Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции управления социально-экономическими процессами.
1. Понятие и особенности управляемых социально-экономических и политических процессов. Социально-экономические и политические процессы являются итогом сложения результатов действия различных сил или субъектов. С этой точки зрения субъектами и объектами могут быть: · мировое сообщество; · гражданское общество России; · государственная власть; · социальные группы; · отдельные индивидуумы (личности). К концу XX века появилось новое понятие – глобальное управление. Глобальное управление (англ.: global governance) – процесс, с помощью которого различные акторы стараются вырабатывать общие для мирового сообщества правила поведения на мировой арене. Управленческий ресурс современных участников мировой политической системы крайне разнообразен: · политический голос государства при принятии решений в ООН; · финансовые возможности ТНК; · доверие общественного мнения определенным общественным организациям. Государства сохраняют за собой монополию в качестве субъекта государственного права. Параметры глобального управления: · участие различных акторов; · отсутствие иерархичности связей между ними; · множественность форм и методов воздействия; · использование переговоров для согласований. Наше общество возникло и развивается по пути совершенствования механизмов и форм социального управления. При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность носит циклический характер, в основе которого – единый, универсальный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации. В самом общем виде управленческий цикл состоит из следующих этапов: 1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом. 2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также в определенные моменты с перспективой на будущее, как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование). 3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование).
4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений. Первый и четвертый этап практически совпадают, благодаря этому управление приобретает циклический характер. Опыт управления социально-экономическими процессами опирается на два подхода, идущих из классического менеджмента (Тейлор и Мейо). 1. программно-целевой – предлагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (государственные структуры) и объектом управления (экономика и социальная сфера в целом): · постановку задачи, оценку альтернативных вариантов, выбор стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры; · построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели. 2. «органический» - рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В самом широком смысле известен, как «концепция модернизации»: · имеются пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта; · в его рамках предполагается, что изменение нежелательного, неправильного поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должны не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.
Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы, моделирование и т.д. Данный подход наиболее эффективен в стабильных и хорошо предсказуемых условиях. Слабость заложена в его достоинствах: он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это как раз ограничивает ее возможности, особенно в период кризиса. Сильная сторона «органического подхода» - опора на механизмы саморазвития и самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы). Подход можно ограничить.
Естественно, оба подхода в чистом виде – крайность, и управленческие практики опираются на их совместное использование. Мы можем сказать, что экономическая и социальная сфера взаимообусловлены, что способствует воздействию государства на экономику и социальную сферу на основе комплексного видения, когда они рассматриваются совместно, т.е. речь идет об управлении социально-экономическими процессами. Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами: 1. первое - нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла. В рамках этого направления государство (субъект управления в обществе) должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного управления – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, снижение безработицы и достижения стабильности; 2. второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Рассматривает возможность оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики: ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование; 3. третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особенности управляемых социально-экономических процессов определяется тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Специфика такого управления заключается в более широком аналитическом и исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения по иерархической лестнице.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.008 с.) |