Вопрос 1. Понятие и виды форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие и виды форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления



Под непосредственной демократией понимается механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля гражданина не опосредуется какими – либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия общеобязательных для исполнения решений.

В основе представительной демократии лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым и коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) собрания граждан;

4) сходы граждан;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) обращения граждан в органы местного самоуправления;

7) территориальное общественное самоуправление;

8) опрос граждан;

9) Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица;

10) Публичные слушания;

11) Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Формы непосредственного осуществления МСУ населением муниципального образования отличаются от форм опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. Для реализации своего права на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления гражданин, проживающий на территории муниципального образования, должен обладать избирательным правом либо правом участвовать в референдуме, проводимом в данном муниципальном образовании. Значение форм непосредственного осуществления МСУ на территории муниципального образования трудно переоценить. Путем непосредственного голосования граждане вправе избрать состав представительного органа МСУ и впоследствии контролировать его деятельность, избрать главу муниципального образования (если такая должность предусмотрена уставом данного муниципального образования), иных выборных лиц.

 При вынесении какого – либо остро стоящего вопроса местного значения на референдум население муниципального образования дает возможность всем гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования, получить информацию о данном вопросе и высказать свое личное мнение по этому поводу.

Иными формами публичного обсуждения вопросов местного значения являются собрания и сходы граждан. Народная правотворческая инициатива является способом законодательного закрепления мнения граждан относительно того или иного вопроса, поставленного на голосование. Обращения граждан в органы МСУ и иные органы власти в некоторых случаях способны выявить либо предотвратить правонарушение в сфере муниципальной деятельности.

Комплексное использование всех форм непосредственного осуществления МСУ гражданами, проживающими на территории муниципального образования РФ, является залогом плодотворной деятельности органов МСУ и выборных должностных лиц муниципального образования, законной деятельности должностных лиц, соблюдением прав и законных интересов граждан.

 

Вопрос 2. Местный референдум и муниципальные выборы – как высшие формы непосредственного выражения воли населения муниципального образования

Местный референдум – голосование граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований (ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»). Согласно ст. 14 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Данную группу вправе образовывать гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом.

Для назначения референдума инициативная группа по его проведению, образованная в соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях пав и права на участие в референдуме граждан РФ», должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Принципы проведения референдума изложены в ст. 2 ФКЗ РФ от28 июня 2004 г № 5 – ФКЗ «О референдуме РФ». К ним относятся:

а) всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании;

б) право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, социальной принадлежности, места жительства. Отношения к религии и.т.д;

в) участие в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов;

г) голосование за вынесенный на референдум вопрос непосредственно (голосование за других лиц не допускается);

д) свободное и добровольное участие гражданина РФ в референдуме. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению;

е) тайное голосование, исключающее возможность какого – либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдением за заполнение участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Законодательство РФ закрепляет круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум:

 - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

 - определение структуры местного самоуправления;

 - изменение границ административно – территориальных и муниципальных образований;

 - запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;

 - иные вопросы, которые относятся к компетенции МСУ конкретного муниципального образования.

Закон РФ «Об основных гарантиях…» 2002 г. определяет также круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум:

 - о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов МСУ, а также о проведении досрочных выборов в органы МСУ;

 - вопрос о персональном составе органов МСУ;

 - о принятии и изменении местного бюджета;

 - о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Местный референдум назначается в соответствии с законодательством РФ, субъекта РФ и уставом муниципального образования представительным органом МСУ, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения – судом.

 Голосование как правило назначается на воскресенье. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию, не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Для подготовки и проведения местного референдума предусматривается образование комиссии местного референдума и участковых комиссий, создаваемых органом МСУ.

Комиссия местного референдума состоит из представителей органов МСУ, политических партий и иных общественных организаций и движений, действующих на территории, где проводится местный референдум, трудовых коллективов, а также инициативных групп.

Территория, на которой проводится референдум, делится на участки. Образуемые не позднее 45 дней до проведения референдума решением главы МСУ по соглашению с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на одном участке.

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых главой МСУ, участковой комиссией референдума. В списки участников включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме и на момент составления списков постоянно проживающие на территории соответствующего участка. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме может быть включен не более чем в один список. Списки представляются для ознакомления не позднее, чем за 20 дней до голосования.

Время голосования на участках в зависимости от местных условий устанавливает представительный орган МСУ одновременно с принятием решения о дате проведения референдума. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до проведения местного референдума.

В процессе голосования в день проведения референдума граждане самостоятельно заполняют бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответов, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденной формы.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования.

Подведение общих итогов местного референдума и установление его результатов возлагаются на комиссию местного референдума.

Решение по вынесенному на референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме, при условии, что это количество составляет не менее 25 % от общего числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Результаты могут быть признаны недействительными также и в случае допущения в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений законодательства, повлиявших на результаты голосования.

В случае обнаружения таких нарушений результаты могут быть обжалованы в судебном порядке.

Принятое на местном референдуме решение не нуждается в утверждении органами МСУ и подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 7 дней с даты последнего голосования и вступает в силу с этого момента, если в решении не предусмотрен иной срок.

 

Муниципальные выборы - это голосование граждан РФ в соответствии с законодательством РФ для решения вопроса об определении представителей населения муниципального образования в выборных органах МСУ.

Согласно ст. 23 ФЗ «Об общих принципах…» 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права, а именно всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право избирать (активное право) и быть избранными (пассивное право) в органы МСУ. Это право принадлежит любому гражданину РФ, достигшему 18 лет и постоянно проживающему на территории муниципального образования. Не имеют права избирать и быть избранными граждане. Признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Минимальный возраст кандидата в депутаты на муниципальных выборах (Закон РФ 2002 г) 21 год. Гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка. Религии и других обстоятельств.

Процесс организации и проведения выборов в органы МСУ и должностных лиц МСУ включает в себя следующие этапы (стадии):

1.Назначение выборов. Решение о назначении выборов принимается уполномоченным должностным лицом. Выборы проводятся не позднее 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении муниципальных выборов публикуется в СМИ не позднее, чем через 5 дней со дня принятия решения (Закон РФ «Об основных гарантиях изб. прав..» 2002 г).

2.Образование избирательных округов, участков и формирование избирательных комиссий. Избирательный округ – это территориальная единица, на которой организуются выборы депутатов представительных органов МСУ и глав муниципальных образований. Избирательные округа образуются на основании данных, представляемых органами МСУ. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяется соответствующей избирательной комиссией, которые образуются для подготовки и проведения муниципальных выборов и реализации избирательных прав граждан, и утверждаются соответствующим представительным органом МСУ не позднее, чем за 45 дней до проведения выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов создаются избирательные участки, которые образуются из расчета 3000 избирателей не позднее 45 дней до проведения выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законодательством субъектов РФ и муниципальных образований.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На их заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица. Представители избирательных объединений и СМИ. Решения избирательных комиссий публикуются в СМИ в сроки, установленные законодательством. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования – 4 года.

Избирательная комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан;

б) обеспечение реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов;

в) обеспечение единого порядка определения результатов выборов, опубликования итогов выборов;

г) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

В законодательных актах субъектов РФ определяется, какая избирательная система, мажоритарная (разделение избирательной территории на несколько избирательных округов, от каждого из которых избирается один или несколько кандидатов на основе абсолютного или относительного большинства голосов) или пропорциональная (депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков в зависимости от количества голосов, полученного каждым списком в рамках избирательного округа) используется при выборах органов МСУ. В основном преобладает использование мажоритарной системы.

 3) Составление списков избирателей. В списки избирателей включаются граждане, обладающие избирательным правом и проживающие на территории муниципального образования. Гражданин РФ включается в один список на одном избирательном участке. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до выборов представляет списки избирателей для ознакомления.

 4) Выдвижение и регистрация кандидатов в органы МСУ. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту учебы, работы, службы и жительства.

Выдвижение кандидата населением проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Количество подписей и порядок их сбора определяется законодательством.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться.

 5) Проведение предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, а также выпуска и распространения агитационных материалов и иных установленных законом формах. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательной комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

 6) Голосование и определение результатов выборов. Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. О месте и времени голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через СМИ. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями бюллетеней. При мажоритарной системе при выборах депутата представительного органа избирается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей при условии, что число поданных за него голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов, при выборах главы муниципального образования – признан избранным кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие менее 20 % зарегистрированных избирателей, а если при голосовании и определении результатов выборов были выявлены существенные нарушения законодательства – такие выборы считаются недействительными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.032 с.)