Тема 6. Социометрия как инструмент исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Социометрия как инструмент исследования



Социальных групп

Понятие социометрического метода опроса.

Социальные роли в группе.

 

1. Социометрическая процедура.  Термин «социометрия» означает измерение личностных взаимоотношений в группе. Социометрическая процедура – метод получения эмпирической информации, используемой в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых социальных группах. Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психологии – социометрии.

Основоположником социометрии является Дж. Морено – известный американский психиатр и социальный психолог. Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и З. Фрейда социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешние проявления поведения и взаимодействия людей, так и ФРЕЙДИЗМУ, АКЦЕНТИРУЮЩЕМУ ВНИМАНИЕ НА ВНУТРЕННИХ, ГЛУБИННЫХ ФАКТОРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

  Объектом социометрической теории являются реально существующие социальные группы, имеющие достаточно длительный опыт совместной групповой жизни.

Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Значительное место в практике социологических исследований занимают тесты на определение своеобразия межличностных отношений в организации.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации симпатий и антипатий среди членов группы.

Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос.

При проведении социометрических опросов необходимо соблюдать ряд важных требований:

· опрос следует проводить только в коллективах, имеющих значительный опыт (не менее шести месяцев) совместной деятельности, когда между членами группы сложились устойчивые взаимоотношения;

· количество членов группы, подвергаемой социометрическому исследованию, не должно превышать 10-15 человек, увеличение этого числа значительно усложнит наглядность выявляемых связей и снизит качество полученной информации;

· в ходе процедуры социометрического опроса от начала до конца должен выдерживаться изначально выбранный социометрический критерий, который должен быть понятен всем;

· при проведении опроса необходимо указать опрашиваемым, сколько положительных и отрицательных выборов они могут сделать. В отдельных случаях, когда исследуемая ситуация имеет высокую степень неопределенности, допускается неограниченное число выборов;

· социометрический критерий должен адекватно воспроизводить ситуацию выбора партнера, позволяющую опрашиваемому свободно выбрать или отклонить члена своего коллектива;

· опрос должен проводиться посторонним для этого коллектива лицом;

·  первичные данные опроса должны быть конфиденциальными, известными лишь руководителю опроса;

· участие респондентов в опросе должно быть индивидуальным и независимым от мнения других.

Морено выделил четыре основных подхода в работе социометриста:

· исследовательская процедура, изучающая организацию группы;

· диагностическая процедура, классифицирующая положение в группе и положение групп в коллективе;

· терапевтическая процедура, ставящая целью помочь индивидууму или группам лучше приспособиться к коллективу;

· полная социометрическая процедура, являющаяся синтезом всех эти стадий и превращающая их в одну-единственную операцию, в которой одна процедура зависит от другой.

 

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ: заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не знание признака, измеренное по определенной шкале, а фамилия (или номер, символ) того или иного члена группы.

Общая схема действий при социометрическом опросе заключается в следующим:

· проблема;

· определяется объект и предмет исследования;

· формируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы;

· определяется социологический критерий – критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы.

Социометрическим критерием является конкретная ситуация, характеризуемая контактом между индивидуумами и определяющая основу их выбора. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений между индивидами. 

  Центральное место в проведении социометрической опроса занимает процедура формулировки вопроса, от характера которого зависит не только точность полученной информации, но и выбор способа обработки этой информации.

 

Наиболее типичными для получения социометрической информации являются следующие вопросы:

· С кем из членов группы Вы хотели бы участвовать в намечающемся проекте?

· С кем из членов своего коллектива Вы чаще всего обсуждаете события, происходящие на предприятии?

· Проранжируйте, пожалуйста, членов вашей группы по степени духовной близости?

 

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах:

1. первый вариант – непараметрическая процедура: респонденту предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов (15 человек – 14 выборов).

Достоинства процедуры - позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки - большая вероятность получения случайного выбора.

2. второй вариант – параметрическая процедура – с ограниченным числом вариантов. «Социометрическое ограничение» значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрические ограничения заставляют испытуемых более внимательно относится к своим ответам, выбирать для ответов только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

 

Социометрический метод является синтетической процедурой, присущей всем отношениям, независимо от того, какое происхождение они имеют: экономическое, психологическое или биологическое. Он обеспечивает повышение качества знания о социальной структуре, рассматриваемой с точки зрения положенного в ее основу критерия.

 Социологическая карточка (анкета) составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи и т.д.). критерии определяются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Когда социологическая карточка заполнена составляется социоматрица.

Социологическая матрица представляет собой таблицу со сторонами

, где - число индивидов, подвергнувшихся тесту.

 

На основе социоматриц строятся социограммы, наглядно представляющие структуру межличностных отношений в социальных общностях.   

Социограммаграфический способ изображения структуры межличностных отношений в малой социальной группе.

 Социограмма – это рисунок, на котором группы изображаются точками, а их выборы – стрелками. Существует множество разновидностей социограмм:

· круговые – члены малых групп располагаются по окружности, внутри которой выделяются положительные и отрицательные выборы;

· концентрические – члены групп располагаются по концентрическим кольцам, причем индивиды в высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге. В следующем кольце находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестастическому. И, наконец, на окружности третьего кольца находятся отклоненные кандидатуры, т.е. лица, получившие отрицательные выборы.

· локограмма – при построении расположение символов членов группы изоморфно их реальному пространственному положению (например, расположению на рабочих местах).

 

Таким образом, в практике социологических исследований социометрия занимает особое место, являясь тестом на определение межличностных отношений в организации. Социометрический метод опроса является эффективным способом выявления состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации взаимных симпатий и антипатий среди членов группы.

 

2. Социальные роли в группе. Объектом социометрических исследований является малая группа - социальное образование, объединяющее ограниченное число членов (не более 20 человек), осознающих свою принадлежность к этому образованию на основе общего признака, совместной деятельности или помещения в особые условия.

В ходе социометрического опроса выявляются характерные черты такой группы, передаваемые через ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней. Все отношения в малой группе выступают в форме личных контактов, базирующихся на межличностных отношениях.

Социометрическая структура группы позволяет определять возраст группы, ее устойчивость по отношению к внутренним и внешним конфликтам, способность к управляемости.

Достичь таких результатов можно лишь при выявлении ключевых социометрических ролей, система взаимоотношений между которыми задает особенности ее структурного своеобразия. По различным основаниям можно выделить, как минимум, четыре таких роли, составляющие целостное представление о состоянии и устойчивости группы:

· роль положительной ориентации – в определении внутри группы носителя групповых симпатий, воплощающего благоприятный образ в глазах значительной части членов этой группы. Выявленный образ положительного героя группы служит способом выражения норм групповой морали, разделенных между группами в зависимости от их вида или условий формирования;

· роль отрицательной ориентации – выполняет носитель неблагоприятных групповых оценок, воплощающий противоположный положительному полюс ценностных приоритетов.

· роль группового лидера – выявляется не по социально-психологическому или морально-этическому основанию, и предполагает обоснование способности потенциального руководителя группы решать стоящие перед группой задачи. Роль группового лидера структурируют группу, обеспечивая ее управляемость и ориентацию на цели организации. Руководитель организации самостоятельно формирует коммуникационное поле, в рамках которого вырисовывается структура организации, каркас, который закладывает схема лидерства в организации;

· роль лидера мнения – является фокусом коммуникационных потоков в организации, но не располагает способностями представлять мнение группы во взаимоотношениях со средой. Лидер мнения нацелен на сближение профессиональных и морально-этических оснований в процессе формирования групп путем налаживания системы коммуникационных связей между членами группы, занимающими различные управленческие уровни. Находясь в центре коммуникационных потоков, лидер мнения выполняет роль буфера, адаптера групповых интересов к интересам каждого конкретного члена группы. Благодаря этой роли обеспечивается режим социального партнерства в группе, формируются условия ее воспроизводства.

Лидер – это основанная на свойстве неоднородности социальной структуры социальная роль, наделенная определенными полномочиями (формальными и неформальными) для выражения общественной воли.

Лидерство проявляется во взаимодействии ценностных ориентаций группы, задающих уникальные для каждой группы характеристики группового лидера, определяющегося по мере выявления положительных и отрицательных ориентиров группы.

В процессе развития группы, когда профессиональные, деловые и социально-психологические качества ее участников становятся для членов группы очевидными, происходит закономерная дифференциация группы на микрогруппы (клики), обладающие социометрической самодостаточностью и автономностью относительно других клик.

Переход группы в состояние зрелости характеризуется выраженностью социометрических ролей, определенностью сложившихся отношений симпатий и антипатий. Симптомом распада группы может служить образование двух ярко выраженных клик, сконцентрированных вокруг структурирующих их роли групповых лидеров.

В зависимости от комплекса взаимодействий между составляющими группу ролями можно выделить типовые разновидности малых групп, в основу дифференциации которых положен выбор социометрического критерия:

· диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения между членами опосредуются социально-психологическим критерием, проявляющимся через отношение симпатий-антипатий;

· корпоративная группа – в основе формирования лежит профессиональный критерий, определяющий взаимоотношения между людьми в ходе их совместной деятельности;

· патерналистская группа – группа, основа консолидации которой задается ее лидером, без которого она потеряет свою устойчивость и будет разрушена;

· референтная группа – морально-этический критерий, определяющий взаимоотношения между членами организации на основе признанных норм.

Обозначение этих групп носит условный характер, поскольку в реальных группах соседствуют все имеющиеся способы групповой консолидации. Однако их разведение положенное в основу проведения социометрических опросов, позволяет нацелено и планомерно преодолевать недостатки в каждом из составляющих группу функциональных блоков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.02 с.)