Система судов общей юрисдикции: понятие, структура и правовые основы функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система судов общей юрисдикции: понятие, структура и правовые основы функционирования



5.1. Суды общей юрисдикции являются входящими в судебную систему Российской Федерации федеральными судами и мировыми судьями, рассматривающими гражданские, уголовные, административные и иные дела, отнесённые к их компетенции федеральными законами.

Правовую основу:     

а) организации судов общей юрисдикции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»[209], другие федеральные конституционные законы, Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»[210] и Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»[211];

б) судопроизводства в судах общей юрисдикции составляют Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[212], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[213] и принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы.

Из юридического определения судов общей юрисдикции вытекают следующие конституционно значимые характеристики, определяющие их конституционную природу и структуру их общего статуса:

1) конституционный статус – судебные органы в форме соответственно федеральных органов государственной власти и государственных должностных лиц субъектов Российской Федерации;

2) функциональное предназначение судов общей юрисдикции выражается в:

а) обеспечении и защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

б) содействии укреплению законности, правопорядка и предупреждению преступлений и иных правонарушений;

в) охране от всяких посягательств закрепленных в Конституции Российской Федерации и законах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) основные принципы деятельности судов общей юрисдикции:

а) законность;

б) независимость судей;

в) равенство граждан и их объединений перед законом и судом;

г) состязательность и равноправие сторон;

д) гласность разбирательства дел;

4) процессуальная форма реализации статуса выражается в том, что суды общей юрисдикции осуществляют правосудие на постоянной основе путём разрешения гражданских, уголовных, административных и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральными законами.

5.2. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют:

а) Верховный Суд Российской Федерации;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

в) районные суды;

г) военные суды;

д) специализированные суды;

е) мировые судьи.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа является непосредственно нижестоящим по отношению к Верховному Суду Российской Федерации и вышестоящим по отношению к другим действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации судам общей юрисдикции федеральным судебным органом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд является непосредственно нижестоящим по отношению к федеральному суду общей юрисдикции соответствующего субъекта Российской Федерации и вышестоящим по отношению к действующим на территории соответствующего судебного района[214] мировым судьям федеральным судебным органом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Мировой судья является непосредственно нижестоящим по отношению к соответствующему районному суду судьёй общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, рассматривающим в пределах своей компетенции гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Военный суд является федеральным судом общей юрисдикции, осуществляющим судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и рассматривающим в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военный суды образуют собой систему, в которую входят окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Специализированные федеральные суды могут учреждаться только путём внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» для целей обеспечения эффективного рассмотрения споров, вытекающих из гражданских или административных правоотношений и обусловленных спецификой (характером и сложностью) отдельных категорий дел.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы[215]. Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.

6.3. Статус Верховного Суда Российской Федерации определяется его главенствующей ролью в системе судов общей юрисдикции в Российской Федерации, включая военные и специализированные федеральные суды, и выражается в том, что он:

а) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

б) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

в) рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – также и в качестве суда первой инстанции;

г) является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

д) даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе (структура):

а) Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

б) Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

в) Кассационной коллегии;

г) Судебной коллегии по гражданским делам;

д) Судебной коллегии по уголовным делам;

е) Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации и действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и других судей Верховного Суда Российской Федерации. Пленум созывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава, а его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Президиум созывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации по мере необходимости, а его заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума, а его постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, состоит из председателя Кассационной коллегии, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации. Рассмотрение дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и осуществляет другие полномочия, предоставленные ей законодательством/ Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся по должности заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Организационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляет его Аппарат, возглавляемый руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.011 с.)