Лекция 9. Организация научно-исследовательских программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Организация научно-исследовательских программ



 

1. Организационное обеспечение научно-исследовательской деятельности.

2. Типология научно-исследовательских программ.

 

1. Организационное обеспечение научно-исследовательской деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности обладает определенной спецификой, а ее результаты оказывают решающее воздействие на достижение заявленных на стадии планирования целей. Перечень организационных задач таков:

1. Распределение полномочий между членами рабочей группы в соответствии с программными целями.

2. Формирование организационной структуры, адекватной целям научно-исследовательских программ.

3. Определение оптимального режима работы оборудования, исследуемого в процессе реализации программы.

4. Налаживание эффективной системы контроля над выполнением плановых и неплановых задач.

5. Составление бюджета и управление ресурсами.

6. Интеграция плана научно-исследовательских работ в структуру оперативного плана.

7. Обоснование характера обследования объекта.

Основными видами лонгитюдного исследования являются трендовое, когортное и панельное. Трендовое исследование предполагает выделение членов обследуемой совокупности из различных выборок, составленных из представителей одной и той же совокупности. Отличительной чертой когортного исследования является ориентация на изучение частных, специфических групп. В этом случае на каждой стадии исследования выстраивается отдельная схема выбора, и все выводы, которые делаются по результатам такого обследования, формулируются с учетом этого обстоятельства. При панельном исследовании используется одна и та же выборка, обследуемая в разные моменты времени. Главным достоинством панельного исследования является возможность увидеть, каких членов обследуемой совокупности могут коснуться изменения, происшедшие между стадиями исследовательского процесса.

Таким образом, организационное обеспечение научно-исследовательской деятельности заключается в разработке совокупности организационных задач, направленных на достижение главной цели в разрезе всего технологического цикла при проведении научных исследований в различных сферах. 

2. Типология научно-исследовательских программ. Процесс научных исследований осуществляется в форме научно-исследовательских программ, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки информации, но и организацию такой работы. Научно-исследовательская программа включает в себя комплекс научных теорий, призванных обозначить проблему и дать ее решение на основе принципов системного подхода.

Цель научно-исследовательских программ – состоит в постановке и решении сложной комплексной проблемы, имеющей широкое общественное значение, на основе реализации определенного количества исследовательских проектов.

Научно-исследовательскую программу образует некоторая последовательность теорий, где каждая последующая теория получена из предыдущей путем добавления к ней вспомогательных условий, призванных устранить образуемую в развитии науки аномалию. Такая последовательность теорий способствует «прогрессивному сдвигу проблем», позволяющему выявить новые факты, подтверждающие истинность той или иной исследовательской программы.

В зависимости от уровня управления программами выделяют федеральные, региональные и муниципальные.

Исходной точной в актуализации темы научно-исследовательской программы является формулировка проблемы, масштаба и характер которой предопределяет способы и сроки ее решения.

Совокупность целей, положенных в основу программы, разделена на стратегические и группу оперативных целей, внутренне тесно связанных друг с другом. Стратегические цели представляют собой базовые установки научно-исследовательских программ, связанные с обнаружением и решением крупной научной проблемы, открывающим перспективные направления исследований. Оперативные цели локализованы по отдельным направлениям программы. Благодаря оперативным целям закладывается организационная основа достижения стратегических целей.

Достижение целей невозможно без ресурсного обеспечения. Ресурсы могут быть организационными, материальными, финансовыми, кадровыми и информационными. Организационные ресурсы включают в себя меры административного сопровождения программ, наличие хорошо управляемой группы, ответственной за реализацию, комплект документов, содержащих распорядительную основу исполнения основных направлений этой программы и внедрение ее результатов в действующую систему. К сфере материальных ресурсов следует отнести оборудование, задействованное в программе, технические характеристики и сметную стоимость, компоненты, обеспечивающие загрузку оборудования, а также технологическое и программное обеспечение ее функций. Финансовые ресурсы питают процесс развертывания научно-исследовательской программы необходимыми для ее выполнения денежными средствами на основе сформированного бюджета. В состав кадровых ресурсов входят члены рабочей группы, участвующей в работе над проектом и характеризующейся квалификационными и демографическими характеристиками. Особая роль отводится информационным ресурсам, поскольку владение информацией повышает конкурентоспособность выполняемой работы, гибкость в использовании методологических средств, оперативность в достижении результатов.

Таким образом, научно-исследовательская программы призваны обеспечить решение сложных комплексных проблем, имеющих широкое общественное значение, и обозначить дальнейшие перспективы социально-экономического и политического развития.

 

Тема 10. Управленческие решения и их эффективность в социально-экономических и политических процессах

 

1. Понятие управленческих решений и факторы качества и эффективности.

2. Методы коллективного принятия решений.

 

1. Понятие управленческих решений и факторы качества и эффективности. В каждой организации осуществляется процесс выработки и выбора управленческих решений, имеющий свои особенности, зависящие от специфики и характера деятельности организации, ее организационной структуры, системы коммуникаций.

Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеет определенную технологию – совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности.

Алгоритм принятия решений (разработчик – американский исследователь Л. Плакеттон):

· определение цели и направления в решении проблемной ситуации;

· установка критериев решений;

· разделение критериев;

· выработка альтернатив;

· сравнение альтернатив;

· оценка риска.

Оптимальный вариант выбора альтернативы управленческого решения проходит следующим образом:

· выбор альтернативы;

· анализ плана реализации решения;

Эффективность решения может быть оценена с трех сторон, соответствующих стадиям процесса принятия решения:

· разработки;

· принятия;

· реализации.

С точки зрения характера стимулирования могут быть выделены следующие типы решений:

· административное стимулирование;

· экономическое стимулирование;

· моральное стимулирование;

· психологическое стимулирование.

2. Методы коллективного принятия решений. Особенности коллективной экспертизы состоят в следующем:

· более полное представление о ситуации;

· выявление заведомо неконкурентных вариантов;

· выявление верных «суждений»;

· получение объективных оценок;

· получение оценок повышенной надежности;

Принятие коллективных решений часто сводится к применению какой-либо системы голосования. Суть принципа де Кондорсе состоит в следующем: кандидат, который побеждает в словесном поединке любого иного кандидата, непременно оказывается победителем на выборах. Согласно принципу де Кондорсе, справедливое определение победителя возможно путем попарного сравнения кандидатов по числу голосов, поданных за них.

С попытками преодолеть отрицательные черты традиционных способов принятия коллективных решений малыми группами связаны различные направления исследований:

· неантагонистические игры;

· групповые системы поддержки принятия решений;

· организация работы группы с помощью посредника;

Почему групповое решение принимается с большим уровнем риска? Существуют следующие гипотезы:

· Гипотеза о разделении ответственности – группа принимает решение с высоким уровнем риска потому, что ответственность за него разделяется между всеми ее членами. Это уменьшает страх перед неудачей. Доказано также, что величина сдвига риска больше в такой ситуации, в которой последствия решения равномерно распределяются между всеми членами группы.

· Гипотеза о роли лидера - структура группы почти всегда неоднородна. В ней могут быть лидеры и влиятельные люди, оказывающие воздействие на работу группы. Согласно этой гипотезы, лидеры предпочитают уровень риска выше среднего; не колеблясь они принимают смелые решения, обеспечивающие успех.

· Гипотеза об измерении полезности – обмен информацией в процессе дискуссии влияет на измерение полезности, которую лица, принимающие решения, приписывают исходам и альтернативам. Благодаря групповым процесса изменяется также полезность риска. Происходит явление конвергенции, т.е. субъективные значения ценности, которые приписываются риску отдельными членами группы, становятся сходными.

Ни одна из рассмотренных гипотез не является абсолютно достоверной. Возможно, что сдвиг риска при принятии группового решения обусловлен влиянием сразу нескольких факторов, рассмотренных в рамках гипотез, т.е. гипотезы не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.018 с.)