Прекращение полномочий Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации



5.1. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий:

1) по срочному основанию – с истечением срока своего пребывания в должности;

2) по досрочным основаниям – в одном из следующих случаях:

а) смерти;

б) его отставки;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

г) отрешения от должности.

5.2. Смерть главы государства определяется на общих основаниях и констатируется заключением компетентного медицинского учреждения или лица, имеющего высокую квалификацию в области медицины.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации в случае его смерти производится Советом Федерации по получении надлежаще оформленного свидетельства, выданного органом записи актов гражданского состояния по месту, где проживал умерший, либо на основании медицинского заключения о наступлении смерти. При этом полномочия Президента Российской Федерации считаются прекратившимися с момента его смерти.

5.3. Отставка Президента Российской Федерации представляет собой досрочное добровольное прекращение полномочий по инициативе самого Президента Российской Федерации в соответствии с его личным и публичным волеизъявлением об этом.

Основные юридические характеристики отставки:

а) является результатом добровольного и личного волеизъявления Президента Российской Федерации, что обеспечивается непосредственным оглашением Президентом Российской Федерации текста отставки;

б) носит публичный характер, что обеспечивается освещением через средства массовой информации волеизъявления Президента Российской Федерации об отставке;

в) оформляется в письменном виде, что обеспечивается изданием указа Президента Российской Федерации с обязательным указанием в нём формулировки, причины, даты и времени отставки, а также того, на кого именно возлагаются полномочия по временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации.

5.4. Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия представляет собой особую процедуру, имеющей цель объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации[185]. Причём состояние здоровья в данном случае квалифицируется как расстройство функций организма, носящее постоянный[186] и необратимый характер.

Оценка стойкости расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, осуществляется специально создаваемым для этих целей медицинским органом, компетентным медицинским учреждением или лицом, имеющим высокую квалификацию в области медицины, и кладётся в основу медицинских показаний и противопоказаний. На базе последних составляется медицинское заключение о состоянии здоровья лица, занимающего должность Президента Российской Федерации.

На основании указанного медицинского заключения компетентный[187] орган государственной власти выносит решение, которым устанавливает соответственно фактическую невозможность либо возможность для лица, занимающего должность Президента Российской Федерации, в связи стойким расстройством функций организма осуществлять полномочия главы государства. При этом полномочия Президента Российской Федерации считаются прекратившимися с момента вступления решения компетентного органа в юридическую силу.

5.5. Отрешение Президента Российской Федерации от должности представляет собой досрочное, по сути, принудительное прекращение полномочий по инициативе Федерального Собрания Российской Федерации.

Поводом для отрешения Президента Российской Федерации служит государственная измена или совершение им в период пребывания в должности иного тяжкого преступления.

5.6. Временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации

 

Тема XVI
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Конституционная природа Федерального Собрания Российской Федерации

1.1. Федеральное Собрание Российской Федерации – орган, исторически пришедший на смену советской системы съездов народных депутатов и верховных советов. Правовой основой этому послужила всенародно принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации.

По смыслу действующего основного закона России Федеральное Собрание Российской Федерации – это представительный орган Российской Федерации, самостоятельно осуществляющий законодательную власть на коллегиальной и постоянной основе.

1.2. Из конституционного определения Федерального Собрания Российской Федерации как органа народного представительства вытекают следующие основные и юридически значимые характеристики, составляющие его правовую природу:

1) конституционный статус – парламент Российской Федерации (в форме федерального органа государственной власти);

2) функциональное предназначение Федерального Собрания Российской Федерации определяется статьёй 94 Конституции Российской Федерации и выражается в следующих основных функциях:

а) представительская (народное представительство) – Федеральное Собрание Российской Федерации формируется при непосредственном участии многонационального народа Российской Федерации, максимальным образом выражает его волю и представляет интересы субъектов Российской Федерации на федеральном уровне;

б) законодательная (правотворческая) – выражается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации является единственным в России органом, обладающим исключительным правом принятия федеральных законов;

в) контрольная – заключается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации непосредственно либо через образуемые им органы осуществляет в установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами порядке контроль за деятельностью других публичных органов по исполнению законодательных поручений;

3) основные принципы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации:

а) конституционность (законность);

б) народовластие;

в) самостоятельность осуществления законодательной власти;

г) коллегиальность;

д) ответственность;

е) гласность;

4) процессуальная форма реализации статуса выражается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации действует на постоянной и коллегиальной основе в качестве двухпалатного парламента.

Структура, состав и пределы совместной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации

2.1. Представительный характер Федерального Собрания Российской Федерации из учёта федеративной природы российского государства предопределил существование и деятельность Федерального Собрания Российской Федерации как двухпалатного парламента.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из Совета Федерации и Государственной Думы как организационно обособленных палат единого парламента, осуществляющих законотворчество раздельно, но последовательно.

Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации и в силу этого – территориально-представительной палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

Государственная Дума – орган, выражающий интересы всех граждан независимо от места их жительства, а также интересы политических партий, в силу чего является политико-представительной палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, палаты Федерального Собрания Российской Федерации в своей организации и деятельности призваны отразить разные стороны народного представительства в России, отсюда различны их состав, порядок его формирования и компетенция.

2.2. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного (представительного), другой – от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В итоге, общее число членов Совета Федерации – 178 человек.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых населением непосредственно.

2.3. Итак, федеративное устройство России обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. По общему правилу палаты Федерального Собрания Российской Федерации заседают раздельно, что не исключает их совместной деятельности.

В то же время, совместная работа палат Федерального Собрания Российской Федерации организационно выражается в проведении общего собрания членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что допускается в строго указанных Конституцией Российской Федерации случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут собираться совместно для заслушивания:

а) посланий Президента Российской Федерации;

б) посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

в) выступлений руководителей иностранных государств[188].

Других случаев совместной работы палат Федерального Собрания Российской Федерации Конституция Российской Федерации не предусматривает.

Общие условия формирования состава палат Федерального Собрания Российской Федерации

3.1. Условия формирования Совета Федерации определяются Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[189]. Причём в качестве представителя в состав Совета Федерации может быть делегирован только гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий по Конституции Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Представитель от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирается этим органом на срок полномочий, установленный конституцией (уставом) соответствующего субъекта Российской Федерации для данного органа государственной власти, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путём ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации:

а) от однопалатного – его председателем;

б) от двухпалатного – поочередно председателями соответствующих палат;

в) альтернативно – группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации по данному вопросу принимается в соответствии с его регламентом при тайном голосовании и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – совместным постановлением обеих палат.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается главой субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.

Решение главы субъекта Российской Федерации по данному вопросу оформляется его указом (постановлением) и в трёхдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для согласования. Указанное решение главы субъекта Российской Федерации вступает в силу при условии, что против предложенной им кандидатуры не проголосует две трети и более депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Решения о делегировании (об избрании или назначении соответствующих представителей) направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее пяти дней после вступления их в силу. Причём орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о делегировании, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения и о дате его вступления в силу.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[190] и другими федеральными законами.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов, где:

а) 225 из них избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства, определяемой путём деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных в Российской Федерации, на количество мандатов – 225;

б) другие 225 избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные партийные списки кандидатов.

Особые (помимо общих) условия реализации:

1) активного избирательного права предусматривают уточнение в отношении ценза осёдлости, в соответствии с которым при выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам избиратели регистрируются и голосуют по месту жительства в пределах территории соответствующего избирательного округа;

2) пассивного избирательного права:

а) ценз гражданской принадлежности – гражданин Российской Федерации (с допустимостью наличия гражданства (подданства) иностранного государства);

б) возрастной ценз – достижение на день голосования возраста 21 год;

в) ценз судимости – условие, не позволяющее быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы лицу, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на данных выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При этом днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва[191].

При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва на последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы (досрочные выборы) депутатов Государственной Думы в установленные сроки такие выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется:

а) по федеральному избирательному округу – в составе федерального списка кандидатов политическими партиями;

б) по одномандатному избирательному округу – непосредственно путём самовыдвижения, а также путём выдвижения политическими партиями.

В поддержку кандидата должно быть собрано:

а) по одномандатному избирательному округу – не менее 1 % (при досрочных выборах – не менее 0,5 %) подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей – не менее одной тысячи (при досрочных выборах – не менее 500) подписей;

б) по федеральному избирательному округу – не менее 200 тысяч подписей, причём на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей. При досрочных выборах указанное количество подписей сокращается вдвое.

Установление общих результатов выборов депутатов Государственной Думы осуществляется в течение двух недель после дня голосования, а их официальное опубликование – в течение трёх недель со дня голосования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Статус, основы деятельности и структура палат Федерального Собрания Российской Федерации

4.1. Совет Федерации и Государственная Дума являются равнозначными палатами Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и осуществляют государственную власть в Российской Федерации пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, на постоянной основе.

Принципы деятельности:

1) Совета Федерации:

а) коллегиальность (коллективность);

б) свобода обсуждения и решения вопросов;

в) открытое проведение заседаний;

г) недопустимость создания формализованных фракций и парламентских объединений;

2) Государственной Думы:

а) политическое многообразие и многопартийность;

б) самостоятельность решения вопросов, относящихся к её ведению;

в) свобода обсуждения вопросов;

г) коллегиальность (коллективность) решений;

д) открытое проведение заседаний.

4.2. Организационная и должностная структура палат Федерального Собрания Российской Федерации:

1) Совета Федерации:

а) органы: Совет палаты, комитеты и комиссии Совета Федерации;

б) должностные лица: Председатель Совета Федерации, его заместители; председатель комитета, комиссии Совета Федерации, его заместители, в том числе первый; член комитета, комиссии Совета Федерации;

в) почётные должности: почётный председатель Совета Федерации, председатель Совета Федерации первого созыва;

г) вспомогательные органы: Аппарат Совета Федерации;

2) Государственной Думы:

а) органы: Совет Государственной Думы, депутатские объединения (фракции), комитеты и комиссии Государственной Думы;

б) должностные лица: Председатель Государственной Думы, его первый заместитель и заместители; руководители депутатских объединений (фракций); председатель комитета, комиссии, его первый заместитель и заместители;

в) вспомогательные органы: Аппарат Государственной Думы.

Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации

6. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [192]

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.039 с.)