Лекция 3. Методы исследования социально-экономических и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Методы исследования социально-экономических и



Политических процессов

Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов.

2.  Классификация методов исследования:

Общенаучные методы исследования.

Конкретно-предметные.

Специфические методы.

 

1. Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. Развитие любых научных теорий невозможно без методологии. Любая деятельность человека характеризуется методологией. В успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его поведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Метод (широкий смысл) – сознательный способ достижения какого-либо результата, реализации определенной деятельности, решения научных и практических задач.

Одна из важнейших функций методологии – эвристическая (поисковая).

Для социальных наук можно выделить три уровня методологии:

· всеобщая научная,

· общесоциальная,

· частносоциальная.

   Содержание методологии исследования социально-экономических процессов: цель и предмет исследования, объект и субъект исследования, ориентиры и ограничения, подходы, пути и средства исследования, методы исследования.

Выделяем основные составляющие в содержании методологии исследования.

Любое исследование начинается с определения цели.

Цель исследования – состоит в построении социально-экономической и политической системы.

Цели исследования: текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально ресурсными, проблемно-комплексными и проблемно органическими.

· стратегическимиполучение принципиально нового результата, ради которого данное исследование и проводится:

для этого необходимо организовать управление и координацию деятельности, осуществляемой в разной последовательности и на различных функциональных участках (отвечает высшее руководство – топ менеджеры);

· оперативныепредставляют собой закрепленные за конкретными исполнителями проектируемые действия, реализация которых позволит достичь стратегических целей:

такие цели отличаются большей стандартностью и простотой.

Объект исследования – социально-экономическая и политическая система управления.

Предмет исследования – проблема (проблемная ситуация):

· это реальное противоречие требующие своего разрешения;

· это противоречие, не тождественное задачи (предполагает знание алгоритма ее решения), поскольку всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо алгоритма решений.

Предмет исследования (проблема) определяет подходы и методы исследования.

Следующая составляющая в содержании методологии – подходы.

Подход – это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направленность относительно цели:

· аспектный подход – выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование;

· системный подход – требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделение главного и существенного, определение связи между аспектами, свойствами и характеристиками;

· концептуальный подход – предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность и преемственность исследования.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследования более последовательно и целенаправленно.

Ориентиры:

· мягкие;

· жесткие.

Ограничения:

· явные;

· неявные.

Главную роль в методологии исследования играют средства и методы исследования.

Научная проблема

К формулировке научной проблемы предъявляется ряд требований:

· максимальная краткость: отражение только значимых характеристик;

· включение нескольких основных характеристик;

· проблема является исходным основанием для определения целей и задач исследования.

Основные классификации проблем:

1. по способности охватывать максимальную площадь проблемного поля:

· структурированные – базируются на глубоком научном анализе, учитывающем воздействие множества факторов;

· слабоструктурированные –

· неструктурируемые – осознание которых происходит на основе интуиции, а не на основе рационального расчета.

2. по степени решаемости:

· «уже не проблемы» - решенные проблемы, но не считающиеся такими, либо те, которые переросли в другие проблемы;

· «еще не проблемы» - проблемы, существующие в проекте и возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

· «никогда не проблемы» - проблемы, которые невозможно решить.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры:

· качество проблемы – ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат;

· определение проблемы включает в себя пять операций:

- формулирование проблемы;

- построение проблемы, представленное операциями стратификации расщепление проблемы на подвопросы;

- оценка проблемы, характеризующаяся выявлением всех условий необходимых для решения проблемы: методы, средства, приемы, методики;

- обоснование проблемы, установление связей с другими проблемами;

- обозначение проблемы – перевод проблемы на иной научный язык.

 

При характеристике научных исследований следует проводить четкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями:

· фундаментальные исследования – направлены на открытие новых законов, закономерностей, на развитие понятийного аппарата;

· прикладные исследования – ориентирована на решение конкретной задачи, не предполагающей переосмысление сложившихся подходов ее решения.

  Обе разновидности научных исследований взаимно дополняют друг друга и составляют две стороны одного подхода. Фундаментальные научные исследования позволяют развивать и совершенствовать теоретическую базу, обеспечивая возможности интерпретации и подтверждения растущей эмпирической базы. Прикладные исследования служат способом применения сложившихся теоретических схем и механизмов конструирования или регулирования объекта исследования.

Основными научными дисциплинами, осуществляющими анализ и объяснение социально-экономических и политических процессов являются экономика, социология и политология. 

 

2. Классификация методов исследования.

Метод научного исследования – способ сбора, обработки или анализа данных, полученных в ходе наблюдения объекта, применяемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект.

Метод исследования – совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс.

Метод исследования социально-экономических и политических процессов – это способ получения информации об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования.

К настоящему времени наука накопилаогромный арсенал исследовательских методов. Успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно подобран метод или их совокупность. Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность.

Все методы исследования можно разделить на три большие группы:

· Общенаучные (теоретические) – отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа; эти методы достаточно универсальны и могут быть использованы в различных областях науки и практики:

-  восхождение от абстрактного к конкретному,

-  абстрагирование,

-  классификация,

-  метод «букета проблем»,

-  анализ и синтез,

-  индукция и дедукция,

-  сравнение и моделирование.

· конкретно-предметные (эмпирические) – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления; они не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области исследования:

-  наблюдение,

-  опрос,

-  интервью,

-  экспертные оценки,

-  эксперимент

· специфические это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности:

-  контент-анализ;

-  ивент – анализ;

-  социометрия;

-  фокусированное интервью и т.д.

Выделение методов социально-экономических и политических исследований в отдельную группу вполне оправданно, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвижность составляющих его структурных звеньев, что значительно затрудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.018 с.)