Пенсии по случаю потери кормильца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенсии по случаю потери кормильца



     Пенсии по случаю потери кормильца занимают своеобразное положение в системе пенсионного обеспечения: их нельзя отнес­ти к числу трудовых, поскольку право на их получение имеют лишь, по общему правилу, нетрудоспособные члены семьи, но и рассматривать их как сугубо социальные также нельзя, ибо размер пенсии, а тем более ее базовой части, ставит­ся в зависимость от суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, соизмеримого с суммой его страховых от­числений в Пенсионный фонд.

     Особенностью пенсий этого вида является их производный от пенсий по возрасту и инвалидности характер, ибо их размер за­висит от того, на какой вид пенсии мог рассчитывать на момент смерти кормилец.

     Основанием для назначения пенсии по случаю потери кор­мильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке.

Условиями, необходимыми для установления пенсии по слу­чаю потери кормильца, являются следующие:

     • состояние в родстве с умершим;

     • нахождение на его иждивении, т. е. получение при жизни от кормильца      всех средств к существованию (полное содержание) либо получение от него      такой помощи, которая была посто­янным и основным источником средств к      существованию;

     • нетрудоспособность тех членов семьи, которые претендуют

     на пенсию.

     Это - общие условия для назначения пенсий по случаю по­тери кормильца, но они могут быть либо дополнены другими, либо, напротив, исключены из числа обязательных. Так, например, один из родителей или супруг, брат, сестра умершего кормильца, занятые уходом за его детьми, внуками имеют право на пенсию при усло­вии, что они не работают; его родители или супруг - при условии, что они достигли общеустановленного 60 или 55-летнего пенсион­ного возраста или являются инвалидами. Это дополнительные требования для назначения пенсии. Исключением из общих усло­вий является необязательное нахождение на иждивении тех лиц, которые заняты, например, уходом за несовершеннолетними де­тьми кормильца, для родителей погибшего военнослужащего по

призыву и т. д.

     Все родственники умершего кормильца (дети, братья, сест­ры, внуки, внучки, родители, дедушки и бабушки), приравненные к ним, а также иные лица (усыновители, усыновленные, супруг, отчим, мачеха) в зависимости от степени родства и предполагае­мого уровня нуждаемости разбиты по условиям пенсионирования на четыре группы, для каждой из которых устанавливается свой «набор» условий. Например, дедушка и бабушка имеют право на пенсию при достижении ими возраста 60 и 55 лет соответственно при условии, что они являются инвалидами и не имеют в составе своей семьи лиц, обязанных их содержать по закону; для назначе­ния пенсии отчиму и мачехе помимо общих условий необходимо, чтобы они содержали умершего пасынка или падчерицу не менее

пяти лет, и т. д.

     Нетрудоспособными признаются:

     • лица, достигшие 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин);

     • инвалиды, имеющие ограничения к трудовой деятельности одной из трех      степеней;

     • несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте до 18 лет (учащи­еся по очной форме обучения - до 23 лет либо до окончания соответствующего обучения,     лица, пострадавшие от черно­быльской катастрофы - до 25 лет).

     На всю семью назначается одна общая пенсия, но каждый из членов семьи, имеющих право на пенсию, вправе требовать вы­дела из нее своей доли.

     Размер общей пенсии и пенсий отдельным членам семьи за­висит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец (например, военнослужащий по призыву или пострадавший от радиационной катастрофы), от источника финансирования (являются ли им бюджетные ассигно­вания или страховые взносы) и других обстоятельств.

     Если речь идет о пенсиях по системе государственного пен­сионного обеспечения, то их размер определяется в процентном отношении (от 150 до 250 %) к базовой части пенсии по возрасту. Если же определяется размер трудовой пенсии, то он является ре­зультатом сложения базовой и страховой ее частей. Размер базо­вой части определяется в твердой денежной сумме в зависимости от категории лица, претендующего на пенсию, а страховая часть исчисляется по специальной формуле с учетом страховых накоп­лений умершего кормильца.

 

Социальные пенсии

     Право на социальные пенсии закреплено ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Такое название имеет несколько условное значение, так как любые платежи в сфере социального обеспе­чения являются социальными. Они названы так для того, чтобы была возможность отграничить их от пенсий, которые назнача­ются гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной обще­ственно-полезной деятельностью. Социальные пенсии назнача­ются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при на­личии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни тру­дового, ни страхового стажа. Закон выделяет три категории та­ких граждан:

     1) инвалиды с ограничением способности к труду III, II или I степени (в том числе инвалиды с детства), если они не имеют права на трудовую пенсию, дети-инвалиды, а также инвалиды, хо­тя и имеющие соответствующий трудовой или страховой стаж, ко­торый давал бы им право на трудовую или государственную пен­сию, но получившие инвалидность в связи с совершением ими умышленного преступления или в результате умышленного при­чинения вреда своему здоровью;

     2) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, в том числе дети умершей одинокой матери, если они не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;

     3) лица, достигшие общеустановленного 60- и 55-летнего пенсионного возраста (для малочисленных народностей Севера -возраста 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно), если они не имеют права на пенсию по возрасту.

     Размеры этих пенсий не велики и по этому признаку социаль­ные пенсии в большей степени можно отнести к числу пособий. Они колеблются от 385 до 900 рублей в месяц и исчисляются в процентном отношении (от 85 до 100 %) к базовой части пенсии по возрасту или инвалидности. Кроме того, закон устанавливает их минимальные пре­делы.

 

Негосударственные пенсии

     Относительно новым способом пенсионного обеспечения являются пенсии, выплачивае­мые гражданам из негосударственных пен­сионных фондов в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах». На 1 января 2000 г. такие фонды существовали в 49 субъектах РФ, их участни­ками являлись около 2 млн. человек, а пенсии из них получали око­ло 200 тыс. человек. Размер пенсий в среднем составлял около 30 % назначенных государственных пенсий. Эти цифры свидетельству­ют, что данная система пенсионного обеспечения достаточно пер­спективна. Однако ее нормальное функционирование возможно лишь при условии, что будут обеспечены надежные государствен­ные гарантии ее стабильности.

     Основанием негосударственного пенсионного обеспечения яв­ляется трехсторонний договор между негосударственным пенсион­ным фондом, вкладчиком (т. е, физическим или юридическим лицом, осуществляющим платежи в денежной или натуральной форме в пользу участника) и участником (т. е. гражданином или семьей - по­лучателями негосударственной пенсии). Вкладчиком может быть и сам участник; в этом случае договор является двухсторонним. Все ус­ловия пенсионного обеспечения, в том числе основания и виды пен­сий, условия, размеры и порядок их выплаты, определяются заклю­ченным договором. Эти положения, как правило, указываются в пен­сионных схемах, разрабатываемых фондом, к которым вкладчик (участник) присоединяется в полном объеме, либо в которые по дого­воренности сторон вносятся определенные коррективы.

Негосударственные пенсионные фонды - это некоммерческие организации, которые должны иметь лицензию на занятие соответст­вующей деятельностью и быть зарегистрированы в установленном порядке. В целях контроля за деятельностью этих организаций в их структуре создается попечительский совет. Внешний же контроль осуществляют специальные государственные органы - инспекции негосударственных пенсионных фондов.

 

Пособия: понятие и виды

     Пособия занимают по своей значимости вто­рое после пенсий место в системе права социального обеспечения. С пенсиями их объединяет многое: денежная форма, пери­одичность выплаты, основания предоставления, но также многое и отличает. Например, пособия могут выплачиваться в полной сумме единовременно, эпизодически, они могут назначаться по другим основаниям, к примеру, деторождение, необходимость са­наторно-курортного лечения и др. Главная же особенность рас­сматриваемых видов денежных выплат состоит в том, что если пенсии устанавливаются с целью содержания гражданина, то по­собия - для оказания ему разовой либо временной помощи.

     Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражда­нам периодически (ежемесячно) или единовременно с целью ока­зания им помощи в случаях и порядке, предусмотренных действу­ющим законодательством. Пособия имеют много разновидностей, часть из которых сгруппирована в два основных института, состо­ящих из ряда субинститутов. Это институт пособий по государст­венному социальному страхованию, который закреплен одноимен­ным Положением от 12 ноября 1984 г., и институт государствен­ных пособий гражданам, имеющим детей, основные положения которого закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.01 с.)