выработкой миссии и целей компании. Поэтому различают стратегические, тактические и оперативные цели, каждая из которых в свою очередь может быть представлена набором более мелких целей или набором задач

   Принцип координирования. «Каждая компания должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов». Этот принцип определяет динамическую часть в деятельности по формированию набора и пропорциональности ресурсов. Каждая компания обязана проводить аналитическую работу по выявлению отклонений в наличии ресурсов и их пропорций. Реальная рыночная ситуация постоянно изменяется. Для компании особенно важна информация о тенденции таких изменений (слабые сигналы). Своевременное реагирование именно на слабые сигналы приносит компании наивысшую прибыль.

      Принцип ограничения. «Набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного управления».

Принцип требует от компании соблюдения норм информационного разнообразия. Он заключается в том, что для любого специалиста существуют пределы обрабатываемого количества разнообразной информации. Если этот предел превышен, эффективность координации ресурсов и их пропорций будет снижаться.

Принцип стабилизации. «Изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона (нормативный уровень)».

Данный принцип призывает компанию к обдуманности своих решений об использовании ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых и др., исходя из существующих норм и здравого смысла.

Принцип согласования. «Планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам».

Компания должна планировать приобретение и применение ресурсов и их пропорций так, чтобы они были согласованы друг с другом и создавали при совместной работе положительную эмерджентность или синергию.

Принцип полноты. «Каждая компания должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников».

Принцип требует от компании или ее подразделений выполнения необходимых функций либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций

 

8. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

       Специфические законы базируются на эффективном использовании составляющих их законов в области функционирования компаний и людей. В рамках компаний имеются две группы законов организации: для руководителей и индивидуума.

 

       компания

 

 

       Законы социальной организации являются составной частью организации как системы.

       Отношения между компанией, подчиненными и руководителями в большей части стандартизированы в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу их новизны, либо в силу трудности. Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений руководителя с другими людьми в организациях должно заранее определяться. Характер служебных отношений в компаниях определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами и т.п. Характер неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу — симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями.



       Руководители большинства компаний в основном заботятся о формализованной стороне отношений, считая этого достаточно для достижения организационного порядка. Однако неформальные отношения работников вносят некоторые изменения в спроектированный организационный порядок, ослабляя или усиливая его. Поэтому неформальные отношения также должны быть объектом управления через профсоюзные, женские и молодые организации. Гармония формальных и неформальных отношений дает возможность наилучшим образом реализовать потребоности и интересы людей, что выгодно для компании.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПАНИЙ

      Формулировка закона своеобразия: «Для каждой компании суще ствует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления».

      Любая компания имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций отношений между работниками по вертикали и горизонтали. Эти особенности в совокуп­ности определяют компанию как маленькое общество со своим населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Каждая компания имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персоналию. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления производства и управления (ОСУ). Оригинальность конкретной ОСУ достигается на базе использования существующих типовых ОСУ (линейных, функ­циональных, штабных и др.) путем включения в них или исключе­ния из них каких-либо подразделений или связей.

    Например, ООО «Техком» в течение 8 лет занимается ремонтом автомобилей на автотрассах по вызову. В течение 30 минут бригада мастеров прибывает на место поломки автомобиля и производит необходимый ремонт. В компании 6 разъездных ремонтных бригад по 3 человека и 2 бригады по 8 человек работают в стационаре. Кроме того, имеются отдел кадров, бухгалтерия и другие обслуживающие подразделения. В компании явно выраженная линейно-функциональная структура управления и производства. Однако в компании сложились приоритетные отношения к работникам ремонтных бригад. Их мнение и пожелания учитывались и исполнялись быстрее и качественнее, чем распоряжения руководителя компании. Все об этом знали и полагали, что это нормально. Таким образом, линейно-функциональная структура дополнилась матричной составляющей - это и есть элементы оригинальности положительно влияющие на деятельность компании. Управленческие воздействия шли не только сверху вниз, но и снизу вверх.

       Формулировка закона социальной гармонии: «Для каждой компа нии развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда)».

       В социальную сферу деятельности компании входит выполнение функции социального развития коллектива. Она включает: достижение социальной справедливости, создание приемлемого социально-психологического климата в каждой группе работников, улучшение условий труда и отдыха работников и членов их семей, заботу о здоровье и достойное пенсионное обеспечение.

       В отличие от технологических, функция социального развития коллектива играет большую объединяющую роль. Обычно управленческие и технологические функции компании ограничиваются рамками отдела, цеха и других формальных структур, а функция социального развития охватывает весь коллектив. Это позволяет улучшить общение работников разных подразделений, что часто приводит к появлению новых технологических идей, полезных для компании.

Управленческие. и технологические функции

Управленческие и вспомогательные подразделения

■ Производственные подразделения

 

 

Рис. 82.2. Типовая структура воздействия технологических функций

 

      

       СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ

   Формулировка закона оптимальной загрузки: «Для каждого че ловека существует оптимальный объем загрузки работой, при кото-ром в полной мере раскрываются его способности и возможности».

       В компаниях трудятся люди с разным образованием, опытом, здоровьем и темпераментом. Кто-то работает достаточно быстро, кто-то — более медленно. Время и качество выполняемых работ зависит как от их объема и сложности, так и от личностных особенностей человека. Очень большой объем работы может сразу напугать работника и вместо мобилизующего фактора выступит тормозящий, сковывающий дальнейшую деятельность человека. Малый объем работы расхолаживает человека и заставляет его искать другие виды деятельности, что не всегда идет на пользу компании и самому человеку. Для каждого работника можно найти область эффективной деятельности:

l по упреждению - с помощью различных методов тестирования;

l по результатам (опытным путем) - за счет использования методики «мелких шагов». Эта методика заключается в том, что для каждого работника руководитель выбирает ориентировочный объем работы, который тот может выполнить в течение недели. Если работник уверенно справился с заданием, то руководитель увеличивает объем задания на 10%, если не справился, то задание уменьшается на 10% и т.д. Такой прием повторяется многократно до достижения наилучших результатов.

      Формулировка закона эффективного восприятия и запоминани я информации: «Процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления».

      Особенности мышления человека проявляются в двух типах: образности или алгоритмичности. Образное мышление — это представление каких-либо событий в виде изобразительных, ярких, а возможно и одушевленных эквивалентов. Алгоритмическое мышление основано на логике представления и развития реальных событий.

      Каждый человек обладает преимущественно тем или другим типом мышления. Для одного человека изображение какого-либо процесса или явления даст больше информации, чем несколько листов пунктуальных вложений, для другого именно цифры, математические или логические соотношения дают основание для принятия того или иного решения. Например, цена изделия в 2000 рублей может ассоциироваться с нагруженной лодкой, 2111 — с парусником, 90 60 90 — с фотомоделью.

      Во всех случаях используется система «прочной памяти». Так, многие люди, увидев знакомого человека сразу вспоминают как его зовут, какие события их связывают. В теории управленческих решений существует две группы методов разработки управленческих решений:

l образные - эвристический, метод сценариев и дерева решений

l логические — аналитический, статистический, экспертный, теоретико-игровой

      Формулировка закона эффективного осмысления: «Эффективное осмысление нового возможно при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике».

      Мудрый афоризм «Чтобы сделать шаг вперед, необходимо одной ногой стоять на уже известном, прошедшем, может быть забытом» образно интерпретирует данный закон.

      Руководитель желающий развития своей компании, не должен жалеть средств на повышение квалификации своих наиболее перспективных сотрудников, так как знания и информация всегда дают наибольшую отдачу.

      Формулировка закона установки: «Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился». Поэтому рукводителю необходимо заранее настраивать работников на соответствующую информацию, оповещать их о тематике собрания, возможных предложениях и решениях. Всякая дополнительная информация, не относящаяся к объявленной области, не воспринимается         

      Формулировка закона устойчивости информации: «Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии». Поэтому руководитель должен своевременно доводить до подчиненных достоверную информацию о каком-либо процессе или явлении».

      Формулировка закона доходчивости информации: «Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.03 с.)