Технические характеристики электроподвижного состава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические характеристики электроподвижного состава



     2.1 Технические характеристики ТПС

Тяговые подвижные средства – локомотивы и мотор – вагонный подвижной состав – составляют основу инфраструктуры локомотивного хозяйства.

Общая численность инвентарного парка ТПС на 01.10.2007 г. составляет 35,1 тыс. тяговых единиц (электровозы, дизель поезда, автомотрисы), из них 9464 – электровозы. Количество ТПС, приписанных в депо, достигает 300 единиц.

Технические характеристики локомотивов определяются тяговыми, эксплуатационными и экономическими показателями и должны соответствовать назначению (роду службы), уровню технического прогресса в области транспортного машиностроения.

К тяговым показателям относятся реализуемые силы тяги и скорости движения продолжительного и расчетного режимов. По этим показателям определяется максимальная (критическая) масса состава. Тяговые показатели характеризуются также конструкционной, т. е. максимально допустимой скоростью, нагрузкой от колесной пары на рельсы, мощностью часового режима на валах тяговых двигателей, или номинальной мощностью первичного двигателя и, наконец, приспособленностью локомотива к переменному режиму работы.

К эксплуатационным показателям локомотива относятся надежность в работе, ремонтопригодность, степень автономности, мобильности и автоматизации управления, обеспечения безопасности движения и комфортных условий труда для локомотивной бригады.

    Экономические показатели локомотивов характеризуются коэффициентом полезного действия, энергетическими затратами на единицу мощности или перевозимого груза, расходом металла на единицу мощности, сроком окупаемости или строительной стоимостью, удельными расходами на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

    В настоящее время весь грузооборот осваивается электровозами и тепловозами. В годы послевоенных пятилеток были улучшены тягово-энергетические характеристики поставляемых локомотивов: возросли их мощность и конструкционная скорость. Тяговые свойства локомотивов улучшились одновременно со снижением их массы на единицу мощности, повышением надежности и долговечности агрегатов и узлов.

Большое внимание уделяется улучшению технико-эксплуатационных свойств локомотивов. Прежде всего, это относится к созданию локомотивов, способных совершать большие пробеги без специального технического обслуживания и без пополнения запасов топлива, песка и других материалов. Современные тепловозы и электровозы проходят техническое обслуживание после пробега до 2300 км, а их межэкипировочный пробег достигает в зависимости от массы поезда и профиля пути 500-1200 км. Эти особенности позволили использовать современные локомотивы на участках большой протяженности без отцепок от поезда и обеспечить их высокие среднесуточные пробеги и производительность.

 

Электровозы

Ряд авторов (Н.А. Фуфрянский, А.С. Нестрахов и другие) выделяют три поколения электровозов. К первому поколению относятся электровозы: ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, построенные до 1960 г.

К электровозам второго поколения принадлежат восьмиосные двухсекционные электровозы постоянного тока ВЛ10 и переменного тока ВЛ80 (первые образцы которых были созданы Тбилисским и Новочеркасским электровозостроительными заводами в 1961 г.). Они отличаются передачей усилий через кузов, высокой унификацией базовых деталей и узлов, улучшенным рессорным двухступенчатым подвешиванием с противоотносным устройством и гидравлическими амортизаторами, наличием бесчелюстных тележек с резинометаллическими элементами. На этих электровозах использован более высокий класс изоляции электрического оборудования, применено рекуперативное торможение в широком диапазоне скоростей. На базе электровоза ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе позднее был разработан и создан электровоз ВЛ11, который может работать в двух-, трех- и четырехсекционном исполнении по системе многих единиц.

В тяговых электродвигателях электровозов ВЛ80 впервые в отечественной практике была применена компенсационная обмотка, что позволило увеличить мощность двигателя с 690 до 790 кВт при одновременном снижении массы с 50000 до 4350 кг.

В 1966 г. были построены первые электровозы двойного питания ВЛ82. В 1972 – 1974 гг. была выпущена новая партия электровозов, способных работать на постоянном и переменном токе, получивших обозначение ВЛ82м. Электровозы двойного питания также можно отнести ко второму поколению.

Широкое внедрение электровозов второго поколения значительно повысило эффективность электрической тяги. Однако повышение мощности основных силовых агрегатов, определенное усложнение узлов и электрических схем, увеличение числа осей привело к снижению эксплуатационной надежности по сравнению с электровозами первого поколения. Проведенные работы по модернизации электровозов (применение люлечного подвешивания, наклонных тяг, повышение надежности экипажной части, применение бесконтактных аппаратов управления, быстродействующих контакторов, электронных устройств защиты и т. д.) несколько повысили технический уровень электровозов второго поколения, но полностью не обеспечили необходимую качественную степень улучшения их характеристик.

Ряд принципиальных технических решений, направленных на улучшение характеристик, был внедрен на электровозах третьего поколения. К ним следует отнести электровозы переменного тока ВЛ80р (опытный образец этого электровоза был изготовлен Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ) в 1967 г.), ВЛ85, ВЛ86ф. Эти электровозы отличает плавное (бесступенчатое) регулирование выпрямленного напряжения во всем диапазоне скоростей, что вместе с несколько увеличенной сцепной массой и быстродействующей бесконтактной электронной системой управления обеспечивает увеличение реализуемого коэффициента сцепления, а следовательно, и вождение поездов большей массы. Улучшена и тормозная система электровозов.

Двенадцатиосный электровоз переменного тока ВЛ85 построен Новочеркасским электровозостроительным заводом. Он предназначен для вождения супертяжеловесных поездов в районах, для которых характерны широкий диапазон колебаний температуры окружающего воздуха (от –60 до +40°C), значительная высота над уровнем моря (до 1400 м), высокая влажность, сильные ветры, затяжные подъемы и спуски с крутизной до 18%. Таковы условия, например, на Байкало-Амурской железной дороге. Схемой электровоза ВЛ85 предусмотрено автоматическое управление, как в режиме тяги, так и в режиме электрического торможения. Подвеска тягового привода – опорно-осевая. В настоящее время проходит испытание электровоза 2ЭС5К (Ермак), которым предполагают заменить электровозы ВЛ85.

Пассажирские электровозы для железных дорог СССР поставляло объединение чехославацких заводов «Шкода». Электровозы постоянного тока ЧС2, ЧС3, ЧС2т, ЧС7, ЧС200 и ЧС6 и переменного ЧС4, ЧС4т, ЧС8 имеют конструкционную скорость 180 км/ч (ЧС200 – 200 км/ч) и оборудованы опорно-рамным подвешиванием тяговых электродвигателей. У электровозов ЧС3, ЧС200, ЧС6, ЧС7 и ЧС8 двухосные тележки, а у ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т – трехосные. Электровоз ЧС8 может водить поезда из 23 пассажирских вагонов на участках с подъемами до 15% со скоростью 85 км/ч. В настоящее время на участках переменного тока их заменяют электровозами ЭП-1, построенными на НЭВЗ.

Основные расчетные характеристики электровозов, построенных после 1960 г., представлены в таблице 2.1.

 

Электропоезда

 

В течение многих лет электропоезда для отечественных железных дорог строятся на базе электропоездов постоянного тока ЭР2 и переменного ЭР9. В 60-х годах были созданы восьмивагонные электропоезда ЭР22 с улучшенными эксплуатационными качествами, рекуперативно-реостатным тормозом (ЭР22В). Они заменяются новыми электропоездами ЭТ2М, ЭД-2Т, ЭД-4, ЭД-6В. В 1980 г. началась эксплуатация высокоскоростного междугородного электропоезда ЭР200 с бесконтактным импульсным тиристорным управлением, автомашинистом, дисковыми магниторельсовыми тормозами. В конструкции вагонов ЭР200 обтекаемой формы применены алюминиевые сплавы, что уменьшило массу вагона на 4,5 т по сравнению со стальными.

В таблице 2.2 даны характеристики эксплуатируемых электропоездов.


 

 

Таблица 2.1 – Основные характеристики электровозов, построенных после 1960 г.

 

 

Показатель

Значение показателей для электровозов

Переменного тока

Постоянного тока

ВЛ60к ВЛ80к ВЛ80т ВЛ80р ВЛ82м ВЛ80с (3 секции) ВЛ85 ЧС8 ЭП1 ВЛ8 ВЛ8м ВЛ10 ВЛ11 ВЛ10у ВЛ11 (3 секции) ВЛ15 ЧС7
Осевая характеристика 3о-3о 2(2о-2о) 2(2о-2о) 2(2о-2о) 2(2о-2о) 3(2о-2о) 2(2о-2о-2о) 2(2о-2о) 2+2о+2о 2(2о+ 2о) 2(2о-2о) 2(2о-2о) 3(2о-2о) 2(2о-2о- 2о) 2(2о-2о)
Сцепная масса, т 138 184 192 192 200 285 288 160 138 184 184 200 276 300 160
Длина по осям автосцепок, мм 20800 32840 32840 32840 33500 48000 45000 33000 22500 27520 32840 32840 48000 45000 33000
Мощность, кВт часового режима продолжительного режима   4590 4040     6520 5960   6520 5960   6520 5960   6040 5760   9780 9240     11400 10800   – 7200   4700 4400   4200 3660   5200 4500   5280 4530   7800 6750   10000 9600   – 7200
Расчетная касательная сила тяги, кН 361 958 508 508 485 755 706 238 456 451 493 680 740
Расчетная скорость, км/ч 43,5 43,5 43,5 43,5 50,5 43,4 50,0 70 44,3 46,7 45,8 46,7 45,0
Конструкционная скорость, км/ч 100 110 110 110 110 110 110 180 140 80/100 110 110 110 110 180
Сила тяги при трогании, кН 485 650 650 674 668 941 941 595 614 665 919 941

 

 



Таблица 2.2 – Основные характеристики электропоездов

 

 

 

Показатель

Значение показателей для электропоездов

Постоянного тока

Переменного тока
ЭР2 ЭР2Т ЭТ2М ЭД2Т, ЭД4М ЭР200 ЭР9, ЭР9П, ЭР9М, ЭР9Е
Год  выпуска 1962 1988 1996 1996 1973 1961 1964 1976 1982
Основная составность поезда 2Г+5М+3П 2Г+5М+3П 2Г+5М+3П 2Г+5М+3П 12М+2Г 2Г+5М+3П
Длина кузова вагона, мм 19600 19600 19600 21500 26000 19600
Длина поезда, м 201,8 201,8 201,8      
Масса тары поезда, т 469,7 494,8 604,2 622,6   489
Число мест для сидения 1037 1039 1056 1088 816 1050
Мощность тяговых электродвигателей, кВт   4000   4800   4800   4700   10320   3600
Конструктивная скорость, км/ч 130 130 130 130 200 130
Электрическое торможение Реостатное магниторельсовое

Перспективный ЭПС

 

Департамент локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» организовал разработку и утвердил на перспективу типы и основные параметры электровозов (таблица 2.3) и электропоездов.


Таблица 2.3 – Типы и основные параметры перспективных электровозов

 

Параметры

Пассажирские шестиосные

Пассажирские четырехосные

Пассажирские скоростные

Грузовые

 шестиосные

Грузовые

четырехосные секции

Условное обозначение серии ЭП2 ЭП3 ЭП4 ЭП5 ЭП100 ЭП200 Э2 Э3 ЭС4 (2·ЭС4) ЭС5 (2·ЭС5)
Заменяемая серия ЧС2 ЧС2Т ЧС4 ЧС4Т ЧС200 ВЛ10 ВЛ11 ВЛ80 ВЛ10 ВЛ11 ВЛ80
Номинальное напряжение 3 кВ 25 кВ 50 Гц 3 кВ 25 кВ 50 Гц 3 кВ 25 кВ 50 Гц 3 кВ 25кВ 50 Гц 3 кВ 25 кВ 50 Гц
Габарит по ГОСТ 9238-83

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69

У(УХЛ)1

–50… +40ºС (–60… +40ºС)

Номинальная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс)

211…221

(21,5…22,5)

186…196

(19…20)

226…245

(23…25)

Служебная масса, т

129…135

86…90

152…160

138…150

92…100

2·(92…100)

Осевая формула

2о-2о-2о

3о-3о

2о-2о

2о+2о+2о+2о

2о-2о-2о

2о-2о

2·(2о-2о)

Номинальный диаметр бандажа по кругу катания, мм

 

1250

Конструкционная скорость, км/ч

160

200

120

Тип тягового электродвигателя

Асинхронный

Тип тягового привода

3-го класса

(с опорно-рамным подвешиванием двигателя и

редуктора)3

1-го класса

(с опорно-осевым подвешиванием двигателя)

Мощность продолжительного режима на валах тяговых двигателей, кВт

6600

4400

7800

5700…6000

3800…4000

2·(3800…4000)

Сила тяги расчетного режима, кН

310

210

280

370…390

240…260

2·(240…260)

Максимальная сила тяги при трогании, кН

400

265

400

564…588

376…392

2·(376…392)

Сила тяги при максимальной скорости, кН

147

98

140

170…180

114…120

2·(114…120)

Коэффициент мощности в диапазоне мощностей от 0,25 продолжительной до максимальной, не менее 0,95 0,95 0,95 0,95 0,95

 

Продолжение таблицы 2.3

 

Система электроснабжения пассажирского поезда: мощность, кВт, не менее номинальное напряжение, В

 

 

1200

 

3000

 

 

не предусматривается

Максимальная мощность (с учетом вспомогательных нагрузок и электроснабжения поезда), кВт, не более 8800 8400 6300 6000 9600 10200 6400 7400 4600 (9200) 4900 (9800)
Ток часового режима на один токоприемник, А, не более 3200 750 2200 750 3200 750 2200 750 3200 750
Мощность электрического тормоза на валах тяговых двигателей, кВт: рекуперативного на постоянном и переменном токе реостатного на постоянном токе

 

не менее 6000

 

 

не менее 4500

 

 

не менее 4000

 

 

не менее 3000

 

не менее 6500

 

 

не менее 4500

 

5700…6000

 

 

4200…45000

 

3800…4000

2·(3800…4000)

 

2800…3000

2·(2800…3000)

Тип вспомогательного привода

Асинхронный с плавным регулированием

Система управления

Электронная, микропоцессорная

Обеспечения безопасности движения

Комплексное локомотивное устройство с цифровым радиоканалом

Безопасность жизни и здоровья локомотивных бригад

Обеспечение современных санитарно-гигиенических требований

 

 

Таблица 2.4 – Типы и основные параметры перспективных электропоездов

 

Условное обозначение типа   ЭГ1   ЭГ2   ЭЛ3   ЭЛ4   ЭМ5   ЭМ6   ЭМ7   ЭС8   ЭС9
Заменяемые серии

-

ЭД9М ЭД4М ЭТ2М ЭД9МК ЭД4МК ЭТ2Л - ЭР200 -

Эксплуатационные показатели

Участок оборота, км

не более 60

не более 150

150…700

более 300

Род тока, номинальное напряжение на токоприемнике перемен-ный 25 кВ, 50 Гц постоянный 3 кВ перемен-ный 25 кВ, 50 Гц постоянный 3 кВ переменный 25 кВ, 50 Гц постоян-ный 3 кВ постоян- ный 3кВ и переменный 25кВ, 50 Гц постоянный 3 кВ постоян- ный 3кВ и переменный 25кВ, 50 Гц

 

 

Продолжение таблицы 2.4

 

Скорость, км/ч: конструкционная максимальная в эксплуатации

 

160

 

100

 

160

 

120

 

160

 

160

 

250

 

250

Среднее ускорение до 60 км/ч, м/с2

 

не менее 0,9

 

0,70…0,85

0,45…0,65

0,40…0,60

Среднее замедление с 80 км/ч, м/с2

 

не менее 0,9

0,70…0,85

Остаточное ускорение на максимальной скорости, м/с2, не менее

 

 

 

 

0,05

Время разгона до максимальной скорости (на площадке), с, не более

 

 

55

 

 

85

 

 

200

 

 

450

Расчетная длина перегона, км

1,7

3,5 3,0

Участок обращения

Вид электрического торможения Рекупе- ративное   Рекупера- тивно-реостатное Рекупе- ратив- ное   Рекупера- тивно-реостатное Рекупе- ратив- ное  

 

Рекуперативно-реостатное

Климатическое исполнение, диапазон рабочих температур

 

У

–40…+40ºС

 

У

–50…+40ºС

 

У

–40…+40ºС

Высота платформ, мм

1100…1400

200…1400

1100…1400

(вариант 200…1400)

1100…1400

Массо - габаритные показатели

Габарит по ГОСТ 9238-83

Та

Длина вагона, м

21,5

25,0…27,0

Основная составность вагонов

 

7

  9   11

 

10

 

12

Максимальная длина поезда, м

 

220

 

264

 

350

 

330

Число входных дверей для пассажиров на одну сторону вагона

 

 

2 или 3

 

 

2

Ширина дверного проема, мм

 

не менее 1250

 

1250

 

980

 

Окончание таблицы 2.4

 

Нагрузка от колесной пары на рельсы при максимальной населенности, кН, не более: моторного прицепного (головного)

 

 

200

170

 

 

200

160

 

 

160

130

Номинальный диаметр колеса по кругу катания, мм

 

950

Комфорт проезда пассажиров

Число мест для сидения в вагоне, не менее: с кабиной управления без кабины управления

 

 

44

 

72

    60   112     60   116

 

Определяется условиями комфорта проезда

пассажиров

Число мест для сидения в поезде основной составности, не менее

 

 

430

    900     1100

 

 

Определяется условиями комфорта проезда

пассажиров

Безопасность жизни и  здоровья

Обеспечение современных санитарно-гигиенических и эргономических требований

Санузлы

Экологически чистые туалеты и

умывальники в головных вагонах

Экологически чистые туалеты и умывальники

в каждом вагоне

Проезд инвалидов

В головных вагонах места и туалеты для инвалидов в колясках

Сервисные услуги

Мониторы для информации пассажиров

Мониторы для информации пассажиров. Междугородный телефон, аудио- и видео трансляция. Предоставление горячих и прохладительных напитков. Бары, буфеты.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.167 с.)