Функции управления социально-экономическими процессами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции управления социально-экономическими процессами.



 

1. Понятие и особенности управляемых социально-экономических и политических процессов. Социально-экономические и политические процессы являются итогом сложения результатов действия различных сил или субъектов.

С этой точки зрения субъектами и объектами могут быть:

· мировое сообщество;

· гражданское общество России;

· государственная власть;

· социальные группы;

· отдельные индивидуумы (личности).

К концу XX века появилось новое понятие – глобальное управление.

Глобальное управление (англ.: global governance) – процесс, с помощью которого различные акторы стараются вырабатывать общие для мирового сообщества правила поведения на мировой арене.

Управленческий ресурс современных участников мировой политической системы крайне разнообразен:

· политический голос государства при принятии решений в ООН;

· финансовые возможности ТНК;

· доверие общественного мнения определенным общественным организациям.

Государства сохраняют за собой монополию в качестве субъекта государственного права.

Параметры глобального управления:

· участие различных акторов;

· отсутствие иерархичности связей между ними;

· множественность форм и методов воздействия;

· использование переговоров для согласований.

Наше общество возникло и развивается по пути совершенствования механизмов и форм социального управления. При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность носит циклический характер, в основе которого – единый, универсальный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации.

В самом общем виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:

1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом.

2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также в определенные моменты с перспективой на будущее, как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование).

4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Первый и четвертый этап практически совпадают, благодаря этому управление приобретает циклический характер.

    Опыт управления социально-экономическими процессами опирается на два подхода, идущих из классического менеджмента (Тейлор и Мейо).

1. программно-целевой – предлагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (государственные структуры) и объектом управления (экономика и социальная сфера в целом):

· постановку задачи, оценку альтернативных вариантов, выбор стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры;

· построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

2.  «органический» - рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В самом широком смысле известен, как «концепция модернизации»:

· имеются пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта;

· в его рамках предполагается, что изменение нежелательного, неправильного поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должны не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

 

 Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы, моделирование и т.д. Данный подход наиболее эффективен в стабильных и хорошо предсказуемых условиях. Слабость заложена в его достоинствах: он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это как раз ограничивает ее возможности, особенно в период кризиса. Сильная сторона «органического подхода» - опора на механизмы саморазвития и самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы). Подход можно ограничить.

Естественно, оба подхода в чистом виде – крайность, и управленческие практики опираются на их совместное использование.

Мы можем сказать, что экономическая и социальная сфера взаимообусловлены, что способствует воздействию государства на экономику и социальную сферу на основе комплексного видения, когда они рассматриваются совместно, т.е. речь идет об управлении социально-экономическими процессами.  

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

Можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами:

1. первое - нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла. В рамках этого направления государство (субъект управления в обществе) должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного управления – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, снижение безработицы и достижения стабильности;

2. второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Рассматривает возможность оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики: ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование;

3. третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Особенности управляемых социально-экономических процессов определяется тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Специфика такого управления заключается в более широком аналитическом и исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения по иерархической лестнице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.008 с.)