Признаки административной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки административной ответственности



     Административная ответственность имеет ряд отличительных признаков, как специфических, так и общих с другими видами публич­но-правовой ответственности. Как и любая от­ветственность по нормам публичного права, административная ответ­ственность:

     • является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание      нарушителя (а не на восстановление имущест­венного положения кредитора,   как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонаруше­ний в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовав­шем за него наказании (так называемая превенция);

     • необходимым условием ее применения является вина нару­шителя; объективное вменение не допускается. В админист­ративном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует     презумпция невинов­ности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного таща, рассматриваю­щего дело. Привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все      неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (в отличие   от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);

     • может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, ад­министративный арест);

     • всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же      праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);

     • применяется только по инициативе специально уполномочен­ных      государственных (муниципальных) органов и их должно­стных лиц (а не по      усмотрению потерпевшего, как в частном праве), причем в силу компетенции      этих органов и должно­стных лиц применение публично-правовых санкций      является не только их правом, но одновременно и обязанностью;

     • не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения      государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве      должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить      причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);

     • императивно установлена законом и не может быть изменена по      соглашению сторон административного правоотношения.

     Перечисленные особенности присущи любому виду публично-правовой ответственности, поскольку обусловлены характером императивного метода правового      регулирования, господствующего в сфере публичного права. В то же время эти признаки отличают публично-правовую ответственность от ответственности частно­правовой. Но, кроме того, административная ответственность име­ет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

     • основанием применения административной ответственности является      правонарушение особого вида, именуемое админи­стративным;

     • меры административной ответственности применяются только к субъектам, которые не связаны служебными отно­шениями с органами и должностными лицами, уполномо­ченными применять данные меры (например, пешеход или водитель, нарушившие правила дорожного движения, с одной стороны, и инспектор ГИБДД, налагающий штраф, - с другой).

     Рассматриваемый признак отличает административную ответственность от      ответственности дисциплинарной, которая, напротив, применяется лишь к      субъектам, находящимся с пра­воприменительным органом (должностным лицом) в отно­шениях служебного подчинения (например, работник и работодатель, военнослужащий и его командир);

     • мерами административной ответственности являются адми­нистративные      наказания, предусмотренные КоАП РФ;

     • как и для всех мер административного принуждения, для адми­нистративной      ответственности характерно то, что она применяется, по общему правилу, во      внесудебном порядке - органами государственного управления и их должностными лицами;

     • законодательство об административных правонарушениях, устанавливающее меры административной ответственности, составляет    предмет совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ. Поэтому законами республик в со­ставе РФ, краев, областей и т. п. может     предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не     предусмотренные КоАП РФ. Однако установление общих положений и   принципов административной ответственности, перечня видов      административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об админист­ративных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.005 с.)