Государственный долг и управление им 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный долг и управление им



Привлечение внутреннего и внешнего государственного кредита ведет к образованию государственного долга РБ. Выделяют два понятия:

1. Государственный внутренний долг РБ – общая сумма основного долга РБ по внутренним государственным займам на определенный момент времени.

2. Внешний государственный долг РБ - общая сумма основного долга РБ по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Понятие основной долг – это сумма займа или кредита фактически полученная заемщиком подлежащая возврату и не возвращенная им.

Общая сумма государственного долга - это показатель состояния финансов государства.

Государственный долг - это совокупность или сумма внутреннего и внешнего государственного долга на определенный момент времени.

Государственный долг РБ имеет следующие формы долговых обязательств:

1. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РБ, как заемщика

2. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РБ

3. Государственные гарантии, предъявляемые к оплате

4. Соглашение и договоры, заключенные от имени РБ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Кроме названных видов долга (внутреннего и внешнего) различают также капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг – составляет расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Виды государственного долга

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге РБ, является бюджетный кодекс РБ. Этим кодексом определены понятия, состав государственного долга, порядок его обслуживания и сроки погашения. Внутренний государственный долг может выступать в виде:

1. Займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица совета министров РБ

2. Кредитов Национального банка РБ

3. Других долговых обязательств гарантированных советом министров РБ

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица совета министров РБ принадлежит только министерству финансов РБ. Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга РБ, а порядок управления и обслуживания их регулируется решениями местных советов депутатов. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит – предельный размер внутреннего государственного долга.

Внешний государственной долг РБ – это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определенный период времени. Размер внешнего государственного долга постоянно изменяется из-за ежегодных операций по получению новых займов, изменению условий их предоставления, а также погашения полученных ранее сумм (обязательств). В законе о государственном бюджете также устанавливается лимит внешнего долга. Важными источниками погашения внешнего государственного долга является:

1. Увеличение экспорта в зарубежные страны

2. Возврат государственного долга Белоруссии другими странами.

Управление государственного долга – это непрерывный поэтапный процесс формирования и распределения средств государственного долга и его обслуживания.

В РБ управление государственным долгом осуществляет правительством РБ.

Этапы процесса управления государственным долгом:

1. Планирование объема (предельных размеров) государственных обязательств на текущий период и выбор основных инструментов привлечения ресурсов.

2. Привлечение финансовых ресурсов, как путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, так и заключение внешних договоров по кредитованию

3. Обслуживание (погашение основных сумм долговых обязательств и уплата процентов)

Источники погашения долга:

1. Средства государственного бюджета

2. Золотовалютные резервы

3. Ресурсы, полученные от реализации объектов государственной собственности

4. Дополнительная эмиссия займов

5. Внешние кредиты

Для управления государственным долгом могут использоваться следующие меры:

1. Рефинансирование долга – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

2. Консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов, возможно и уменьшение срока действия государственного займа

3. Аннулирование государственного долга – ситуация, при которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (по внутреннему или по внешнему или по всему общему долгу)

4. Унификация – объединение нескольких займов, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

5. Конверсия – изменение доходности займов, т.е. государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.

6. Отсрочка погашения займа – которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращаются выплаты доходов.

Причины аннулирования государственного долга:

1. В случае финансовой несостоятельности государства, т.е. банкротстве

2. В случае прихода новых политических сил, не признающих финансовые обязательства предшествующих политических сил

 

Государство осуществляет текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства в части формирования и рационального распределения государственного долга, а также постоянный мониторинг расходование средств централизованного фонда (бюджета).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.005 с.)