Общая характеристика отдельных стадий избирательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика отдельных стадий избирательного процесса



4.1. Общие правила назначения выборов

Назначение выборов – стадия избирательного процесса и составляющая её деятельность, осуществляемая в период со дня начала рассмотрения уполномоченными на то органами, должностными лицами вопроса о назначении (проведении) выборов до дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов и сущность которой заключается в установлении даты голосования.

Выборы органов публичной власти назначают уполномоченные на то законом соответствующие органы или должностные лица, а именно:

а) выборы Президента Российской Федерации – Совет Федерации;

б) выборы депутатов Государственной Думы – Президент Российской Федерации;

в) выборы депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации;

г) выборы главы муниципального образования – представительный орган муниципального образования;

д) выборы депутатов представительного органа муниципального образования – представительный орган муниципального образования.

Дата выборов назначается только на воскресенье, если оно не предшествует или не следует за праздничным нерабочим днём либо не объявлено рабочим днём. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или октября года, в котором истекают сроки полномочий этих органов или депутатов указанных органов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решение о назначении выборов должно быть принято в следующие сроки до дня голосования:

а) для выборов в федеральные органы государственной власти – не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней;

б) для выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не ранее за 100 дней и не позднее чем за 90 дней;

в) для выборов в органы местного самоуправления – не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней.

При назначении досрочных выборов вышеуказанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В случае неназначения выборов уполномоченными на то законом органами или должностными лицами в установленные сроки выборы назначаются соответствующими избирательными комиссиями. В противном случае соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям заинтересованных участников избирательного процесса либо прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

4.2. Общие правила регистрации (учёта) избирателей, образования избирательных округов, участков и составления списков избирателей

Регистрации (учёту) в качестве избирателей подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, на основании факта нахождения места их жительства на соответствующей территории. Регистрация (учёт) избирателей осуществляется главой муниципального образования либо руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации за рубежом в зависимости от территории их проживания (нахождения) и по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Образование (определение) избирательных округов и участков. Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно избирателями избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица).

Избирательные округа разделяются на следующие виды:

1) по числу избираемых в округе лиц – одномандатные[166] и многомандатные[167];

2) по характеру территориального представительства – избирательные округа, образованные на основе единой нормы представительства,[168] и административно-территориальные избирательные округа[169];

3) единый избирательный округ[170].

Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются с учётом следующих требований:

а) избирательный округ должен составлять географически единую территорию, за исключением анклавных территорий[171];

б) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением на 10 %, а в труднодоступных или отдалённых местностях – не более чем на 30 % от средней нормы представительства избирателей[172];

в) соблюдается примерное равенство многомандатных избирательных округов по числу избирателей на один депутатский мандат с допустимым отклонением на 10 %, а в труднодоступных или отдалённых местностях – не более чем на 15 % от средней нормы представительства избирателей;

г) при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанные пределы, но не более чем на 40 %.

Схема избирательных округов определяется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы, и утверждается соответствующим представительным (законодательным) органом публичной власти не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Избирательные участки представляют собой составляющие избирательный округ территориальные образования, предназначение для проведения непосредственного голосования и первичного подсчёта голосов избирателей. Избирательные участки образуются главой муниципального образования либо руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчёта не более чем 3000 избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Списки избирательных участков опубликовываются (публикуются) главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Избирательные участки образуются также в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей и др.), на суднах, находящихся в плавании, и на полярных станциях.

Составление списков избирателей осуществляется участковыми избирательными комиссиями на основании данных регистрации (учёта) избирателей в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права. В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, на основании факта нахождения места их жительства на территории конкретного избирательного участка либо наличия у них открепительного удостоверения.

Граждане Российской Федерации включаются в списки избирателей только на одном избирательном участке. В дальнейшем вплоть до дня, предшествующего дню голосования, участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей во взаимодействии с органами, организациями, учреждениями и должностными лицами, осуществляющими регистрацию (учёт) избирателей. Не позднее чем за 20 дней до дня голосования участковая избирательная комиссия представляет указанный список избирателям для ознакомления и его дополнительного уточнения. После момента окончания голосования и начала подсчёта голосов избирателей внесение каких-либо изменений в списки избирателей не допускается.

4.3. Общие правила образования и организации деятельности избирательных комиссий

Избирательными комиссиями являются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие на профессиональной основе подготовку и проведение выборов.

Виды избирательных комиссий:

1) в зависимости от организационно-правовой формы – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и избирательные комиссии муниципальных образований;

2) в зависимости от статуса в период избирательной кампании – окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии;

3) в зависимости от времени деятельности – постоянные и временные;

4) в зависимости от функционального предназначения – избирательные комиссии, организующие выборы, и избирательные комиссии, обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется на 4 года, действует на постоянной основе и является федеральным государственным органом со статусом юридического лица. В её состав входят 15 человек, каждая треть (каждые 5 человек) которых назначается отдельно соответственно Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее юридическое образование или учёную степень в области права. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и его заместители избираются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации из числа её членов.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется на 4 года, действует на постоянной основе и является государственным органом субъекта Российской Федерации со статусом юридического лица. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14 человек, половина которых назначается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, а другая – главой (высшим должностным лицом) субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется на 4 года, действует на постоянной основе, является самостоятельным муниципальным органом и может иметь статус юридического лица. Численность членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается уставом муниципального образования, не может быть менее 5 и более 11 человек, а сами её члены назначаются представительным органом муниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, установленных законом, при проведении выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов либо со дня принятия или вступления в силу решения вышестоящей комиссии или суда по жалобе (заявлению) на действия (бездействие) окружной избирательной комиссии. Число членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливается законом о соответствующих выборах. Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями.

Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе на срок 4 года и могут иметь статус юридического лица. Число членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса должно составлять не менее 5 и не более 14 человек, которые назначаются избирательными комиссиями соответствующих субъектов Российской Федерации.

Участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании и прекращают сою деятельность через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, а в случае обжалования – со дня вынесения или вступления в силу решения вышестоящей комиссией или судом. Число членов участковой избирательной комиссией с правом решающего голоса устанавливается законом и они назначаются вышестоящей избирательной комиссией.

4.4. Общие правила выдвижения и регистрации кандидатов

Выдвижение кандидатов представляет собой стадию избирательного процесса, сущность которой заключается в реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права.

Правом выдвижения кандидатов обладают:

а) непосредственно избиратели;

б) избирательные объединения[173].

Способы выдвижения кандидатов:

а) непосредственное выдвижение путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением;

б) выдвижение в составе списка кандидатов[174].

Самовыдвижение кандидатов производится путём письменного уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку такого выдвижения или избирательного залога[175].

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется политическими партиями в соответствии с федеральным законом и иными общественными объединениями на их съездах (конференциях, собраниях) в установленном порядке с последующим представлением в избирательную комиссию, организующую выборы, письменного уведомления об этом, иных документов (протоколов, решений съезда, решения о создании избирательного объединения).

Сбор подписей. Для того, чтобы выдвинутый кандидат (список кандидатов) был зарегистрирован избирательной комиссией, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано определённое количество подписей граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом и проживающих в том избирательном округе, по которому кандидат (список кандидатов) баллотируется (выдвигается). Причём необходимое количество указанных подписей определяется законами о выборах отдельно, но не может быть менее 10 и превышать 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а в многомандатном округе – 2 %, поделённые на число депутатских мандатов.

Период, включающий в себя выдвижение, сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), должен составлять:

а) при выборах в федеральные органы государственной власти – не менее 40 дней, а при досрочных выборах в эти же органы – не менее 30 дней;

б) при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней;

в) при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

Регистрация кандидатов (списка кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии:

а) заявления кандидата о согласии баллотироваться;

б) необходимого количества собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов) подписей избирателей[176] или внесённого избирательного залога либо решения политической партии о выдвижении;

в) сведений о размере и об источниках доходов и имуществе и др.

Проверочные мероприятия, регистрацию либо отказ в регистрации избирательная комиссия обязана осуществить в течение не более 10 дней.

4.5. Общие правила проведения предвыборной агитации

Информационное обеспечение выборов осуществляется путём:

а) информирования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, физическими и юридическими лицами избирателей;

б) предвыборной агитации.

Предвыборная агитация представляет собой осуществляемые в период избирательной кампании действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против них.

Правом осуществлять предвыборную агитацию обладают:

а) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, общественные объединения;

б) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения.

В предвыборной агитации не могут участвовать:

а) органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления;

б) лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, а также лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинские части, военные учреждения и организации;

г) благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации, а также члены и участники религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) избирательные комиссии, члены этих комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица;

ж) международные организации и международные общественные движения;

з) представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитационные печатные материалы размещаются в установленных местах, а в день голосования сохраняются, но на расстоянии не менее 50 метров от входа в избирательный участок. Предвыборная агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования.

4.6. Общие правила голосования, подсчёта голосов, установления результатов выборов и их опубликования

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.043 с.)