Вопрос 6. Территориальное общественное самоуправление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Территориальное общественное самоуправление



Статья 27 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» определяет территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) как форму самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, сходов, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет две основные формы осуществления ТОС жителями: во – первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во – вторых, опосредованно – через формируемые органы ТОС.

Система территориального общественного самоуправления включает в себя следующие элементы:

1) формы прямого волеизъявления общие собрания, конференции жителей, опросы населения, микрореферендумы и т.п.);

2) органы ТОС (собрания, комитеты, советы, правления…);

3) добровольные союзы органов ТОС.

Руководство органами ТОС осуществляет председатель ТОС. Органы ТОС вправе объединяться на добровольной основе в различные союзы (например, Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова). При осуществлении ТОС доминируют формы прямого волеизъявления.

Закон 2003 г. закрепляет многоуровневую модель ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

На одной территориальной единице может быть создан только один ТОС.

Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим (например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот в свою очередь – председателю ТОС микрорайона). Таким образом, будет создана разветвленная система по обслуживанию жилищного комплекса и благоустройству его территории.

Органы ТОС избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов ТОС могут проводиться как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так и на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МСУ соответствующего поселения. Порядок регистрации определяется уставом муниципального образования или нормативно – правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Законом 2003 г. субъект ТОС регистрируется в организационно – правовой форме некоммерческой организации. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г.) под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Высшим руководящим органом ТОС является общее собрание (конференция) жителей соответствующей территории. Общее собрание, конференция жителей может созываться инициативной группой, органами МСУ или органами ТОС по мере необходимости.

Общие собрания жителей правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание жителей.

Для ведения общих собраний, конференций жителей избираются председатель секретарь. Решения общих собраний и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний, конференций ТОС в течение 10 дней доводятся до сведения органов МСУ и других заинтересованных лиц. Если решения, принятые на общем собрании, конференции граждан, противоречат действующему законодательству, они должны быть приостановлены соответствующим органом МСУ до отмены их общим собранием, конференцией жителей или судом.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций ТОС:

1) установление структуры органов ТОС (на общем собрании жителей определяются виды избираемых видов ТОС, как правило, это председатель, осуществляющий общее руководство, исполнительно – распорядительный и контрольно – ревизионный органы ТОС, на собрании также определяется количество работников органов ТОС);

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений (устав, как нормативно – учредительный акт ТОС может быть принят на общем собрании, конференции жителей);

3) избрание органов ТОС (именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председатель ТОС и органы ТОС);

4) определение основных направлений деятельности ТОС (на собраниях, конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории ТОС, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально – бытовых потребностей граждан);

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении (под сметой следует понимать финансово – плановый акт субъекта ТОС, определяющий целевое назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, 1 год) с разбивкой по кварталам);

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС (председатель и иные органы ТОС отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким способом осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта ТОС).

 

Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет также и полномочия органов ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории (основной функцией субъекта ТОС является представление и защита интересов и жителей своей территории в органах местного самоуправления и государственной власти);

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом ТОС, исполняются иными органами ТОС, общее руководство при этом осуществляет председатель ТОС);

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально – бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами МСУ с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы МСУ проекты муниципально – правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Территориальному общественному самоуправлению присущи такие признаки, как добровольность, самоуправленческая природа, территориальный принцип организации, представительный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.008 с.)