Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Социальное обеспечение гражданСтр 1 из 11Следующая ⇒
ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Социальная защита и социальное обеспечение В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследованиях. Объясняется этот повышенный интерес прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, - переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения. Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широкая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной защиты должна решаться с помощью всей правовой системы России, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан. В свою очередь, защита, в том числе и социальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в данной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачивают (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т. д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную. Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъектами-получателями социальных выплат и натуральных предоставлений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из причин нуждаемости, наряду с такими, как безработица, болезнь, низкое материальное обеспечение и т. д. Учитывая изложенное, можно в целом определить предмет права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения Метод правового регулирования социально-обеспечительных отношении как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин наделяется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовлетворить требование гражданина. В силу этого метода стороны социально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобразное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин выступал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимости сторон, так как соответствующие органы созданы и существуют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы. Общий трудовой стаж Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от ее характера, количества и длительности перерывов в ней, условий труда, природно-климатических особенностей, где она протекала. Б общий трудовой стаж включаются, кроме того, периоды иной общественно-полезной деятельности, но уже на определенных условиях. Например, время ухода за ребенком включается в этот стаж лишь до достижения ребенком возраста полутора лет. С принятием новых пенсионных законов роль общего трудового стажа заметно снизилась. Ранее он являлся ведущим условием для назначения всех видов трудовых пенсий, с учетом его продолжительности определялся их размер. Теперь эту функцию он выполняет лишь косвенно, опосредованно - через страховой стаж либо в совокупности с ним. Это значит, что самостоятельным правообразующим свойством при назначении трудовых пенсий он в настоящее время не обладает, а используется в качестве дополнительного к страховому стажу условия.
В качестве самостоятельного условия общий трудовой стаж применяется в исключительных случаях, например, при назначении государственных пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Специальный трудовой стаж Специальный трудовой стаж - это продолжительность не любой, а строго определенной в законе деятельности, как правило, связанной с особенностями профессий работников и условий выполнения трудовых функций (подземные работы, горячие цеха и др.), оказывающих вредное воздействие на организм человека и приводящих к его преждевременному износу, старению. В него также включаются периоды работы в организациях, расположенных в местностях Крайнего Севера. Юридическое значение специального трудового стажа состоит в том. что он является дополнительным условием для назначения досрочных трудовых пенсий по возрасту и основанием, порождающим право на пенсию за выслугу лет. В последнем случае специальный стаж приобретает форму выслуги лет, которая применяется для исчисления стажа государственной службы, службы военнослужащих и приравненных к ним по условиям пенсионирования лиц. В отличие от общего, специальный стаж исчисляется не только календарно (месяц работы = месяцу стажа), но и в льготном порядке, т. е. когда определенный календарный период службы засчитывается в стаж в повышенном размере (например, месяц службы = двум месяцам выслуги лет).
Непрерывный трудовой стаж Непрерывный трудовой стаж - продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков. Продолжительность непрерывного трудового стажа влияет только на размер пособия по временной нетрудоспособности. Помимо непосредственной трудовой деятельности в этот стаж включаются периоды: военной службы, исполнения обязанностей депутата Государственной Думы и ухода за ребенком в возрасте до трех лет. Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. Сроки сохранения непрерывного трудового стажа после увольнения с последующим поступлением на работу зависят от основания увольнения. Например, после увольнения по собственному желанию по уважительной причине лицо должно поступить на работу в течение месяца. В противном случае трудовой стаж прерывается, а если увольнение не было вызвано уважительными причинами, то стаж сохраняется лишь в течение трех календарных недель.
Страховой стаж Термин «страховой стаж» впервые был упомянут в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно-полезной деятельности: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе; период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех пет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства и некоторые другие (ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В настоящее время страховой стаж является ведущим видом стажа, так как именно от его наличия зависит право на трудовые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения. Если такой стаж у гражданина отсутствует, то у него возникает лишь право на социальную пенсию, размер которой значительно ниже других видов пенсий. Понятие пенсии Пенсионное обеспечение составляет основу социального обеспечения в нашей стране. Пенсия (в самом общем ее понимании) - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. С 1 января 2002 г. вступили в действие два федеральных закона, предусматривающие соответственно два основных вида пенсионного обеспечения: государственное и накопительно-трудо вое. Это уже упоминавшиеся выше законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия по возрасту Ведущим видом пенсионного обеспечения являются пенсии по возрасту. Закон их именует пенсиями по старости, но этот термин не совсем удачен, поскольку старость -категория относительная и наступает у различных граждан в разные периоды их жизни. Закон же устанавливает общее и единое основание для всех - достижение, по общему правилу, возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин). Ведущим данный вид пенсии является не только по числу пенсионеров этой категории, но и в связи с тем, что размер пенсий по возрасту служит своеобразной базой для исчисления размеров иных видов пенсий. Главной особенностью пенсий по возрасту является то, что они назначаются пожизненно. Все иные виды пенсий устанавливаются на определенный срок или на срок, определенный относительно. Например, пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который установлена сама инвалидность гражданина (как правило, это один или два года), пенсия за выслугу лет - до тех пор, пока гражданин не работает в должности, с которой он ушел на пенсию.
По системе государственного пенсионного обеспечения пенсии по возрасту назначаются лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и других радиационных или техногенных катастроф, с уменьшением требований к возрасту на 5-10 лет или условии, что у них имеется трудовой стаж продолжительностью не менее пяти лет. По этой же системе назначаются социальные пенсии по возрасту тем, кто не имеет трудового (страхового) стажа 5 и более лет, если они достигли возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины). Все остальные пенсии по возрасту являются трудовыми. По общему правилу, они устанавливаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам - 55 пет при условии, что они имеют страховой стаж 9 и более лет. Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для такого пенсионирования являются: • особый характер труда (например, авиаторы, водители городского общественного транспорта и др.); • физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению); • условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда); • географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); • осуществление материнских функций (женщины, родившие и воспитавшие пятерых и более детей до восьмилетнего возраста). Эти основания закреплены в ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Особенностью досрочного пенсионного обеспечения является то, что для каждой категории перечисленных в указанных статьях лиц устанавливаются специальные, отличные от других условия. Размер пенсий по возрасту определяется суммой базовой, страховой и накопительной ее частей.
Пенсия за выслугу лет Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим работу определенного рода, которая, по мнению законодателя, приводит к утрате их профессиональной трудоспособности, если они проработали в соответствующих должностях установленное количество лет. Это - пенсия за службу, отсюда и происходит ее название. Как правило, она назначается независимо от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила делаются исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе - от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, то он подлежит увольнению, но далеко не каждый имеет на этот момент выслугу требуемой продолжительности (15, 20, 25 лет). В таких ситуациях закон также предоставляет право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями: достижение установленного возраста, наличие выслуги лет не менее 50 % общеустановленной и общего трудового или страхового стажа. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач, В настоящее время правом на пенсию за выслугу лет пользуются:
а) государственные и муниципальные служащие; б) военнослужащие и приравненные к ним по вопросам пенсионирования служащие других ведомств, главным образом военизированных (МВД, ФСБ и др.), а также работники органов прокуратуры; в) судьи судов Российской Федерации, хотя их пенсионное обеспечение носит несколько иное название - пожизненное денежное содержание. Пенсия по инвалидности Пенсии по инвалидности назначаются лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т. е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства социальной защиты населения РФ. Для целей пенсионного обеспечения имеет значение не только факт установления инвалидности, но и вызванное, обусловленное ею ограничение способности человека к занятию трудовой деятельностью, которое может иметь три степени (ранее - группы инвалидности). Самой тяжелой для человека является инвалидность с Ш степенью утраты трудоспособности, при установлении которой признается, что он полностью утрачивает способность к занятию трудовой деятельностью. При установлении II степени считается, что гражданин может продолжать работать, но лишь в определенных профессиях и при создании специально приспособленных условий труда. I степень приводит к незначительным ограничениям способностей человека к занятию трудовой деятельностью. Установленная степень инвалидности влияет непосредственно на размер пенсии и в первую очередь на ее базовую часть. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях она устанавливается в следующих суммах: при III степени - 900 рублей, при II - 450 рублей, при I - 225 рублей в месяц. Для военнослужащих по призыву размер пенсий по инвалидности определяется несколько иначе. За основу берется базовая часть пенсии по возрасту; по общему правилу, это 450 рублей в месяц. Затем эта сумма умножается для III степени на 300 %, для II - на 250 % и для I - на 175 %. Для кадровых военнослужащих сохранен прежний порядок исчисления пенсий по инвалидности. Он зависит от причины инвалидности: военная травма, т. е. ранение, контузия, увечье, полученные при защите Родины, иное заболевание, не связанное с исполнением обязанностей военной службы, и группы инвалидности. Размеры пенсий по инвалидности не делятся на базовую, страховую и накопительную части, за исключением трудовых пенсий, но размеры последних, в свою очередь, не зависят от причин инвалидности, таких как трудовое увечье, профессиональное или общее заболевание.
Социальные пенсии Право на социальные пенсии закреплено ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Такое название имеет несколько условное значение, так как любые платежи в сфере социального обеспечения являются социальными. Они названы так для того, чтобы была возможность отграничить их от пенсий, которые назначаются гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью. Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Закон выделяет три категории таких граждан: 1) инвалиды с ограничением способности к труду III, II или I степени (в том числе инвалиды с детства), если они не имеют права на трудовую пенсию, дети-инвалиды, а также инвалиды, хотя и имеющие соответствующий трудовой или страховой стаж, который давал бы им право на трудовую или государственную пенсию, но получившие инвалидность в связи с совершением ими умышленного преступления или в результате умышленного причинения вреда своему здоровью; 2) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, в том числе дети умершей одинокой матери, если они не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца; 3) лица, достигшие общеустановленного 60- и 55-летнего пенсионного возраста (для малочисленных народностей Севера -возраста 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно), если они не имеют права на пенсию по возрасту. Размеры этих пенсий не велики и по этому признаку социальные пенсии в большей степени можно отнести к числу пособий. Они колеблются от 385 до 900 рублей в месяц и исчисляются в процентном отношении (от 85 до 100 %) к базовой части пенсии по возрасту или инвалидности. Кроме того, закон устанавливает их минимальные пределы.
Негосударственные пенсии Относительно новым способом пенсионного обеспечения являются пенсии, выплачиваемые гражданам из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах». На 1 января 2000 г. такие фонды существовали в 49 субъектах РФ, их участниками являлись около 2 млн. человек, а пенсии из них получали около 200 тыс. человек. Размер пенсий в среднем составлял около 30 % назначенных государственных пенсий. Эти цифры свидетельствуют, что данная система пенсионного обеспечения достаточно перспективна. Однако ее нормальное функционирование возможно лишь при условии, что будут обеспечены надежные государственные гарантии ее стабильности. Основанием негосударственного пенсионного обеспечения является трехсторонний договор между негосударственным пенсионным фондом, вкладчиком (т. е, физическим или юридическим лицом, осуществляющим платежи в денежной или натуральной форме в пользу участника) и участником (т. е. гражданином или семьей - получателями негосударственной пенсии). Вкладчиком может быть и сам участник; в этом случае договор является двухсторонним. Все условия пенсионного обеспечения, в том числе основания и виды пенсий, условия, размеры и порядок их выплаты, определяются заключенным договором. Эти положения, как правило, указываются в пенсионных схемах, разрабатываемых фондом, к которым вкладчик (участник) присоединяется в полном объеме, либо в которые по договоренности сторон вносятся определенные коррективы. Негосударственные пенсионные фонды - это некоммерческие организации, которые должны иметь лицензию на занятие соответствующей деятельностью и быть зарегистрированы в установленном порядке. В целях контроля за деятельностью этих организаций в их структуре создается попечительский совет. Внешний же контроль осуществляют специальные государственные органы - инспекции негосударственных пенсионных фондов.
Пособия: понятие и виды Пособия занимают по своей значимости второе после пенсий место в системе права социального обеспечения. С пенсиями их объединяет многое: денежная форма, периодичность выплаты, основания предоставления, но также многое и отличает. Например, пособия могут выплачиваться в полной сумме единовременно, эпизодически, они могут назначаться по другим основаниям, к примеру, деторождение, необходимость санаторно-курортного лечения и др. Главная же особенность рассматриваемых видов денежных выплат состоит в том, что если пенсии устанавливаются с целью содержания гражданина, то пособия - для оказания ему разовой либо временной помощи. Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (ежемесячно) или единовременно с целью оказания им помощи в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством. Пособия имеют много разновидностей, часть из которых сгруппирована в два основных института, состоящих из ряда субинститутов. Это институт пособий по государственному социальному страхованию, который закреплен одноименным Положением от 12 ноября 1984 г., и институт государственных пособий гражданам, имеющим детей, основные положения которого закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Пособие по безработице В связи с появлением в нашей стране безработицы в конце 80-х - начале 90-х годов XX века государством начали приниматься меры по нейтрализации ее отрицательных последствий. С этой цепью, в частности, был принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Этим законом была закреплена система мер по оказанию содействия незанятому населению, в том числе предусмотрена выплата пособия по безработице. Названным законом определена продолжительность (12 календарных месяцев), в том числе суммарная (18 месяцев), выплаты этого пособия и его размеры. Последние дифференцируются в зависимости от этапов. По общему правилу, на первом этапе продолжительностью в три месяца размер пособия составляет 15 % заработка, который гражданин получал до признания его безработным, на втором (четыре месяца) - 60 % и на последнем - 45 % заработка. Помимо рассмотренных, действующее законодательство закрепляет и ряд других единовременных и периодических пособий, например единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека, пособие гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом и т. д. Номенклатура этих пособий постоянно меняется и зависит от определенных условий и обстоятельств, в которых государство считает себя обязанным оказывать материальную помощь гражданам. Следовательно, для того чтобы составить представление о том, какие пособия существуют, об их размерах, условиях и порядке получения, нужно всякий раз обращаться к изучению специальных нормативных актов.
Административные наказания Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания. КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является; 2) административный штраф. Административный штраф -это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений. Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой устанавливается в величине, кратной: • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов). Устанавливаемый таким образом размер штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ в отношении граждан, 50 (а в ряде случаев 100) - в отношении должностных лиц, 1000 (а в ряде случаев 5000) -в отношении юридических лиц; • стоимости предмета административного правонарушения, но не более трехкратного размера его стоимости; • сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незаконной валютной операции, но не более трехкратного размера указанных сумм; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездное изъятие заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, использования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности; в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления. Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов: • лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является; • лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; • лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств'; 6) административный арест. Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II степени. Административный арест назначается судьей; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами; 8) дисквалификация. Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей. Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут. По вполне понятным причинам юридическому лицу могут быть назначены не все перечисленные виды административных наказаний, а только первые четыре из них. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.
Лица, уполномоченные назначать административные наказания Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся, органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и многие другие (всего около 60 видов органов и должностных лиц). Применение административной ответственности составляет особую, исключительную компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т. е. в порядке реализации им административно-юрисдикционной компетенции.
ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Социальная защита и социальное обеспечение В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследованиях. Объясняется этот повышенный интерес прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, - переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения. Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широкая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной защиты должна решаться с помощью всей правовой системы России, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан. В свою очередь, защита, в том числе и социальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в данной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачивают (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т. д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную. Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъектами-получателями социальных выплат и натуральных предоставлений правил
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.067 с.) |