Судебная система Российской Федерации: понятие, принципы построения (организации правосудия) и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная система Российской Федерации: понятие, принципы построения (организации правосудия) и структура



2.1. Под судом следует понимать учреждённый законом в качестве такового особый орган государственной власти, который специфическими средствами и специальным аппаратом осуществляет судебную власть посредством судопроизводства.

В своей совокупности суды в Российской Федерации образуют судебную систему, под которой следует понимать единство взаимосвязанных судебных органов различных территориальных уровней юрисдикции, которое, исходя из разграничения компетенции при осуществлении правосудия, обеспечивает права и свободы личности, защиту конституционного строя Российской Федерации и соответствие актов органов публичной власти Конституции Российской Федерации, а также соблюдение законности и справедливости в правоприменительной деятельности.

2.2. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[205], организуется (строится) и функционирует в соответствии со следующими принципами:

1) единство судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается, во-первых, её установлением только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», во-вторых, соблюдением всеми судами и судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, в-третьих, применением всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации, в-четвёртых, признанием обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, в-пятых, законодательным закреплением единства статуса судей и, в-шестых, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета;

2) осуществление правосудия в Российской Федерации только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным федеральным конституционным законом, не допускается;

3) самостоятельность судов, которая, во-первых, выражается в том, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону, и, во-вторых, обеспечивается тем, что суд при рассмотрении дела руководствуется правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

4) полнота судебной власти, которая обеспечивается тем, что вступившие в законную силу решения судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации;

5) участие граждан в осуществлении правосудия, обеспечивающееся посредством предусмотренного федеральным законом порядка наделения граждан Российской Федерации полномочиями присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые исполняются на условиях гражданского долга и вознаграждения из федерального бюджета.

2.3. Структура судебной системы Российской Федерации определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации частями 2 – 4 статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и включает однородные группы судебных органов, представляющие собой подсистемы судов, обеспечивающие в своей совокупности осуществление правосудия в присущих им организационных и процессуальных формах.

Конституционное значение имеет построение судебной системы Российской Федерации с учётом федеративной природы российского государства, в силу которого она включает:

1) подсистему федеральных судов, к которым относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

2) подсистему судов субъектов Российской Федерации, к которым относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи.

Деление судебной системы Российской Федерации может быть проведено и с учётом общности специфики рассматриваемых дел (конфликтов и споров). Так, в зависимости от этого судебная система Российской Федерации включает:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) подсистему судов общей юрисдикции;

в) подсистему арбитражных судов;

г) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

3. Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации [206]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.006 с.)