Федеральный законодательный процесс: понятие, институты и стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный законодательный процесс: понятие, институты и стадии



8.1. Федеральный законодательный процесс представляет собой установленный Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации ряд последовательно сменяющих друг друга стадий и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся в рамках этих стадий отношений, складывающихся по поводу рассмотрения и принятия федеральных законов.

8.2. Принципы законодательного процесса:

а) конституционность

б) демократизм;

в) научность;

г) профессионализм;

д) гласность.

8.3. Правовое регулирование федеральной законопроектной деятельности осуществляется:

а) Конституцией Российской Федерации (статьи 104 – 108, 134 – 137);

б) Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» (статьи 8, 9, 12 и 13);

в) Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»;

г) Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (статьи 14 – 19, 22, 24, 25, 30, 36 и 37);

д) Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации»[193];

е) Регламентом Совета Федерации[194] (статьи 103 – 143);

ж) Регламентом Государственной Думы[195] (статьи 103 – 143);

з) Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе[196];

и) Регламентом Правительства Российской Федерации[197] (пункты 76 – 91).

8.4. Субъектами федерального законотворческого процесса признаются входящие в круг участников тех или иных законотворческих действий органы и лица, наделенные законом взаимными правами и обязанностями, связь которых порождает правоотношения, складывающихся по поводу рассмотрения и принятия федеральных законов.

К числу основных участников законотворческих действий относятся:

а) Президент Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

б) Совет Федерации, его органы и члены Совета Федерации;

в) Государственная Дума, её органы и депутаты Государственной Думы;

г) Правительство Российской Федерации, Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

д) Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

е) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

8.5. Анализ действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы принятия федеральных законов, позволяет выделить следующие группы стадий законодательного процесса:

1) основные (обязательные):

а) законодательная инициатива – внесение законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение;

б) рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов Государственной Думой;

в) рассмотрение и одобрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой;

г) рассмотрение и подписание Президентом Российской Федерации федеральных законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации;

д) официальное опубликование и вступление в силу федеральных законов, подписанных Президентом Российской Федерации;

2) дополнительные (наличие которых обусловлено юридической силой и иной спецификой принимаемых федеральных законов):

а) всенародное обсуждение законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении;

б) рассмотрение и одобрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;

3) факультативные (наличие которых обусловлено возможным отклонением законопроектов на тех или иных основных стадиях законодательного процесса):

а) повторное рассмотрение федеральных законов, отклонённых Советом Федерации;

б) повторное рассмотрение федеральных законов, отклонённых Президентом Российской Федерации;

4) специальные (наличие которых обусловлено участием в законодательном процессе федеральных органов государственной власти, наделённых специальной компетенцией):

а) дача Правительством Российской Федерации заключения на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета;

б) рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации в форме федерального закона.

 

Тема XVII
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.)