Субъективная сторона административного правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективная сторона административного правонарушения



     С точки зрения субъективной стороны, т. е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве норм, формулирующих составы ад­министративных правонарушений, не содержится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совер­шено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по не­осторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Понятно, например, что такие правонару­шения, как мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), подделка документов, штампов, печатей или бланков (ст. 19.23 КоАП РФ), могут быть совер­шены только умышленно. Но иногда закон все же включает в состав административного правонарушения ту или иную форму вины. На­пример, ст. 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответст­венность за умышленное уничтожение или повреждение чужого иму­щества, если эти действия не повлекли причинения значительного ущерба. Такая формулировка означает, что неосторожное поврежде­ние чужого имущества административным правонарушением не яв­ляется и не подлежит административной ответственности (что не ис­ключает, конечно, ответственности гражданско-правовой в виде воз­мещения убытков). Придавая в отдельных случаях юридическое зна­чение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса, не различает ее видов - прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административ­ных правонарушений и такие субъективные признаки, как цепь и мо­тив противоправного поведения.

     Определенную специфику имеет установление вялы юридиче­ского лица, поскольку последнее, как известно, является искусствен­ным образованием, а значит, не обладает психикой. Виной юридичес­кого лица в совершении административного правонарушения следу­ет считать вину его должностных лиц, иных лиц, входящих в его орга­ны управления, работников, не принявших всех зависящих от них и возможных в конкретной ситуации мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законом установлена административная ответственность. Поскольку, таким образом, вина юридического ли­ца связана с виновным поведением конкретных физических лиц, за­кон предусматривает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уго­ловной ответственности за данное правонарушение виновное физиче­ское лицо и, наоборот, привлечение к административной или уголов­ной ответственности физического лица не освобождает от админист­ративной ответственности за данное правонарушение лицо юри­дическое.

 

Административные наказания

     Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

     КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний:

     1) предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является;

     2) административный штраф. Административный штраф -это основная мера административного наказания, предусмотрен­ная почти за все виды административных правонарушений. Адми­нистративный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер ко­торой устанавливается в величине, кратной:

     • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов). Устанавливаемый таким образом размер штрафа не может   быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ в отношении граждан, 50 (а в ряде     случаев 100) - в отношении должностных лиц, 1000 (а в ряде случаев 5000) -в отношении юридических лиц;

     • стоимости предмета административного правонарушения, но не более      трехкратного размера его стоимости;

     • сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незакон­ной валютной      операции, но не более трехкратного размера указанных сумм;

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения. Возмездное изъятие заключа­ется в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предме­том административного правонарушения и последующая его реа­лизация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмезд­ное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в ча­стности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, ис­пользования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

     4) конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административ­ного правонарушения. Это может быть имущество, которое неза­конно хранится, провозится либо пользование которым не оформ­лено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правона­рушителю на праве собственности; в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не явля­ется конфискацией изъятие из незаконного владения правонару­шителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных ма­териалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Кон­фискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

     5) лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу. Лишение специального права устанавливается за гру­бое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонару­шения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управ­ления. Наказание в виде лишения специального права назначает­ся судьей. Срок лишения специального права не может быть ме­нее одного месяца и более двух лет. Законодательством преду­смотрена возможность лишения специальных прав трех видов: • лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это нака­зание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уста­новленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо

является;

     • лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для      которых охота является основным законным источником средств к      существованию;

     • лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или      высокочастотных устройств';

     6) административный арест. Административный арест явля­ется самой строгой мерой административного наказания. Он за­ключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от об­щества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нару­шение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды администра­тивных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнад­цати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II степени. Административный арест назначается судьей;

     7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Административное выдворение назнача­ется судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами; 8) дисквалификация. Дисквалификация представляет собой ли­шение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в со­вет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие ор­ганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные уп­равляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

     Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут. По вполне понятным причинам юридичес­кому лицу могут быть назначены не все перечисленные виды админи­стративных наказаний, а только первые четыре из них.

     Административные наказания делятся на основные и допол­нительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех нака­заний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

 

Лица, уполномоченные назначать административные наказания

     Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся, органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные орга­ны, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государ­ственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного кон­троля и многие другие (всего около 60 видов органов и должност­ных лиц). Применение административной ответственности со­ставляет особую, исключительную компетенцию этих органов, яв­ляется их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т. е. в порядке реализации им административно-юрисдикционной компетенции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.008 с.)