Глава 14. Административные правонарушения и административная ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Административные правонарушения и административная ответственность



 

Понятие административного права

     Административное право как: правовая от­расль регулирует особую группу общест­венных отношений - так называемые управ­ленческие отношения, которые характери­зуются следующими основными признаками:

     • они возникают в сфере государственного управления - дея­тельности      государства по упорядочению экономических, политических, социально-     культурных и иных процессов в стране, т. е. при осуществлении государством      исполни­тельной власти. Это отношения государственной службы, отношения по регулированию деятельности государственных органов и их должностных      лиц в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и спорта, науки и образования, религии и культуры, охраны общест­венного порядка, обороны страны и многих других областях      деятельности;

     • их обязательным участником выступает носитель государ­ственной власти      (государственно-властных полномочий): Российская Федерация, субъект РФ,      орган государственной власти федерального уровня или субъекта Федерации,      должностное лицо, т. е. представитель органа государст­венной власти или иного государственного учреждения, на­деленный распорядительными    полномочиями. В качестве другого участника административного правоотношения могут выступать иной орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо либо субъект, не на­деленный     властными полномочиями - гражданин РФ, иност­ранный гражданин, лицо без     гражданства, российское или иностранное юридическое лицо;

     • эти отношения основываются на началах власти и подчинения, т. е. по своему характеру являются отношениями суборди­нации. Данный признак вытекает из двух предыдущих: уп­равленческая деятельность государства в     лице его органов и их должностных лиц по самой своей природе есть    деятельность властная, предполагающая подчинение (в рамках

     закона) других субъектов, в том числе государственных органов и должностных лиц, воле государства. Этим рас­сматриваемые отношения     отличаются от отношений граж­данско-правовых, в которых также могут     участвовать госу­дарственные органы (и даже само государство), но уже не в качестве носителей публичной власти, а как равные с други­ми участниками этих отношений партнеры (например, при поставках товаров или выполнении подрядных работ для го­сударственных нужд - закупке продовольствия для армии, заказе обмундирования и т. п.).

     Таким образом, административное право - это отрасль пра­ва, регулирующая управленческие отношения, то есть основанные на началах власти и подчинения общественные отношения, складываю­щиеся между государством, органами государственной власти, их должностными лицами, а также между этими органами (должност­ными лицами) и иными субъектами - гражданами, организациями и др. - в процессе осуществления исполнительной власти.

     Специфика предмета административного права (регулируе­мых им отношений) предопределяет и характер метода администра­тивно-правового регулирования. Б целом этот метод можно обозна­чить как императивный: в административном праве абсолютно преоб­ладают императивные нормы; поведение, дозволенное властному субъекту административных правоотношении, в то же время являет­ся для него обязательным (т. е. субъективное право органа государ­ственной власти или должностного лица есть одновременно и его обязанность); типичными юридическими фактами, лежащими в осно­ве административных правоотношений, являются властные предпи­сания органов государственной власти и должностных лиц, заявления и жалобы граждан и организаций, а также административные право­нарушения; такой юридический факт, как договор, не играет в адми­нистративном праве существенной роли.

 

Понятие админист­ративной ответст­венности

     Для надлежащего и эффективного выполне­ния органами управления и их должностными лицами исполнительно-распорядительных функций закон наделяет указанные органы и их должностных лиц административной юрисдикцией, иными словами, компетенцией, в которую входит рассмотрение дел об ад­министративных правонарушениях, связанных со сферой деятель­ности этих органов и должностных лиц, и применение к правона­рушителям мер административной ответственности. Так, в целях эффективного контроля за соблюдением правил дорожного движения органы ГИБДД и их должностные лица наделены полномо­чиями налагать на нарушителей штрафы и применять иные меры административного принуждения. Устанавливая перечень адми­нистративных правонарушений и наказаний за их совершение, по­рядок назначения этих наказаний, а также административную юрисдикцию соответствующих органов и должностных лиц, адми­нистративное право выполняет, помимо регулятивной, также и важную охранительную функцию.

     Административное принуждение состоит в применении компетентным органом государственной власти или должност­ным лицом административно-правовых санкций, которые, как и любые юридические санкции, подразделяются на меры защиты (в административном праве это чаще всего меры пресечения, на­пример, задержание правонарушителя) и меры ответственности1.    Административная ответственность выражается в при­менении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам администра­тивных правонарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.)