Федеративный состав России и способы его изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративный состав России и способы его изменения



6.1. Федеративный состав России образуют территориально входящие в неё государственные образования – субъекты Российской Федерации, имеющие в соответствии со статьёй 5, часть 1, Конституции Российской Федерации следующие конституционно-правовые статусы: республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ.

Состав Российской Федерации определяется статьёй 65, часть 1, Конституции Российской Федерации посредством перечисления субъектов Российской Федерации согласно их конституционно-правового статуса в алфавитном порядке и включает в себя по состоянию на 1 декабря 2005 г.[137] 88 субъектов Российской Федерации, а именно 21 республику, 7 краёв, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область и 9 автономных округов[138].

6.2. Под изменением федеративного состава России следует понимать любые предусмотренные Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством территориальные обособления и иные географические изменения между Российской Федерацией и иностранным государством либо его частью, между самими субъектами Российской Федерации в целом, в том числе их переименование, влекущие изменение статьи 65 Конституции Российской Федерации в части, определяющей состав Российской Федерации. Изменение границ между субъектами Российской Федерации и их наименования, не связанное с конституционно-правовым статусом этих субъектов Российской Федерации, не влечёт изменения её федеративного состава.

Правовую основу изменения федеративного состава России формируют: Конституция Российской Федерации (статьи 65, часть 2, 66, часть 5, 71, пункт «б», 108 и 137); Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» и Федеральный конституционный законом «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».

Способы изменения федеративного состава России:

а) принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части[139];

б) образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации[140];

в) изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации [141].

7. Конституционно-законодательное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами: понятие, содержание, принципы и порядок

Мировые модели (способы) размежевания власти между федерацией и её субъектами выделяются в зависимости от того, какая и в каком объёме часть компетенции определена и закреплена за теми или иными участниками – субъектами федеративных отношений. Способ размежевания компетенции между участниками федеративных отношений обусловлен закреплением в основном законе государства следующих типов компетенции:

1) исключительная компетенция федерации (например, Австралия, Мексика, США);

2) исключительная компетенция федерации и:

а) исключительная компетенция субъектов федерации (например, Канада, Швейцария, Эфиопия);

б) совместная компетенция федерации и её субъектов (например, Нигерия, Пакистан, Россия);

3) исключительная компетенция федерации; совместная компетенция федерации и её субъектов; исключительная компетенция субъектов федерации (например, Индия, Малайзия);

4) гибридные формы (способы):

а) австралийская модель: исключительная компетенция федерации; законодательство – исключительная компетенция федерации, а исполнение – исключительная компетенция субъектов федерации; рамочное законодательство – исключительная компетенция федерации, а конкретизирующее законодательство – исключительная компетенция субъектов федерации; исключительная компетенция субъектов федерации;

б) бразильская модель: исключительная компетенция федерации; совместная компетенция федерации, её субъектов и федерального округа; совместная компетенция федерации, её субъектов, федерального округа и муниципий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.004 с.)